Урок природоведения "Будь природе другом", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Образовательно – развивающие:  закрепление понятия “Красная книга”, обобщение знаний об охране природы, формирование логического мышления и диалектического мировозрения (через логические операции и составление проблемных вопросов); формирование информационно- коммуникационной компетентности.

Воспитательные:  воспитание бережного отношения к природе; воспитание интереса к предмету через различные формы работы.

Методы обучения: диалектический, связанный со словесно- догматическим и словесно-наглядным.

По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.

По характеру деятельности учителя: проблемный.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, CD-ROM “Природа-человек-общество”.

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1. Психологический настрой.

Звучит музыка. Игра “Подари тепло другу”. Ученики поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями.

Учитель: Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?

Дети: Да.

У. А теперь каждый по очереди скажите несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Я хочу, чтобы эта теплота и взаимопонимание сопровождали вас.

1.2. Заявка на оценку.

За каждую операцию вашей работы вы будете получать баллы.

Более 12 баллов – сюрприз! (две “5”)

10-12 баллов – “5”

6-9 баллов - “4”

3-5 баллов - “3”.

2. Проверка д/з

На этапе индивидуального труда ученики составляли проблемные вопросы по теме: “Красная книга”, используя карточку №1 и карточку №2

Карточка №1 (вопросы-понятия)
  1. Что называется…?
  2. Что считается…?
  3. Что понимается…?
  4. Что представляет собой…?
  5. Что выражает…?
  6. Что является…?
  7. Что такое…?
  8. Каковы виды…?
  9. В чем заключается сущность…?
Карточка №2 (вопросы-суждения)

1.Чем объяснить, что…?
2. Как доказать, что…?
3. В каком случае…?
4. Когда…?
5. Каким образом…?
6. Вследствие чего…?
7. Почему…?

Учащиеся сдают анкеты для сбора проблемных вопросов получая при проверке 1-2 балла за каждый правильно сформулированный вопрос.

2.1. Игра “Шапка вопросов”

Учащиеся заранее готовят вопросы – суждения по заданной теме. На уроке же каждый из них пишет на полоске бумаги свой самый интересный, на его взгляд вопрос. Затем эти полоски скручиваются в трубочку и по очереди помещаются в шапку. К доске выходит желающий получить 10 баллов в том случае, если он ответит на 3 вопроса, наугад извлечённых из шапки. Тот ученик, чей вопрос вытянул отвечающий, получает 3 балла - просто за везение.

Примерные вопросы:

Что такое Красная книга?
Что обозначает красный цвет?
Каковы виды страниц Красной книги?
Что представляет Красная книга Красноярского края?
Чем объяснить, что обложка книги красного цвета?
Как доказать, что книга носит временный характер?
В каком случае животного можно занести в Красную книгу?
Каким образом животные могут перебегать со страницы на страницу?
Почему чулымская стерлядь занесена в Красную книгу? и др.

3. Сообщение темы урока

У: Сегодня на уроке мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила поведения в природе, от которых зависит состояние окружающей среды.

4. Просмотр видеосюжетов

4.1. У: Посмотрите внимательно эти видеофрагменты и обобщите их. ( См. CD-ROM –“Природа – человек – общество”. Земля – общий дом. 1.2. Земля - живая планета. Демонстрация №3)

Д: Животный мир. (2 балла)

4.2. У: Что общего у этих видеофрагментов? (См. CD –ROM – “Природа-человек- общество”. Природа. 2.3. Растительный мир России. Демонстрация №1- 5)

Д: Растительный мир. (2 балла).

4.3. У: Просмотрите следующий видеофрагмент. (См. CD-Rom “Природа-человек-общество” Человек и природа. 3.1. Природа и деятельность. Демонстрация №1).

У: Какие чувства вызвали видеофрагменты?

Д: Удовольствие, удивление, восторг. (1 балл).

У: Какой момент вас огорчил, вызвал беспокойство?

Д: Уничтожение птичьих гнёзд.

У: У меня вызвали тревогу следующие факты. Учёные подсчитали только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли более 200 видов животных. По одному виду в год. В наши дни гибель идёт ещё быстрее. Ежедневно (!) исчезает 1 вид живых организмов.

Задайте вопросы-суждения по этим фактам. (2 балла).

