Форма урока: урок-аукцион.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая задача:
- создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях;
- выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
- установление межпредметных связей;
- органичность подачи физического и математического материала.
Цели:
- систематизировать знания по теме;
- продолжить развитие навыков аналитического мышления, умения применять знания в нестандартных ситуациях, познавательного интереса;
- продолжить развитие культуры речи через чтение графиков и формул;
- развивать навыки коллективного труда, ответственности за успехи коллектива и свои лично;
- показать единство теорий математики и физики, связь с литературой через народное творчество.
Методы:
- фронтальный опрос;
- работа в группах;
- частично поисковый метод;
- демонстрационно-иллюстративный.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- листы контроля;
- таблицы «графики линейной функции».
- ТСО.
ХОД УРОКА
Звучат фанфары.
Ученик-ведущий: Леди и джентльмены!
Приветствуем вас во дворце знаний на аукционе
линейных функций! На участие в аукционе подали
заявку 4 команды. За ходом торгов следят
компетентные независимые наблюдатели.
Вашу финансовую состоятельность мы проверим в
ходе пресс-конференции, которую проведет
журналист газеты «Математика в школе» (М)
и шеф-редактор журнала «В мире физики» (Ф).
В ходе пресс-конференции вы сможете заработать
бонусы, на которые во время аукциона приобретете
интересующие вас лоты. Итак, начинаем!
Слово предоставляется журналисту газеты
«Математика в школе»:
- Леди и джентльмены! Сформулируйте определение линейной функции.
- Какова область определения линейной функции?
- Какова область значения линейной функции?
- Как называется числа k и b в уравнении y = kx + b?
- Какие из функций, заданные уравнениями у =х, у = х?, у = –9, у = – 1, у = , являются линейными?
- Что является графиком линейной функции?
- Сколько нужно точек для построения графика линейной функции? Почему?
- Как располагается график линейной функции в системе координат в зависимости от знаков k и b?
- Какой из данных графиков является графическим изображением линейной функции?
- Как называется функция, являющаяся частным видом линейной функции? Каким уравнением она задается?
- Приведите примеры.
- Как располагается график прямой пропорциональности в системе координат?
- Каково может быть взаимное расположение графиков линейной функции в системе координат?
- При каких условиях графики пересекаются или параллельны?
- При каком k графики следующих функций параллельны? у = kх + 2 и у = 3 – 100х
- Определите по рисунку значение b
– А сейчас, леди и джентльмены, я попрошу вас помочь мне. Задача: «Ученик при построении графиков функций допустил ошибки. Докажите, что графики построены неверно».
М: А теперь я передаю слово шеф-редактору журнала «В мире физики».
Ф: Перед вами лежат две тест-таблицы <Приложение 1>, на которых изображены графики различных движений. Ваша задача – указать графики, описывающие:
- Равномерное движение.
- Состояние покоя.
Ученик-ведущий: Леди и джентльмены! Пресс-конференция окончена. Право принять участие в аукционе получили все команды. Бонусы заработаны, лоты ждут покупателей. Начинаем наш аукцион!!! (ФАНФАРЫ).
М: На торги выставлены 4 лота. Их содержание на столах. Лот получает тот, кто заплатит больше бонусов. Торги начинаются! (ФАНФАРЫ).
М: Лот № 1 <Приложение
2> стартовая цена 1 бонус. Кто больше?
Продано.
М: Лот № 2 <Приложение
3> стартовая цена 1 бонус. Кто больше?
Продано.
М: Лот № 3 <Приложение
4> стартовая цена 1 бонус. Кто больше?
Продано.
М: Лот № 4 <Приложение
5> стартовая цена 1 бонус. Кто больше?
Продано.
Через 8 минут каждая команда представляет свое решение на доске.
М: Мы разные графики движения изучали, как скорость, путь и время рассчитать узнали. Теперь попробуем мы знания применить, физические задачи попытаемся решить.
Учащиеся решают задачу <Приложение 6>
Заключение
Вот закончился урок,
Очень мы надеемся,
Что знания пошли вам впрок.
И хотим совет вам дать:
Надо алгебру прилежно изучать,
Чтоб потом на физике решать и ответы получать,
Все, конечно же, на «пять».