"Урок детства". Литературно-творческий проект по творчеству Валентина Берестова

Разделы: Классное руководство


Цель: Создать условия, которые помогут учащимся 1 класса сформировать интерес к произведениям Валентина Берестова, а учащимся среднего звена лучше узнать творчество поэта.

Задачи:

  1. Собрать и изучить информацию по творчеству Валентина Берестова участникам творческой группы (7 класс).
  2. Провести ряд подготовительных мероприятий для знакомства с творчеством поэта.
  3. Сформировать интерес к изучению творчества В. Берестова.
  4. Развить коммуникативные навыки учащихся в межвозрастных отношениях.
  5. Привлечь к подготовке и проведению ряда мероприятий проекта родителей учащихся 1 класса.

Управление:

  1. Реализацию проекта осуществляет учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса Лекант Любовь Георгиевна.
  2. Контроль над реализацией проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе М.А.Михайлова.
  3. Целевая группа : учащиеся 1 класса.
  4. Участники : учащиеся 7 класса.

Этапы реализации проекта:

  1. Консультация и обсуждение проекта с зам. директора по воспитательной работе Михайловой М.А, пед.организатором Ситниковой А.В. и руководителем центра инновационных технологий Гнусаревой Г.М.
    (09 января).
    Результат: Составление плана проекта.
  2. Час общенияс 7 классом «Сохранить в себе детство».
    (18 января).
    Результат: Создание творческой группы.
  3. Операция «Поиск». Использование информационных ресурсов.
    (январь)
    Результат: Накопление материалов по творчеству Валентина Берестова.
  4. Проведение урока внеклассного чтения по произведениям поэта.
    (6 февраля)
    Результат: Ознакомление со стихами В. Берестова.
  5. Конкурс рисунков по прочитанным произведениям.
    (7-8 февраля)
    Результат: Развитие творческих способностей.
  6. Проведение классных часов «Урок листопада»- (1 кл.), «Мы тоже были маленькие» -(7кл.)
    (февраль).
    Результат: Знакомство с жизнью и творчеством В. Берестова.
  7. Выпуск газеты и радиопередачи по творчеству поэта
    (26 февраля).
    Результат: Информационное пропагандирование.
  8. Проведение итогового мероприятия: «Как хорошо уметь читать»
    (14 марта).
    Результат: Практическое применение накопленных знаний.

Предполагаемые результаты.

Собранная и изученная информация предполагает ознакомление с творчеством В.Берестова не только участников проекта (1 и 7 классы), но и учащихся всей школы, т.к. планируется проведение ребятами общешкольной радиопередачи, выпуск тематической газеты, конкурс рисунков, а также приглашение на итоговое мероприятие учащихся начальной школы и их родителей.

В результате всей работы у учеников начальной школы планируется формирование интереса к живому чтению детской поэзии и посещению школьной библиотеки.

После реализации проекта у ребят должна возникнуть потребность обращения к творчеству этого и других детских поэтов для использования в различных мероприятиях.

Сценарий праздника по творчеству В. Берестова

Участники: учащиеся начальной школы.

Место проведения: актовый зал школы.

Оформление: Портрет В. Берестова, детские рисунки, смешные рожицы, цифры, буквы, шары.

Использование мультимедийной и звуковой аппаратуры.

Подготовительная работа:

  • Выпуск газеты о творчестве поэта.
  • Домашнее творческое задание (рифмы).
  • Музыкальное оформление.
  • Фотографии из школьной жизни.
  • Презентация по сценарию для мультимедиа.

Ведущие: Бармалейкин, Зазнайкина.

(Открывается занавес: На сцене парта. За партой Бармалейкин и Зазнайкина. Бармалейкин смотрит в потолок. Зазнайкина пишет. Бармалейкин дергает за косичку Зазнайкину. Зазнайкина показывает язык Бармалейкину.)

Зазнайкина: Первоклашки уже всю азбуку изучили, а ты всё в потолок смотришь.

Бармалейкин: Ну и чё?

Зазнайкина: Как это чё? Останешься неучем !

