Цель: повторить и обобщить знания по теме “Правление Петра I”
Задачи:
- Закрепить ранее изученный материал, стимулируя познавательный интерес учащихся;
- Развивать навыки самостоятельной деятельности при заполнении таблиц и работы с документами, извлекая необходимую информацию;
- Прививать интерес к истории, воспитывая активную творческую личность.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Оборудование:
На каждого учащегося: лист с заданиями, лист продвижения по службе, шифрограммы
На каждую парту: таблица “Чиновные ранги и титулы к 1917 году (на основе Табели о рангах, введенной Петром 1)” <Приложение № 1>, таблички “Почетные гражданство”, “Личное дворянство”, “Потомственное дворянство” (желательно для каждого названия своя цветовая гамма);
Для учителя:
- задания для мини-экзамена,
- дополнительные задания,
- диск с к/ф “Петр Первый” режиссер В.Петрова
Оформление центральной части доски:
- Тема урока,
- портрет Петра 1 ,
- слова-эпиграф к уроку
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
На дополнительных досках (на обратной невидимой для учащихся стороне):
- Ответ на задания 7, 8, 9
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Прочитайте тему урока и ответьте на вопрос: “В чем сейчас состоит ваша служба перед Отечеством?” (ответы детей) Правильно, в достойной учебе. Эта сейчас ваша основная обязанность. Вы прекрасно знаете, что при Петре 1 каждый мог продвинуться по службе, благодаря своим личным заслугам. Такая возможность появилась и у вас. У каждого на парте лежит желтый лист с документом “Чиновные ранги и титулы” на основе документа Великого Петра 1 “Табели о рангах”. Сколько классов определено по документу? (ответы детей - 14), какой низший класс (ответ – четырнадцатый), а какой высший (ответ – первый). Правильно. Сегодня ваша задача – пройти путь от низшего класса подняться к первому классу и доказать, что вы хорошо изучили тему “Россия при Петре 1”. А для начала заполните ваш лист продвижения по службе. Это маленький листочек, на котором напишите вашу фамилию. На нем вы будете отмечать ваши шаги продвижения по карьерной лестнице. Если вы справились с заданием, то будете отмечать и переходить в следующий класс. Если вы не смогли выполнить задание, то вы остаетесь в том же чине до выполнения задания, дающего вам право перейти в другой класс и подняться ввысь по лестнице.
А напутствием удачи в вашем пути станут слова Петра 1 из к/ф “Петр 1” (включается фрагмент из к/ф “Петр 1” из эпизода “Полтавская битва” с обращением Петра 1 перед началом Полтавской битвы)
2. Основная часть.
1 этап. Учащиеся работают с листом заданий, выполняют задание 1-6 и на первом этапе самостоятельно оценивают себя.
Итак, мы приступаем. Вы приняты на службу в качестве коллежского регистратора. Вам поручили восстановить документ, так со временем он был немного испорчен. (Выполняется задание 1 из листа заданий, заслушивается правильный ответ, учащиеся самостоятельно оценивают себя и отмечают в листе прохождения службы)
Вы попадаете в военную коллегию. Вам поручают много дел, но вы должны выбрать те, за которые отвечает ваше ведомство. (Выполняют задание № 2. Задание проверяется, учащиеся самостоятельно оценивают себя и отмечают в листе прохождения службы)
Вы являетесь чиновником Коммерц-коллегии. Составьте таблицу тех товаров, которые может предложить Россия для продажи, и тех, которые стране необходимо закупить из-за границы. (Учащиеся выполняют задание и оценивают свою работу)
Вы перемещаетесь в Штатс-коллегию, которая занимается расходами государства. Выполняем следующее задание (допустимо использование калькуляторов). (Дети выполняют работу, проверяется задание, оценивают себя и отмечают в листе прохождения службы)
Следующее задание на внимательность. Вы получили документ-указ от Петра 1, вам необходимо внимательно его прослушать и ответить на вопросы. Ответ на два последних вопроса запишите в лист ответа.
С какой целью Петр 1 учредил Сенат?
Сколько персон назначил Петр 1 в Сенат?
Кто занял должность обер-секретаря?
(Дети выполняют работу, проверяется задание, самостоятельно оценивают себя и отмечают в листе прохождения службы)
Вы становитесь чиновником Камер-коллегии, ведающей доходами государственной казны. Давайте прочитаем следующее задание и выполним его.
(Дети выполняют работу, проверяется задание, самостоятельно оценивают себя и отмечают в листе прохождения службы)
2 этап. Следующие три задания учащиеся выполняют самостоятельно на время, оценивает эти задания сосед по парте.
На выполнение этих заданий вам дается пять минут. За это время вы должны выполнить 7, 8, 9 задание.
(Учитель раскрывает запись на доске ответов на эти задания, написанные заранее. Идет взаимопроверка и оценивание выполненных заданий. Учитель подводит итог этой части урока, и меняет таблички дворянства, если изменился статус (личное или же учащийся остается почетными гражданами)
3 этап. Этот этап оценивает учитель.
