Цели урока:
- Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
- Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
- Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор.
- Выявить источники физических знаний.
- Заинтересовать ребят в изучении нового предмета.
Оборудование: различные физические тела, часы, вольтметр, термометр, барометр, электронная презентация «Что изучает физика», компьютер, проектор.
Методические приемы: лекция с применением ИКТ.
Ход урока
I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент.
II. Изучение нового теоретического материала. (лекция учителя)
Примечание: Объяснение нового материла сопровождается показом презентации. (Приложение 1)
Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы начнем знакомство с новым для вас предметом физикой. Узнаем ее роль как науки. Эту новую для вас науку вы будете изучать до окончания школы.
Знакомство с физикой не заканчивается в школе. Есть специальные институты, в которых готовят ученых-физиков. Но физика нужна не только ученым — она нужна всем: рабочим, врачам, инженерам, конструкторам. Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.
Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические аппараты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику
Например, очки, телескопы, фотоаппараты и видеокамеры можно было сделать только потому, что физики изучили, как распространяется свет в воздухе и стекле. Конструирование и изготовление кораблей, самолетов, воздушных шаров основано на знании закономерностей, которым подчиняются жидкости, газы и движущиеся в них тела.
Без знания физики нельзя было бы сделать ни часы, ни телефон, ни пылесос, ни телевизор, и мы были бы лишены многих полезных вещей, которые помогают нам готовить и сохранять пищу, убирать квартиру, слушать музыку и т. д.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям, каких профессий нужны знания по физике?
Учащиеся: Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.
Вокруг нас происходит множество интересных вещей. Люди всегда проявляли любопытство к природе и пробовали объяснить наблюдаемые явления. Мы пытаемся анализировать течение различных процессов, чтобы ответить на вопросы о том, как они происходят; почему они происходят так, а не иначе; как должен действовать человек, чтобы они не причинили ему вреда; и как можно использовать их на благо человека.
Слово «физика» происходит от греческого слова physis, что значит «природа». Таким образом, физика является наукой о природе. В русском языке слово «физика» появилось благодаря великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Первыми физиками были древнегреческие философы, жившие еще до нашей эры. Самым известным из них был Аристотель (384 – 322 до н.э.), именно он ввел в научный обиход термин «физика».
Учитель: Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины. Объяснение сопровождается показом некоторых физических тел, веществ, приборов и т.д. Как в «живую», так и на слайде.
- Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет. (Ручка, груз на пружине, мел, солнце, автомобиль)
- Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. (Вода, металл, пластмасса)
- Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (Небесные тела, растения, животные и др.)
- Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.
- Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.
- Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов. (Часы, барометр, вольтметр, термометр)
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся:
- Механические явления.
- Электрические явления.
- Магнитные явления.
- Оптические явления.
- Акустические явления.
- Тепловые явления.
- Атомные явления.
Рассмотрим примеры, относящие к этим явлениям:
- Механические явления: движение трамвая, движение дирижабля, применение рычага при строительстве, движение планет.
- Электрические явления: молния, газовый разряд эл. сварки, работа электронагревательных приборов, работа компьютерной техники, и т.д.
- Магнитные явления: действие магнитов, влияние Земли на стрелку компаса, поезд на магнитной подушке, и т.д.
- Оптические явления: горение свечи, радуга, солнечные и лунные затмения, дисперсия света.
- Акустические явления: сверхзвуковой самолет, звуковая волна, резонанс звука.
- Тепловые явления: таяние льда, работа теплового двигателя, вулканы, кипения воды, консервирование.
- Атомные явления: работа реактора, ядерная бомба, распад ядер.
На уроках физики мы научимся объяснять такие явления и научимся находить в них закономерности. В этом и состоит главная задача физики.
Открыть физические законы, наблюдая различные явления, выявляя в них закономерности, обобщая и сравнивая результаты.
Зная эти законы, мы можем объяснить причины многих явлений и процессов, предсказать их развитие, но главное – использовать эти законы на благо человека.
Физическим законам подчиняется все, что существует во Вселенной.
Учитель: А связана ли физика с другими науками?
Ученики: Да. С биологией, химией, географией, астрономией и другими.
Учитель: Рассмотрим несколько занимательных опытов, объяснения которым как раз и дает физика.
Видеофайлы можно скачать с сайта по ссылкам указанным к каждому рисунку на слайдах 11, 15, 16.
III. Проверка усвоения изученного материала.
Теперь, ребята, предлагаю самостоятельно поработать. Вам выданы листы. (Приложение 2)
Необходимо: (Приложение 3)
- Вписать номер слайда и номер рисунка у того явления, к которому этот рисунок относится. И вписать один – два своих примера.
- Из набора слов выбрать
- Физическое тело.
- Вещества.
- Материя.
- Физические явления.
- Физическая величина.
- Физический прибор.
IV. Домашнее задание.
§ 1-2 изучить, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2002).
V. Рефлексия.
- Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
- Какие понятия должны запомнить?
- Что понравилось на уроке? Почему?
- Что не понравилось?