Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Главная цель исследования – установление истины, "того, что есть", "наблюдение" за объектом. Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания.
В основе концепции исследовательской деятельности – признание необходимости включения учащихся в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений.
Ожидаемые результаты: активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе
Цели:
- Выяснить, какой частью речи является слово “не” и как “не” пишется с глаголами;
- Развитие навыка самостоятельной работы у учащихся и умения работать в группе; внимания;
- Воспитание чувства коллективизма.
Ход урока
1. Орг. момент.
Если что-то не так – напрягись,
Подучи, поднажми, подтянись,
Подучи, поднажми, поднасядь,
И в итоге – заветная пять!
2. Определение темы урока.
Ребята, сегодня у нас урок исследование, а вы исследователи. Каждое исследование проводится по плану. Вспомните этот план. (Ответы детей + слайд)
- По плану мы должны выбрать объект исследования. В выборе нам поможет работа по карточке № 1. Эта карточка у вас одна на 2 человека, значит, работать вы будете в парах.
Проверка работы в парах по рядам.
- Ребята первого ряда получили правила поведения в школе. Прочитайте, что у вас получилось.
- Мне очень приятно, что вы знаете правила и, конечно же, их выполняете.
- Ребята 2-го ряда получили текст, про мальчика Петю. Послушайте, что у них получилось, и подумайте, чему этот текст нас учит.
- Ребята 3-го ряда должны были дополнить пословицы. Прослушав их ответы, попробуйте выбрать пословицу, которая соответствовала бы духу исследователя.
Что за слово вы добавили в свои работы?
- Не – это объект нашего исследования, который мы будем исследовать по плану, вывешенному на доске, а результаты исследования будете заносить в таблицу № 1.
3. Исследование слова “не”.
а) – Чем является слово не?
Для ответа на этот вопрос мы поработаем в группе по карточке № 2. (Если какая-то группа справится с заданием быстрее, то получает доп. задание:
- определите связь между исследовательской деятельностью, частицей не и словами на экране (торопись, ленись, скучай).
Проверка:
- Какой же частью речи является слово не?
- Есть ли у кого возражения? дополнения?
- У кого получилось так же оставьте верхнюю часть прямоугольника в таблице №1 белой, если есть ошибки- то в красный.
- Запишите в таблицу свои наблюдения.
б) Чистописание.
- Определите связь между исследовательской деятельностью, частицей не и словами на экране (торопись, ленись, скучай) (доп. задание).
- Запишите в тетради 3 раза слово не, соблюдая правила написания.
- Чем является слово не?
- Запишите слово частица и разберите его по составу.
в) Какую роль выполняет частица в предложении?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прослушать сказку и посмотреть инсценировку.
Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он признавался: “Люблю!”, а она отвечала: “Не люблю!”. Он говорил: “Верю”, а она ему: “Не верю”.
И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул и …(инсценировка).
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!..
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдешь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
(А Шибаев)
- Что же делает частица в предложении?
(Частица не всё отрицает)
-Запишите вывод в таблицу.
г) Как пишется частица не со словами?
- На экране вы видите 2 столбика слов. Понаблюдайте за их написанием и сделайте вывод. (Карточка № 3)
(Дети делают вывод о том, что частица не с глаголами пишется раздельно.)
- Ваши наблюдения запишите в таблицу.
- Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку (приложение), но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму.
Проверка: сравните свою запись с записью на экране. Если всё совпадает, то раскрасьте вторую часть прямоугольника в красный цвет, если нет – в жёлтый.
д) Физминутка.
Серёжа – славный барабанщик,
Он сыплет трелью: бум, бум, бум!
Он не колотит, как попало,
Не барабанит наобум
- Вперёд, вперёд, друзья, спешите,
Идите радостно вперёд.
За строем строй и взвод за взводом,
Пускай никто не отстаёт!
е) Всегда ли частица не пишется с глаголами раздельно?
- Выполните задание карточки № 4 в группе.
- Что вы заметили? Ошибка ли это?
(С некоторыми глаголами не написана слитно.)
- Как доказать правильность вашего рассуждения?
(Если дети затрудняются, надо попросить их закрыть не и прочитать, что получилось)
- Запишите вывод в таблицу.
4. Закрепление нового материала.
- Работаем по карточке № 5. Ребята из 1, 3, 5 групп выписывают из стихотворения не с глаголами, которые пишутся раздельно, а ребята 2 и 4 групп – не с глаголами, которые пишутся слитно.
- Проверьте правильность по слайду. Если всё правильно, то раскрасьте нижнюю часть прямоугольника в жёлтый цвет, если нет – то оставьте белой.
5. Самопроверка.
- Ребята, посмотрите на прямоугольник. Что он вам напоминает?
(Если ребята справились с заданиями, то у них получается флаг РСО-Алании.)
- Людям, живущим в Осетии, присущи свои обычаи и традиции, показывающие высокую культуру осетинского общества. Многое они себе не позволяют.
Приведите примеры, чего не должен делать житель Осетии.
6. Рефлексия.
- Какие результаты у вас получились? (таблица)
- В чём вам помогло наше исследование?
- У каждого из вас на столе три листочка с фразеологизмами. Определите своё состояние после исследования и поднимите соответствующую карточку.
(КАША В ГОЛОВЕ; НИ В ЗУБ НОГОЙ; СВЕТЛАЯ ГОЛОВА)
Отдохни, отдышись,
Отоспись, отлежись, оттянись,
Оторвись от всего, отвлекись -
И за новое дело берись.
ПРИЛОЖЕНИЕ. (Карточки)