Цели:
- Закрепить запись и название круглых чисел, отработать навыки действий с ними.
- Закрепить решение уравнений и текстовых задач.
- Воспитывать любовь к природе родного края; прививать основы экологических знаний.
Ход урока
1. Организационный момент, настрой на урок.
Дети наизусть рассказывают хором стих:
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Каждой вещи своё место
А девиз у нас такой:
“Все, что надо – под рукой!”
(Дети садятся)
Учитель: Тема и цель нашего урока заключены в пословице:
На доске: “Повторять да учить – ум точить”
Учитель: Сегодня на уроке математики мы будем не только считать, но и поговорим об экологии. Потому что человек и окружающая его природа – это единое целое. Мы должны беречь окружающий нас мир, потому что, как сказал М.Пришвин: “Охранять природу – значит охранять Родину”. Свои знания и умения человек должен направлять на добрые дела.
На территории нашей республики есть прекрасный заповедник “Большая Кокшага”: И сегодня 14 марта – день рождения заповедника
Учитель: А зачем нужны заповедники?
(Ответы детей)
Учитель: Очень много интересного о заповеднике “Большая Кокшага” можно узнать из брошюр.
(Учитель рекомендует детям некоторые из них.)
Учитель: Эти дни особенны еще потому, что 14 – 15 марта из теплых стран к нам прилетает особенная птица. А кто это вы узнаете из загадки:
Всех прилетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…
(Грач)
(Учитель показывает чучело или картинку с изображением грача)
Учитель: Каких перелётных птиц вы знаете? Грач – это первый вестник весны и он принес нам первое задание. Считаем устно.
Прибавляем по 2 от 0 до 20.
Прибавляем по 3 от 0 до 30.
В данных выражениях назови только разность чисел:
На доске: 8+1 = 9 9-5 = 4 10<30;60-40 80+10 6-4
Учитель: Как еще можно прочитать эти выражения?
(Дети читают)
Учитель: В этих же выражениях выделите сумму чисел и прочитайте эти выражение по-разному.
- Назовите число, которое стоит слева от 14?
- Справа от 17?
- Назовите соседей числа 20
- Какое из них будет предыдущим?
- Какое последующим?
- Какова разница между ними?
- Какое из них больше? Меньше? Почему?
2. Работа в тетради
Для контроля один человек выполняет работу у доски
Математический диктант
Учитель:
- Назовите число, которое меньше 8 на 6 (2)
- На сколько 9 больше 5? (на 4)
- На сколько 0 меньше 10? (на 10)
- Из какого числа надо вычесть 30, чтобы получилось 50?(из 80)
- Я задумала число, прибавила к нему 60 и получила 90. Какое число было задумано? (30)
- Из 10 вычесть неизвестное число и получили 3. Какое число вычли?(7)
Учитель: На какие группы можно разделить полученные в ответах числа?
(Однозначные, двузначные, круглые)
Учитель: Какие числа называются круглыми?
(Ответы детей)
Учитель: Сегодня на уроке кроме грача у нас ещё один гость. Если мы сосчитаем верно, то мы узнаем кто это.
(На доске записано три столбика примеров для каждого ряда. Дети поочередно выходят к доске и подписывают ответы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее решит все примеры.)
На доске:
1ряд | 2ряд | 3ряд |
10-9 | 8+2 | 4+2 |
5+3 | 4+4 |
1+3 |
8-6 | 7-5 | 6+4 |
3+2 | 1+4 | 3+3 |
6-5 | 10-5 | 7-2 |
4+3 | 7-1 | 10-7 |
5+5 | 8-2 | 6+2 |
Под первым столбиком открывается слог РО, под вторым КА, под третьим СО.
Учитель: Какое слово получилось? Отгадайте загадку
Непоседа пёстрая птица длиннохвостая
Птица говорливая самая болтливая (Сорока)
Показать чучело птицы или картинку с изображением сороки
3. Решение задач
Учитель: Прилетела сорока-непоседа и перепутала все схемы к задачам. Я вам прочитаю задачи, а вы определите, какая схема подходит к данной задаче:
На доске схемы
Задача 1. Филин живёт 70 лет. Это на 30 лет больше чем сорока. Сколько лет живёт сорока?
Учитель: Какого вида задача? Как найти часть? Как найти целое? Какая схема соответствует данной задаче?
Задача 2. У зайца Степашки в саду живёт 7 жаб, а лягушек 2. На сколько больше в саду жаб чем лягушек?
Учитель: Какого вида задача? Как ответить на вопрос задачи? Какую схему надо выбрать?
Учитель: Как надо изменить вопрос задачи, чтоб она решалась сложением? Учитель: Ребята, лягушки и жабы приносят пользу или вред нашим садам и огородам?
(Ответы детей. Дополнения учителя.)
Учитель: К оставшейся схеме составьте задачу. Какие обратные задачи можно составить
(Решение одной из обратных задач дети записывают в тетрадь.)
Учитель: Ребята, у вас на партах лежит непростой лист с задачами. Это шифр. Ключом к шифру будет номер задачи, которая решается в два действия. И тогда мы узнаем, кто поможет нам провести физкультминутку.
- Задача 1. У осьминога 8 щупалец. Когда он спит,6 щупалец неподвижны, а остальные двигаются и охраняют его. Сколько щупалец охраняют осьминога?
- Задача 2. Кукушка съедает за день 30 гусениц, а жуков на 10 больше, чем гусениц. Сколько всего вредителей съест кукушка за день?
- Задача 3. От грязной воды в море гибнет много рыбы. В Чёрном море работало 4 корабля-мусоросборщика, а кораблей собирающих разлившуюся нефть на 3 корабля меньше. Сколько кораблей собирает разлившуюся нефть?
Работа над задачами проходит вместе с учителем. Выбрав нужную задачу, её решение дети записывают в тетрадь.
Учитель: Итак, верно подобрав ключ к шифру, мы узнали, кто с нами сейчас будет отдыхать.
Физкультминутка “Гусеница”
4.Самостоятельная работа. № 1 стр.50 Проверка по “цепочке”
5.Решение уравнений.
Учитель: О животных можно узнать много интересного. Выбрав уравнения, которые решаются одним и тем же действием, мы познакомимся с интересными фактами из жизни животных.
На доске:
Х+20=80 (90,60)
60-Х=30 (30,90)
Х-10=70 (60,80)
К каждому уравнению даётся два варианта ответа.
Учитель: Что неизвестно в первом уравнении? Как найти? Каким действием?
Аналогично проводится работа над другими уравнениями.
В результате дети решают в тетради и у доски уравнения Х+20=80 60-х=30
Верно решив первое уравнение, дети узнают, что у жирафа длина языка 60см, а, получив во втором уравнении 30, они узнают, что стрекоза за 2часа съедает30 мух.
6. Как, не считая поставить нужные знаки?
На доске:
- Х….Х-3
- 7+2….2+7
- 10-0…0+10
- 8-2….8-4
- 5-3….5-1
- 60-40…60+40
Дети решают на доске и в тетради.
7. В заключительной части урока дети выполняют задание от мудрой совы, где вместо звёздочки надо поставить нужный знак “плюс” или “минус”
На доске:
10*3*2=5
10*3*2=5
8. Итог урока
- Какую цель поставили для себя? Насколько достигли поставленной цели?
- Узнали что-нибудь новое? Чему научились?
- Как можно применить полученные знания?
- Можете ли вы утверждать, что поняли, как выполнять действия с круглыми числами?
9. На память об уроке учитель дарит детям календарики с изображением заповедника “Большая Кокшага”.