В современных условиях все большую, актуальность приобретают проблемы экологии. Экология все чаще трактуется как наука, способная решать не только биологические, но и некоторые социальные проблемы, как мировоззрение человека.
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. В условиях экологического кризиса необходимо сформировать у детей экологическую культуру, основанную на осознании непрерывной связи человека с окружающей средой; сформировать общественное отношение к природе, понимание необходимости ее сохранения для будущих поколений. Это нашло отражение в законе Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (2002 год), где сказано: “Организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры отнесены к основам окружающей среды”.
Проблема формирования экологической культуры личности становится особенно важной в период дошкольного детства, когда закладываются первые существенные основы отношения к окружающему миру и к себе самому, так как дошкольный возраст сензитивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящее изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Именно поэтому задачи формирования мировоззрения и экологической культуры представляются первоочередными.
Считаю, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы ты области не специализировался. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому я, как воспитатель дошкольного учреждения любое свое действие, любой содержательный материал оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования. Особое внимание уделяю экологически грамотному поведению ребёнка в природе, вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, против, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.
Поэтому правила поведения он должен не только знать, но прежде всего понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое прячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций (“Птенец на тропе”, “Гнездо”, “Букет цветов”, “Встреча с гадюкой”, “Грибное лукошко”, “Привал”) важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.
Мною разработан цикл занятий, посвященный формированию экологической культуры через ознакомление детей с животным миром Приангарья. Цикл включает: занятия, консультации, викторины, дидактические игры. Очень эффективны для формирования экологической культуры: комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествие “Ты пришел в гости к природе”, научная конференция “Природа просит защиты”, викторина “Внимание Красная книга”, проект “Что такое хорошо и что такое плохо”). Большие возможности для анализа дают экоголоволомки: “Птенец на тропе”, “Не обижайте, муравья”, “Красная книга Приангарья”. Цикл включает занятия, викторины, дидактические игры, консультации, совместные праздники. В своей работе я использую методы работы с привлечением регионального компонента, почему именно регионального компонента? Возник вопрос: Почему гибнет природа? Исчезают насекомые, животные, птицы? Почему наши дети так жестоки к окружающему миру? Почему мы не знаем обитателей своего региона? А причина - незнание. Поэтому первая наша задача: изучить жизнь насекомых, животных и птиц Приангарья, узнать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе. Помочь понять, как жить в гармонии с природой.
Уровень экологической культуры детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляем фотовыставки, проводим консультации, организуем совместные праздники, экскурсии, походы.
Формируя у детей систему знаний, экологическую культуру через ознакомление с животным миром Приангарья, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход за обитателями уголка природы), проводя занятия, праздники, игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей, мы способствуем экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.
Литература.
- Закон Российской федерации “Об охране окружающей среды”
- С.Ф. Сударчикова “Общие вопросы регионализации дошкольного образования”
- Н.А. Рыжова “Я и природа”, “Наш дом – природа” М 1996 г.
- С. Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”
- С. Н. Николаева “Методика экологического воспитания дошкольников” М 1995 г.
- Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду” М. 2004 г.