Урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Суффикс" по программе "Начальная школа XXI в."

Разделы: Начальная школа


Тема: Суффикс.

Задачи: познакомить учащихся с группой суффиксов, отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове;

Цели:

  • формировать навыки грамотного письма,
  • углублять представления о значениях суффикса в слове,
  • обогащать словарный запас учащихся,
  • воспитывать аккуратность,
  • развитие коммуникативных умений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У.Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Садитесь за парты. Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки. Их я принесла в класс. (Учитель показывает маленькие бумажные снежинки.)

За правильный и полный ответ на уроке вы, ребята, получите снежинку.

2. Постановка цели.

У. Давайте, ребята, посмотрим на самую большую снежинку и на её лучиках прочитаем, какая нам предстоит работа. (Учитель обращает внимание ребят на магнитную доску, где прикреплена большая снежинка.)

Д. На её лучиках написаны слова: доказывать, исправлять, вспоминать, наблюдать, помогать, думать.

3. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.

У. Откройте, ребята, тетради и запишите число.

На минутке чистописания мы будем писать буквы, которые пишутся в словарных словах, записанные на доске. Приготовьте цветовые сигналы, если в слове надо писать букву “а” вы показываете красный цвет, если буква “о” - зелёный.

На доске записаны слова: с-бачка, г-родок, к-р-ндашик, к-рзинка, п-льто.

После словарной работы, учитель на доске показывает порядок следования букв:

оа ооаа оооааа

У. Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.

4. Повторение пройденного материала.

У. Прочитайте словарные слова и назовите “лишнее” слово.

Д. Это слово “пальто”, т.к. в нём нет суффикса. Оставшиеся слова образованы при помощи суффикса.

У. Правильно. А что мы знаем о суффиксе?

Ученики отвечают на вопрос учителя, а на доске учитель прикрепляет карточки:

1. Часть слова.

2. Стоит после корня.

3. Служит для образования новых слов.

4. Имеет значение.

У. Ребята, скажите, слова с каким значением образуют суффиксы?

Д. Суффиксы образуют слова со значением места жительства, отчества людей, уменьшительно-ласкательное, название детёнышей.

5. Постановка задач урока.

У. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами и отработаем алгоритм нахождения суффикса в слове.

6. Новый материал.

1) Работа в группах.

У. Образуйте группы. Возьмите листок. Прочитайте задание.

Задание на листке: Прочитайте слова парами. В словах второго столбика выделите суффикс. Слова с каким значением образовали данные суффиксы?

синий – синеватый горький - горьковатый

красный – красноватый кислый – кисловатый

У. Чтобы не ошибиться, вспомним, ребята, алгоритм нахождения суффикса. Для этого обратимся к рубрике “Знаем”.

Появляется запись: 1. Окончание. 2. Корень. 3. Суффикс.

Проверка выполнения задания.

У. Какая группа готова сделать вывод? Какие суффиксы вы выделили?

Д. Мы в словах выделили суффиксы –еват, -оват.

У. От какой части речи образовались новые слова?

Д. Новые слова образовались от имён прилагательных.

У. Какое значение имеют слова с данными суффиксами?

Д. Слова с такими суффиксами имеют не ярко выраженный признак.

Если ученики не смогут ответить на данный вопрос можно предложить сказку с представлением.

Жил-был красный цвет. Стояла чудесная погода. Красный цвет пошёл погулять и повстречал суффикс -оват. Были они одиноки. Красный цвет предложил свою дружбу суффикс У. Суффикс согласился, и стали они жить вместе. Появилось слово “красноватый”

+ ОВАТ =

2) Работа с учебником с.108.

У. Потренируемся в образовании новых слов с данными суффиксами. Откройте учебник на странице 108. Найдите абзац, который начинается со слов “При помощи суффиксов…”. У доски помогает выполнять задание …….(вызывается к доске ученик).

Ученик выполняет работу с тремя словами, остальные слова ученики выполняют самостоятельно в тетрадях.

Проверка. Самооценка. Учитель раздаёт снежинки.

ФИЗМИНУТКА

С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
(Приседают)
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Встают и ловят снежинки руками)
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги.
(Потягивание – руки в стороны)
Ну а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
(Садятся за парты)

7. Закрепление пройденного материала.

1) Работа в парах.

У. Продолжаем урок. Найдите упражнение №2. Прочитайте задание. Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, прочитайте, из каких частей состоит первое слово? Второе? Третье? Работать будете в парах. У доски (работают с обратной стороны)к первой схеме находят слова …..пара, ко второй схеме…..пара, к третьей ….пара.

Проверка:

мосты

кустик

такси

огород

избушка

 

У. К каждой схеме подберите по одному слову.

Самооценка.

2) Дифференцированная работа по учебнику.

Предварительно, готовясь к уроку, учитель на полях в тетрадях учеников проставляет на полях букву варианта, в зависимости от уровня успеваемости ученика.

Вариант “А” выполняют упражнение 4 под руководством учителя.

Вариант “Б” выполняет упражнение 3 самостоятельно.

У. Прочитайте задание из упражнения 4. Давайте вместе попробуем найти ошибки ученика и доказать. Образуйте к слову “грибок” форму слова.

Д. Грибок, грибка, грибком.

У. Образуйте однокоренные слова к слову “грибок”.

Д. Грибок, гриб, грибник, грибной

У. Сделайте вывод: Из каких частей состоит данное слово? При помощи какой части слова образовалось слово “грибок”?

Д. Слово “грибок” состоит из нулевого окончания, корня и суффикса. Образовалось слово при помощи суффикса -ок.

У. Выполните дополнительное задание, пока мы проверяем вариант “Б”. Придумайте и запишите предложение со словом “грибок”.

Проверка варианта “Б”: У ребят в тетрадях должны получиться предложения:

Синенький колокольчик качается в поле. Жёлтенький кувшинчик расцвёл на озере.

Самооценка.

8. Подведение итогов.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Где пришлось трудно? Интересно?

-Оцените свою работу в тетрадях.

-Давайте посмотрим, сколько вам удалось получить снежинок. Вот сколько стараний и трудолюбия. Получился снегопад.

9. Домашнее задание.

Вариант “А” выполняет по учебнику упражнение 5 стр.109, а вариант “Б” - упражнение 6 стр. 109.