Вы знаете, что Петр 1 часто проверял, как учились молодые люди за границей. Он устраивал для них экзамены, которые проводил лично. Вот и мы проведем небольшой экзамен. (На столе учителя маленькие экзаменационные билетики со словами-понятиями. Учащиеся должны объяснить эти понятия)
Следующее задание – нужно разгадать шифрограмму. <Приложение № 2> (Раздаются листочки с шифрограммами. Дети выполняют задание. Для тех, кто быстро справился с заданием, учитель предлагает задание – “Определить исторические лица по описанию” <Приложение № 3>)
Подведение итогов.
Зачитывается эпиграф урока. Учитель подчеркивает необходимость всегда трудиться, т.е. служить Отечеству. Труд этот должен быть направлен на благо Отечеству. Подведение итогов деятельности учащихся на уроке учителем. Учащиеся самостоятельно определяют с помощью таблицы чин, в котором они закачивают урок. Учитель говорит о том, что у каждого есть возможность подняться по лестнице выше и предлагает записать домашнее задание.
Домашнее задание.
Творческая работа на выбор: нарисовать рисунок, составить кроссворд, написать стихотворение или рассказ по теме и т.д.
Материал к уроку.
Ученикам.
1. Лист продвижения по службе
Лист продвижения по службе _________________________________________
14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Окончил службу на уроке в чине_________________________________________
2. Лист с заданиями на каждого учащегося
1. Вставьте в тексте пропущенные имена и даты
После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича новыми правителями стали малолетние ____________ и _____________ . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ___________ . В 1689 году царевна ___________ была свергнута. Первым самостоятельным деянием _______________ стал поход в ________ году на Азов.
2. Вычеркните события и дела, выпадающие из общей логики.
Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных уставов, заключение мирного договора с Турцией, подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского, внимание к боевой подготовке войск.
3. Заполните таблицу: в правую графу выпишите те товары, которые Россия экспортировало, а в левую – импортировало:
Внешняя торговля в первой четверти 18 века
Экспорт | Импорт |
Пенька, лен, поташ, табак, кофе, украшения, кружева, металлические изделия, юфть, лес, сало.
4. После проведения ревизии выяснилось, что в России проживает 5 400 000 душ мужского пола крестьян и 1 834 000 – посадских людей. Было известно, что на армию необходимо 4 000 000 рублей, а на флот – 605 220 рублей. Подати на армию разделили поровну между крестьянами, а подати на флот – между посадскими. Сосчитайте, какую подать платил один крестьянин, а какую – один посадский человек.
Крестьянин –
Посадский человек –
5.
6. Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и выделенных клеточках прочтет фамилию первого “прибыльщика”, крепостного графа Шереметьева, ставшего благодаря своим проектам по изысканию доходов для государства крупным чиновником и помещиком.
Вывоз товара за рубеж. 2. Крупное предприятие с разделением ручного труда, где каждый выполнял определенные операции. 3. Человек, забиравшийся в армию по указу Петра 1. 4. Человек, придумывающий новые источники дохода государства. 5. Главный центр торговли с Западной Европой до Петра 1. 6. Город-центр металлургии. 7. Ввоз товара из-за рубежа. 8. Перепись населения.
7 . Тест соотнесите даты и события.
А) 1697-1698 - Б) 1707-1708 - В) 1700-1721 - Г) 1705-1711 - Д) 1705 - |
1) Башкирское восстание 2) Астраханское восстание 3) Северная война 4) Восстание под предводительством К.Булавина 5) Великое посольство |
8. Отметьте – даты и события, относящиеся к внешней политике, а – даты и события, относящиеся к внутренней политике.
9. Распределите по колонкам следующие явления (некоторые из них можно поместить сразу в нескольких колонок)
1. Цифирные школы 2. Морская академия 3. “Ведомости” 4. “Лексиконы”
5. Публичная библиотека 6. Ассамблеи 7. 1 января 8 Открытие полезных ископаемых 9. “бородовые знаки” 10. Горные училища 11. “Юности честное зерцало” 12. Гарнизонные школы 13. Составление карт 14 Изобретение токарного станка 15. Обсерватория.
Образование | Книгоиздательское дело | Наука и техника | Европейские обычаи |
|
|
Учителю.
Задание 5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
Учреждение Сената, 22 февраля 1711 год
Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайло Долгорукий, господин князь Племянников, господин князь Григорий Волконский, Господин Самарин, господин Василий Апухтин, господин Мельницкий, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин.
Вопросы:
- С какой целью Петр 1 учредил Сенат?
- Сколько персон назначил Петр 1 в Сенат?
- Кто занял должность обер-секретаря?
Задание к мини-экзамену.
Абсолютная монархия | Рекрутская повинность |
Гетман | Табель о рангах |
Губернии | Синод |
Сенат | Коллегии |
Протекционизм | Меркантилизм |
Обсерватория | Клавикорды |
Кунсткамера | Ассамблеи |
Магистрат | Подушная подать |
Приписные крестьяне | Генеральное сражение |
Перечислить народные движения при Петре 1 | Регент |
Ревизия | Как стало называться государство при Петре 1 |
Мануфактура | Великое посольство |