Урок по предмету "Окружающий мир" во 2-м классе по теме "Горы"

Разделы: Начальная школа


Тема: Горы.

Цели:

  • познакомить с понятием «Горы», со способом образования гор;
  • научить находить некоторые горы на карте.
  • сформировать умение работать в парах и в группах;
  • развивать способность детей высказывать своё мнение;
  • формировать самооценку и способность к рефлексии.

Оборудование:

  • макет горы (при изготовлении макета я использовала песок, пшено, разноцветный пластилин и др. материалы);
  • образцы полезных ископаемых;
  • физическая карта России;
  • набор разрезного изображения глобуса для парной проверочной работы;
  • пробирки;
  • салфетки;
  • магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У: Добрый день, ребята, садитесь! Подарите друг другу добрые улыбки и хорошее настроение. Начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний

У: Перед вами на столах листочки со словами. (Обратная сторона изображения глобуса, которую нужно будет собрать детям как пазлы)
Я предлагаю вам сейчас поработать парами. Вы знаете, что означают эти слова?
Д: Да. …
– Сейчас мы проверим, узнаете ли вы их по определениям. Я буду читать определения, а вы выбираете часть листка с ответом и переворачиваете его. Итак:

  • Огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой (Материк).
  • Постоянный поток воды на поверхности суши (Река).
  • Ровные или холмистые участки суши с небольшими перепадами высот (Равнины).
  • Природный водоем со стоячей водой, заполняющий впадину на поверхности суши (Озеро).
  • Гималаи, Альпы, Уральские … (горы).

– Теперь, когда вы перевернули все листочки, попробуйте сложить их в одну картинку и ответьте, что у вас получилось?
Д: Глобус.
У: Верно изображение глобуса на бумаге, т.е. его восточное полушарие. А что такое глобус? Что изображают на глобусе?
Д:

III. Постановка учебной задачи. Планирование работы

У: Какие молодцы, вы все прекрасно знаете. Но вот каждому слову я дала четкое определение, что такое река, озеро, материк, и т.д. А говоря о горах я сообщила только названия некоторых гор. А знаете ли вы, что такое горы?

Дети высказывают разные варианты.

У: Можете дать четкое определение горам?
Д:
У: Итак, какую же цель мы поставили на нашем уроке, что мы должны будем узнать конце урока:
Д: (фиксация цели на доске).
У: А что бы вы хотели узнать о горах?

Ребята задают вопросы, учитель фиксирует их на доске. Варианты, которые были на уроке:

  • Какие бывают горы?
  • Как « растут» образуются горы?
  • Сколько всего гор в мире?
  • Что находится внутри гор, т.е. из чего состоят горы? и т.д.

У: Хорошо. Давайте теперь подумаем, где мы можем узнать об этом? Каким способом можем получить ответы на интересующие нас вопросы?
Д: – Прочитать в книге.
– Спросить у взрослого.
– Самому провести исследования.
– Съездить на экскурсию и посмотреть.

(Учитель фиксирует на доске значками: на одной карточке глаз, что означает посмотреть, на другой книга, на третьей рука – исследование, на четвертой фигура человека, что означает спросить у взрослого.)

У: Хорошо, я предлагаю начать с ответа вот на этот вопрос. «Из чего состоят горы?» Согласны? Но для этого вам нужно стать геологами.
Давайте с вами встанем и представим, что мы геологи и ходим по горам.

IV. Физминутка. Упражнение «Походка» (по Фоппелю под музыку)

  • Представьте себя в ситуации, что вы идете с хорошим настроением, насвистывая любимую песенку.
  • Как бы вы пошли, если очень долго шли и очень устали?
  • Как бы вы шли, переходя овраг по стволу дерева?
  • Вам на пути встретился ручей, вы переходите его перешагивая по камням.
  • Вы счастливы, у вас все получается.

У: Молодцы, мы отдохнули и продолжаем работу. Ребята, посмотрите на карту. Каким цветом изображают горы? (Ответы детей)
А почему? Как вы думаете, что внутри однородная масса или нет?
Д:
У: Я предлагаю проверить ваши гипотезы: Сегодня у нас работают 5 групп геологов. Объединитесь в группы. Вот перед вами макет горы. Исследуя поверхность земли, геологи берут пробу – керн. Я приглашаю по одному представителю от группы, чтобы они проделали эту работу.

С помощью учителя ребята берут пробу.

– Понаблюдайте в группах, из чего состоит гора. Вы должны найти ответ на вопрос: Это однородная масса или она состоит из слоев?
Обратите внимание на различие этих веществ. Они могут быть рыхлыми или плотными. Вся верхняя толща нашей планеты состоит из горных пород. Это, конечно, макет, а вот настоящие горные породы вы можете посмотреть и даже потрогать руками прочитайте название их.

(Наблюдения в группах).

– Итак, как же мы ответили на вопросы? Из чего состоят горы? (Карточка).

Дети делают вывод что горы состоят из слоёв различных пород. Ответ фиксируется на доске.

V. Работа с текстом

– Для ответа на следующий вопрос «Как образуются горы?» я предлагаю обратиться к учебнику на стр. 18-19. Вы должны будете в группах прочитать текст, обсудить его. Выделить способ или способы образования гор, зафиксировать на листах и сообщить классу о них. На основе обсуждения выберите 1 докладчика.

Работа в группах. Ребята читают, обсуждают ответы на вопрос и фиксируют маркерами на листе А4, затем варианты ответов групп вывешиваются на доску, в классе идёт общее обсуждение всех вариантов и делается один вывод.

У: Итак, как же мы ответим на вопрос: как образуются горы?

Дети делают вывод, который также фиксируется на доске.

У: Но мы узнали и о другой силе, которая разрушает горы, изменяет их внешний вид. Благодаря этой силе образуются молодые и старые горы.

VI. Обобщение

У: Ребята, посмотрите, мы получили ответы на 2 вопроса: Из чего состоят горы и как они образуются, можем ли мы теперь составить определение, что такое горы? Давайте попробуем.

Дети высказывают уже правильные определения.

У: Хорошо! Где мы можем проверить правильность нашего утверждения.
Д: В словаре.
У: Да, верно. Откройте, пожалуйста , словарь и найдите определение термина горы. Итак, мы ответили на главный вопрос нашего урока.

VII. Закрепление

У: А сейчас я предлагаю вам попутешествовать по карте России и найти на ней расположение некоторых гор. (Ребята получают листочки с названиями некоторых гор России и задание: найти их на карте в атласе и показать на Физической карте России.)

VIII. Постановка задачи на следующий урок

– Ребята мы ответили на главный вопрос нашего урока, но у нас остались еще вопросы. Может быть, после урока у вас возникли еще другие вопросы? Вы можете ответить на них на следующем уроке, узнаете в старших классах, а какие-то можете изучить самостоятельно, прочитав книги.

IX. Домашнее задание

– Дома я предлагаю вам выполнить зад.№2 на стр.21. С помощью этого задания вы ответите на один из вопросов.

X. Рефлексия

– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали в группах. А как вы оцениваете свою работу в группе.
– Как работала группа?
– Как работали вы в группе?
– Кто сегодня на уроке совершил для себя какое-нибудь открытие?
– Спасибо всем за урок.