Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Линейная функция"

Разделы: Математика


Форма урока: урок-аукцион.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая задача:

  • создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях;
  • выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
  • установление межпредметных связей;
  • органичность подачи физического и математического материала.

Цели:

  • систематизировать знания по теме;
  • продолжить развитие навыков аналитического мышления, умения применять знания в нестандартных ситуациях, познавательного интереса;
  • продолжить развитие культуры речи через чтение графиков и формул;
  • развивать навыки коллективного труда, ответственности за успехи коллектива и свои лично;
  • показать единство теорий математики и физики, связь с литературой через народное творчество.

Методы:

  • фронтальный опрос;
  • работа в группах;
  • частично поисковый метод;
  • демонстрационно-иллюстративный.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • листы контроля;
  • таблицы «графики линейной функции».
  • ТСО.

ХОД УРОКА

Звучат фанфары.

Ученик-ведущий: Леди и джентльмены! Приветствуем вас во дворце знаний на аукционе линейных функций! На участие в аукционе подали заявку 4 команды. За ходом торгов следят компетентные независимые наблюдатели.
Вашу финансовую состоятельность мы проверим в ходе пресс-конференции, которую проведет журналист газеты «Математика в школе» (М) и шеф-редактор журнала «В мире физики» (Ф). В ходе пресс-конференции вы сможете заработать бонусы, на которые во время аукциона приобретете интересующие вас лоты. Итак, начинаем!
Слово предоставляется журналисту газеты «Математика в школе»:

  • Леди и джентльмены! Сформулируйте определение линейной функции.
  • Какова область определения линейной функции?
  • Какова область значения линейной функции?
  • Как называется числа k и b в уравнении y = kx + b?
  • Какие из функций, заданные уравнениями у =х, у = х?, у = –9, у = – 1, у = , являются линейными?
  • Что является графиком линейной функции?
  • Сколько нужно точек для построения графика линейной функции? Почему?
  • Как располагается график линейной функции в системе координат в зависимости от знаков k и b?
  • Какой из данных графиков является графическим изображением линейной функции?

Рисунок 1

  • Как называется функция, являющаяся частным видом линейной функции? Каким уравнением она задается?
  • Приведите примеры.
  • Как располагается график прямой пропорциональности в системе координат?
  • Каково может быть взаимное расположение графиков линейной функции в системе координат?
  • При каких условиях графики пересекаются или параллельны?
  • При каком k графики следующих функций параллельны? у = + 2 и у = 3 – 100х
  • Определите по рисунку  значение b

 

Рисунок 2

– А сейчас, леди и джентльмены,  я попрошу вас помочь мне. Задача: «Ученик при построении графиков функций допустил ошибки. Докажите, что графики построены неверно».

Рисунок 3

М: А теперь я передаю слово шеф-редактору журнала «В мире физики».

Ф: Перед вами лежат две тест-таблицы <Приложение 1>, на которых изображены графики различных движений. Ваша задача – указать графики, описывающие:

  1. Равномерное движение.
  2. Состояние покоя.

Ученик-ведущий: Леди и джентльмены! Пресс-конференция окончена. Право принять участие в аукционе получили все команды. Бонусы заработаны, лоты ждут покупателей. Начинаем наш аукцион!!! (ФАНФАРЫ).

М: На торги выставлены 4 лота. Их содержание на столах. Лот получает тот, кто заплатит больше бонусов. Торги начинаются! (ФАНФАРЫ).

М: Лот № 1 <Приложение 2> стартовая цена 1 бонус. Кто больше? Продано.
М: Лот № 2 <Приложение 3> стартовая цена 1 бонус. Кто больше? Продано.
М: Лот № 3 <Приложение 4> стартовая цена 1 бонус. Кто больше? Продано.
М: Лот № 4 <Приложение 5> стартовая цена 1 бонус. Кто больше? Продано.

Через 8 минут каждая команда представляет свое решение на доске.

М: Мы разные графики движения изучали, как скорость, путь и время рассчитать узнали. Теперь попробуем мы знания применить, физические задачи попытаемся решить.

Учащиеся решают задачу <Приложение 6>

Заключение

Вот закончился урок,
Очень мы надеемся,
Что знания пошли вам впрок.
И хотим совет вам дать:
Надо алгебру прилежно изучать,
Чтоб потом на физике решать и ответы получать,
Все, конечно же, на «пять».