Тема: Суффикс.
Задачи: познакомить учащихся с группой суффиксов, отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове;
Цели:
- формировать навыки грамотного письма,
- углублять представления о значениях суффикса в слове,
- обогащать словарный запас учащихся,
- воспитывать аккуратность,
- развитие коммуникативных умений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
У.Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Садитесь за парты. Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки. Их я принесла в класс. (Учитель показывает маленькие бумажные снежинки.)
За правильный и полный ответ на уроке вы, ребята, получите снежинку.
2. Постановка цели.
У. Давайте, ребята, посмотрим на самую большую снежинку и на её лучиках прочитаем, какая нам предстоит работа. (Учитель обращает внимание ребят на магнитную доску, где прикреплена большая снежинка.)
Д. На её лучиках написаны слова: доказывать, исправлять, вспоминать, наблюдать, помогать, думать.
3. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.
У. Откройте, ребята, тетради и запишите число.
На минутке чистописания мы будем писать буквы, которые пишутся в словарных словах, записанные на доске. Приготовьте цветовые сигналы, если в слове надо писать букву “а” вы показываете красный цвет, если буква “о” - зелёный.
На доске записаны слова: с-бачка, г-родок, к-р-ндашик, к-рзинка, п-льто.
После словарной работы, учитель на доске показывает порядок следования букв:
оа ооаа оооааа
У. Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.
4. Повторение пройденного материала.
У. Прочитайте словарные слова и назовите “лишнее” слово.
Д. Это слово “пальто”, т.к. в нём нет суффикса. Оставшиеся слова образованы при помощи суффикса.
У. Правильно. А что мы знаем о суффиксе?
Ученики отвечают на вопрос учителя, а на доске учитель прикрепляет карточки:
1. Часть слова.
2. Стоит после корня.
3. Служит для образования новых слов.
4. Имеет значение.
У. Ребята, скажите, слова с каким значением образуют суффиксы?
Д. Суффиксы образуют слова со значением места жительства, отчества людей, уменьшительно-ласкательное, название детёнышей.
5. Постановка задач урока.
У. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами и отработаем алгоритм нахождения суффикса в слове.
6. Новый материал.
1) Работа в группах.
У. Образуйте группы. Возьмите листок. Прочитайте задание.
Задание на листке: Прочитайте слова парами. В словах второго столбика выделите суффикс. Слова с каким значением образовали данные суффиксы?
синий – синеватый горький - горьковатый
красный – красноватый кислый – кисловатый
У. Чтобы не ошибиться, вспомним, ребята, алгоритм нахождения суффикса. Для этого обратимся к рубрике “Знаем”.
Появляется запись: 1. Окончание. 2. Корень. 3. Суффикс.
Проверка выполнения задания.
У. Какая группа готова сделать вывод? Какие суффиксы вы выделили?
Д. Мы в словах выделили суффиксы –еват, -оват.
У. От какой части речи образовались новые слова?
Д. Новые слова образовались от имён прилагательных.
У. Какое значение имеют слова с данными суффиксами?
Д. Слова с такими суффиксами имеют не ярко выраженный признак.
Если ученики не смогут ответить на данный вопрос можно предложить сказку с представлением.
Жил-был красный цвет. Стояла чудесная погода. Красный цвет пошёл погулять и повстречал суффикс -оват. Были они одиноки. Красный цвет предложил свою дружбу суффикс У. Суффикс согласился, и стали они жить вместе. Появилось слово “красноватый”
+ ОВАТ =
2) Работа с учебником с.108.
У. Потренируемся в образовании новых слов с данными суффиксами. Откройте учебник на странице 108. Найдите абзац, который начинается со слов “При помощи суффиксов…”. У доски помогает выполнять задание …….(вызывается к доске ученик).
Ученик выполняет работу с тремя словами, остальные слова ученики выполняют самостоятельно в тетрадях.
Проверка. Самооценка. Учитель раздаёт снежинки.
ФИЗМИНУТКА
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
(Приседают)
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Встают и ловят снежинки руками)
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги.
(Потягивание – руки в стороны)
Ну а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
(Садятся за парты)
7. Закрепление пройденного материала.
1) Работа в парах.
У. Продолжаем урок. Найдите упражнение №2. Прочитайте задание. Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, прочитайте, из каких частей состоит первое слово? Второе? Третье? Работать будете в парах. У доски (работают с обратной стороны)к первой схеме находят слова …..пара, ко второй схеме…..пара, к третьей ….пара.
Проверка:
мосты |
кустик |
такси |
огород |
избушка |
У. К каждой схеме подберите по одному слову.
Самооценка.
2) Дифференцированная работа по учебнику.
Предварительно, готовясь к уроку, учитель на полях в тетрадях учеников проставляет на полях букву варианта, в зависимости от уровня успеваемости ученика.
Вариант “А” выполняют упражнение 4 под руководством учителя.
Вариант “Б” выполняет упражнение 3 самостоятельно.
У. Прочитайте задание из упражнения 4. Давайте вместе попробуем найти ошибки ученика и доказать. Образуйте к слову “грибок” форму слова.
Д. Грибок, грибка, грибком.
У. Образуйте однокоренные слова к слову “грибок”.
Д. Грибок, гриб, грибник, грибной
У. Сделайте вывод: Из каких частей состоит данное слово? При помощи какой части слова образовалось слово “грибок”?
Д. Слово “грибок” состоит из нулевого окончания, корня и суффикса. Образовалось слово при помощи суффикса -ок.
У. Выполните дополнительное задание, пока мы проверяем вариант “Б”. Придумайте и запишите предложение со словом “грибок”.
Проверка варианта “Б”: У ребят в тетрадях должны получиться предложения:
Синенький колокольчик качается в поле. Жёлтенький кувшинчик расцвёл на озере.
Самооценка.
8. Подведение итогов.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Где пришлось трудно? Интересно?
-Оцените свою работу в тетрадях.
-Давайте посмотрим, сколько вам удалось получить снежинок. Вот сколько стараний и трудолюбия. Получился снегопад.
9. Домашнее задание.
Вариант “А” выполняет по учебнику упражнение 5 стр.109, а вариант “Б” - упражнение 6 стр. 109.