Цель урока:
- повторить понятие модуля числа;
- разобрать метод решения простейших уравнений, содержащих модуль;
- научить решать такие уравнения;
- развивать интерес к предмету.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся.
Работаем устно.
1).Вы учитель, проверьте верно ли раскрыты скобки, если неверно, то исправьте их.
( да – рука вверх, нет – рука вниз).
а) -3( а –в)= -3а +3в
б) (2а +3) – ( 0,5 -2х) = -2а +3 -0,5 -2х
в) –( а –в –с ) – 9 –х-у+5) = а+в+с+х+у-5
г) –( 0,5 – 2х) – 5 ( 1-х) = - 0,5 + 2х -5 +5х.
2).Решите уравнения
а) х : (-9) = -3
б) х – 1,2 = 5
в) х +4 = - 1,5
г) -18 : х = -9
д) - 4,8 + х = 6
е) 0,14 х = - 14.
3.Письменное повторение:
Учащиеся работают самостоятельно по вариантам.
Решить уравнения и упростить выражение. В таблице найти корень уравнений и соответствующею этому корню букву. Составить слово из получившихся букв.
1 вариант | 2 вариант. |
1) х +3,4 = 2,6 | 1) х + 2,3 = - 1,7 |
2) х- 2,7 = - 5,3 | 2) х – 3,7 = - 6,3 |
3) 5х + 3 = 3х – 5 | 3) 7х + 5 = 5х - 7 |
4) 4х + 5 = 6х – 7 | 4) 6х + 3 = 8х - 5 |
5) ( 10х -16х) : ( -2) | 5) ( 9х – 15х ) : ( -3 ) |
А | И | К | Р | Ш | Е | Н | В | О | Р | |||
1 | 6 | 0,8 | -1,2 | -6 | -0,8 | 1 | 4 | -1,4 | -0,6 | 0,6 | -4 | |
2 | -2,6 | -8 | 2,6 | -3,4 | 8 | 2 | -2,6 | -3,4 | -10 | 10 | 2,6 | |
3 | -1 | 4 | 1 | -4 | -10 | 3 | 1 | -1 | 6 | 1,4 | -6 | |
4 | -0,2 | 6 | 1,2 | -6 | -1 | 4 | 1 | 4 | 3 | -1 | -4 | |
5 | 13х | 12х | 3х | -13х | -3х | 5 | 8х | -2х | 18х | 2х | -8х |
4.Изучение нового материала:
Запишем тему урока: “ Простейшие уравнения, содержащие модуль”.
Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте все вместе вспомним, что же мы знаем о модуле.
- Что называется модулем?
- Как обозначается модуль?
- Чему равен модуль положительного, отрицательного числа?
- Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным?
- Что вы можете сказать о модуле противоположных чисел?
- Начертите координатную прямую и отметьте на ней числа а, в, с, если , ,
- Рассмотрим теперь уравнения
Как вы считаете, все ли эти уравнения имеют решение?
Назовите то уравнение, которое, по-вашему, мнению не имеет решение? Объясните свой выбор.
- Решите остальные уравнения.
- Составьте несколько уравнений с модулем имеющих два решения, одно решение, не имеющих решений.
А теперь рассмотрим и сравним два уравнения:
Х +2 =10 и +2 = 10
- Что между ними общего, в чем отличие?
- Решите эти уравнения. Чем отличается решение?
- Сравните свое решение второго уравнения с моим решением:
+2 =10
= 10 -2
=8
Х =8 или х = -8
Вы согласны с таким решением? Ваше решение отличается от этого? Чем оно отличается?
5.Закрепление изученного материала:
1) Решим уравнения:
а)
б)
в) 10 - = 12
г) 3 - =3
д)
е) 15: =3
ж) 20 - =19
2) Подберите такое а, чтобы уравнение +а =35 имело два решения, одно решение и не имело решений.
6.Итог урока: Подведем итог урока и сделаем вывод. Что мы сегодня нового узнали на уроке?
Когда уравнение , содержащее модуль имеет два решения, одно решение, не имеет решений?
7.Домашнее задание: стр. 243 № 1398(учебник Н.Я. Виленкин и др.)
Решить уравнения:
а)
б)
в) 5
г) 27:.