Д: Чем объяснить, что виды живого стремительно исчезают с лица Земли?

Каким образом человек наносит вред природе?

У: Что необходимо сделать людям, чтобы сохранить исчезающие виды? (1 балл за версию).

Д: Наказывать штрафами.

Создать заповедники, заказники.

Поставить охранника.

5. Игра “Хорошо - плохо” (1 балл за версию)

У: Вырубить лес – это хорошо…

Д: Можно топить печку, освободить пашню, изготовить бумагу, мебель, строить дома…

У: Хорошо, да не очень…

Д: Погибают животные, становится меньше кислорода.

У: Изобрели оружие – хорошо…

Д: Можно защищаться

У: Хорошо, да не очень…

Д: Стали больше убивать животных.

У: Как называется деятельность людей по уничтожению животных?

Д: Браконьерство.

У: Кем браконьеры являются по отношению к природе?

Д: Врагами

У: Назовите противоположное по смыслу понятие.

Д: Друзья.

У: Соедините понятия левого и правого столбиков. Какие качества принадлежат друзьям природы, а какие – браконьерам? (1 балл)

Друзья природы

Браконьеры

Любовь
Жадность
Жалость
Злость
Хитрость
Безразличие
Жестокость
Заботливость

6. Физминутка

Глаза свои и ушки поставьте на макушку. Я буду рассказывать, что со мной приключилось. Когда я сделаю паузу во время рассказа, вы должны сказать и мы” там, где это надо и встать.

Пошла я однажды в лес…
Шла по тропинке,
Чтобы не вытаптывать траву под деревьями…
И увидела на ёлке белку…
Сидит она на ветке и шишки грызёт…
Я хлопнула в ладоши…
Белка перепрыгнула на другое дерево…
А я дальше пошла…
В кустах увидела зайчонка…
Понаблюдала за ним издалека…
И тихонько дальше пошла…
На плечо мне села бабочка…
Я её ловить не стала…
Так как она опыляет цветы…
Вдруг вижу, по земле уж ползёт.
Я испугалась и остановилась…
А уж поднял голову да как зашипит…
Я со страху убежала…

7. Учебные упражнения. Могут выполняться как фронтально, так и индивидуально

Дети работают на компьютере. Для выполнения задания учитель проговаривает путь, по которому нужно пройти до данного упражнения. (См. приложение №3 Раздел 3 “Человек и природа”. 3.2. “Охрана природы”). Работа выполняется индивидуально, оценивается компьютером, после выполнения задания ребята получают отметку.

7.1. Укажи, в каких случаях человек помогает природе.

7.2. Правильно расставь способы решения проблем.

7.3. О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы.

8. Составление пиктограмм “Правила друзей природы”

8.1. На этапе индивидуального труда каждый ученик составляет знак, изображающий одно из правил друзей природы. (2 балла)

8.2. На этапе простой кооперации дети объединяются в группы по 4-5 человек и выбирают самый интересный знак.

8.3. На этапе сложной кооперации группы обмениваются созданными знаками и пытаются их расшифровать и сформулировать правило (3 балл).

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букет можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • В природе, особенно в лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
  • Нельзя подходить близко к гнездам птиц.
  • Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.
  • Обязательно подкармливай птиц зимой.

9. Итог урока

1. У: Раскройте суть предложения: “Человек рубит сук, на котором сидит”

Дети строят умозаключение:

Если человек губит природу,

А он сам является частью природы,

Следовательно, человек губит сам себя.

9.2. У: Какой вклад в охрану природы можете внести вы?

Д: Делать кормушки, установить плакаты, не рвать цветы…

У: Мне бы очень хотелось, чтобы судьбы животных не оставили вас равнодушными.

9.3. Подсчёт баллов, выставление оценок.

P.S. Все знаки, изображающие правила друзей природы были установлены детьми и родителями в парке на берегу реки Чулым.

Литература:

  1. Зорина В.Л., Нургалеев В.С. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: Монография.-3-е изд., испр. и доп. – Красноярск: СибГТУ, 2005. –168 с.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2002.
  3. Поляруш А.А. Единство в многообразии: Диалектический подход к учебному процессу: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. А.А. Поляруш.- Красноярск: СибГТУ, 2006.