Работа над круглыми числами на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить запись и название круглых чисел, отработать навыки действий с ними.
  2. Закрепить решение уравнений и текстовых задач.
  3. Воспитывать любовь к природе родного края; прививать основы экологических знаний.

Ход урока

1. Организационный момент, настрой на урок.

Дети наизусть рассказывают хором стих:

Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Каждой вещи своё место
А девиз у нас такой:
“Все, что надо – под рукой!”

(Дети садятся)

Учитель: Тема и цель нашего урока заключены в пословице:

На доске: “Повторять да учить – ум точить”

Учитель: Сегодня на уроке математики мы будем не только считать, но и поговорим об экологии. Потому что человек и окружающая его природа – это единое целое. Мы должны беречь окружающий нас мир, потому что, как сказал М.Пришвин: “Охранять природу – значит охранять Родину”. Свои знания и умения человек должен направлять на добрые дела.

На территории нашей республики есть прекрасный заповедник “Большая Кокшага”: И сегодня 14 марта – день рождения заповедника

Учитель: А зачем нужны заповедники?

(Ответы детей)

Учитель: Очень много интересного о заповеднике “Большая Кокшага” можно узнать из брошюр.

(Учитель рекомендует детям некоторые из них.)

Учитель: Эти дни особенны еще потому, что 14 – 15 марта из теплых стран к нам прилетает особенная птица. А кто это вы узнаете из загадки:

Всех прилетных птиц черней

Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…
(Грач)

(Учитель показывает чучело или картинку с изображением грача)

Учитель: Каких перелётных птиц вы знаете? Грач – это первый вестник весны и он принес нам первое задание. Считаем устно.

Прибавляем по 2 от 0 до 20.
Прибавляем по 3 от 0 до 30.

В данных выражениях назови только разность чисел:

На доске: 8+1 = 9 9-5 = 4 10<30;60-40 80+10 6-4

Учитель: Как еще можно прочитать эти выражения?

(Дети читают)

Учитель: В этих же выражениях выделите сумму чисел и прочитайте эти выражение по-разному.

  • Назовите число, которое стоит слева от 14?
  • Справа от 17?
  • Назовите соседей числа 20
  • Какое из них будет предыдущим?
  • Какое последующим?
  • Какова разница между ними?
  • Какое из них больше? Меньше? Почему?

2. Работа в тетради

Для контроля один человек выполняет работу у доски

Математический диктант

Учитель:

  • Назовите число, которое меньше 8 на 6 (2)
  • На сколько 9 больше 5? (на 4)
  • На сколько 0 меньше 10? (на 10)
  • Из какого числа надо вычесть 30, чтобы получилось 50?(из 80)
  • Я задумала число, прибавила к нему 60 и получила 90. Какое число было задумано? (30)
  • Из 10 вычесть неизвестное число и получили 3. Какое число вычли?(7)

Учитель: На какие группы можно разделить полученные в ответах числа?

(Однозначные, двузначные, круглые)

Учитель: Какие числа называются круглыми?

(Ответы детей)

Учитель: Сегодня на уроке кроме грача у нас ещё один гость. Если мы сосчитаем верно, то мы узнаем кто это.

(На доске записано три столбика примеров для каждого ряда. Дети поочередно выходят к доске и подписывают ответы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее решит все примеры.)

На доске:

1ряд 2ряд 3ряд
10-9 8+2 4+2
5+3

4+4

1+3
8-6 7-5 6+4
3+2 1+4 3+3
6-5 10-5 7-2
4+3 7-1 10-7
5+5 8-2 6+2

Под первым столбиком открывается слог РО, под вторым КА, под третьим СО.

Учитель: Какое слово получилось? Отгадайте загадку

Непоседа пёстрая птица длиннохвостая
Птица говорливая самая болтливая (Сорока)

Показать чучело птицы или картинку с изображением сороки

3. Решение задач

Учитель: Прилетела сорока-непоседа и перепутала все схемы к задачам. Я вам прочитаю задачи, а вы определите, какая схема подходит к данной задаче:

На доске схемы

Задача 1. Филин живёт 70 лет. Это на 30 лет больше чем сорока. Сколько лет живёт сорока?

Учитель: Какого вида задача? Как найти часть? Как найти целое? Какая схема соответствует данной задаче?

Задача 2. У зайца Степашки в саду живёт 7 жаб, а лягушек 2. На сколько больше в саду жаб чем лягушек?

Учитель: Какого вида задача? Как ответить на вопрос задачи? Какую схему надо выбрать?

Учитель: Как надо изменить вопрос задачи, чтоб она решалась сложением? Учитель: Ребята, лягушки и жабы приносят пользу или вред нашим садам и огородам?

(Ответы детей. Дополнения учителя.)

Учитель: К оставшейся схеме составьте задачу. Какие обратные задачи можно составить

(Решение одной из обратных задач дети записывают в тетрадь.)

Учитель: Ребята, у вас на партах лежит непростой лист с задачами. Это шифр. Ключом к шифру будет номер задачи, которая решается в два действия. И тогда мы узнаем, кто поможет нам провести физкультминутку.

  • Задача 1. У осьминога 8 щупалец. Когда он спит,6 щупалец неподвижны, а остальные двигаются и охраняют его. Сколько щупалец охраняют осьминога?
  • Задача 2. Кукушка съедает за день 30 гусениц, а жуков на 10 больше, чем гусениц. Сколько всего вредителей съест кукушка за день?
  • Задача 3. От грязной воды в море гибнет много рыбы. В Чёрном море работало 4 корабля-мусоросборщика, а кораблей собирающих разлившуюся нефть на 3 корабля меньше. Сколько кораблей собирает разлившуюся нефть?

Работа над задачами проходит вместе с учителем. Выбрав нужную задачу, её решение дети записывают в тетрадь.

Учитель: Итак, верно подобрав ключ к шифру, мы узнали, кто с нами сейчас будет отдыхать.

Физкультминутка “Гусеница”

4.Самостоятельная работа. № 1 стр.50 Проверка по “цепочке”

5.Решение уравнений.

Учитель: О животных можно узнать много интересного. Выбрав уравнения, которые решаются одним и тем же действием, мы познакомимся с интересными фактами из жизни животных.

На доске:

Х+20=80     (90,60)
60-Х=30      (30,90)
Х-10=70      (60,80)

К каждому уравнению даётся два варианта ответа.

Учитель: Что неизвестно в первом уравнении? Как найти? Каким действием?

Аналогично проводится работа над другими уравнениями.

В результате дети решают в тетради и у доски уравнения Х+20=80 60-х=30

Верно решив первое уравнение, дети узнают, что у жирафа длина языка 60см, а, получив во втором уравнении 30, они узнают, что стрекоза за 2часа съедает30 мух.

6. Как, не считая поставить нужные знаки?

На доске:

  • Х….Х-3
  • 7+2….2+7
  • 10-0…0+10
  • 8-2….8-4
  • 5-3….5-1
  • 60-40…60+40

Дети решают на доске и в тетради.

7. В заключительной части урока дети выполняют задание от мудрой совы, где вместо звёздочки надо поставить нужный знак “плюс” или “минус”

На доске:

10*3*2=5
10*3*2=5

8. Итог урока

  • Какую цель поставили для себя? Насколько достигли поставленной цели?
  • Узнали что-нибудь новое? Чему научились?
  • Как можно применить полученные знания?
  • Можете ли вы утверждать, что поняли, как выполнять действия с круглыми числами?

9. На память об уроке учитель дарит детям календарики с изображением заповедника “Большая Кокшага”.