Бармалейкин: А мне от этого ни жарко и не холодно.

Зазнайкина: (возмущённо) Поскольку я твоя одноклассница, не могу допустить, чтобы это произошло, и поэтому я отправлю тебя в путешествие во времени, которое, надеюсь,тебя переубедит. Посмотри на этих ребят-первоклашек, они докажут тебе, что уметь читать - это очень важно.

(Гаснет свет. Звук пронизывающего ветра и бой часов. Зазнайкина и Бармалейкин оказывается в роли зрителей. На сцене плакат : 1сентября, шары,цветы. Звучит песня «Наташка». После исполнения песни ученик читает стихотворение)

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Зазнайкина: А что же ты любишь читать?

Ученик отвечает.

Зазнайкина: И в библиотеку ходишь?

Библиотекарь: Не просто ходит, а читает много интересных книг. (Проводит награждение по номинациям)

  1. Самый активный читатель.
  2. Самый лучший фантазер.
  3. Самый лучший пересказчик.

Зазнайкина: А дальше?

(Ученица читает стихотворение «Урок листопада».)

Урок листопада

«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайся скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»
И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею,
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!
«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом-
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Зазнайкина: Какие красивые стихи. Давайте тоже попробуем создать что–то прекрасное! И сейчас мы проведём конкурс рифмочей. (Раздаются листки каждому школьнику. Во время рифмования звучит тихая музыка).

…на полке,
…про меня.
…на ёлке,
…звеня.

…в окно,
…темно.

…макушки
…игрушки!
…в хоровод!
…Новый год!

…из дома,
…кругом.
…знакомый
…босиком.

…пёс,
…до слёз,
…потом,
…хвостом.

…тепло.
…пришло!

(Чтение придуманных стихов. Не страшно, если стихи будут похожи на берестовские.)

Бармалейкин: - Ничего себе! Какие молодцы! Как это у вас получается?

Ученик: - Всё дело в том, что мы умеем мечтать! (читает стихотворение «Мечтатель»)

Сижу на самой верхней ветке,
И чудится, что я в разведке
Или на мачте корабля,
Готовый прокричать: «Земля!»
А ветер дерево качает.
Никто меня не замечает.
А я забрался выше всех,
И вижу всех,
И слышу всех.

Бармалейкин: - Так ведь я – то тоже мечтаю! Бываю в средних веках, на полюсе… Да где я только не бываю! А вы за полгода столькому научились!!! Что же вам помогло?

Зазнайкина: - А помог первоклашкам портфель!

Бармалейкин: - Портфель? А что там?

(Инсценирование учениками цикла стихов «У меня в портфеле».)

Портфель

Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой …. (портфель)

Учебник

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его ………..зовут. (учебником)

Тетради

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
-Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
- Математика!
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
для нас до сих пор остаётся загадкой.

Линейка

Я – линейка. Прямота –
Главная моя черта.

Карандаш

Я – малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я – наоборот!

Точилка

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

Ручка

Буквы напечатанные –
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
- Ах, батюшки! – сказала ручка. –
Что значит эта закорючка?
- Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву «А»

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Резинка

Я – ластик. Я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Закладка

Я - нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Счёты

То считаю втихомолку я,
То опять на счётах щёлкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь «пять»!

(По ходу рассказа дети собираются в импровизированном «портфеле», например, на ступеньках сцены).

После инсценировки дети исполняют песню «Чему учат в школе»

Чему учат в школе.

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить восток и юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире,
И про дождик во дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Бармалейкин: Вот это да!

Зазнайкина: Ну, Бармалейкин, будешь учиться?

Бармалейкин: Да! Стыдно мне, они такие маленькие, а знают больше меня.

(Вместе исполняют песню. Фото слайды)

Когда мои друзья со мной.

Если с другом вышел в путь –
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть – чуть,
А с друзьями – много!

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Там, где трудно одному, -
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму –
Разберём с друзьями.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
А медведь – без друга!

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Праздник можно закончить чаепитием с играми, конкурсам, награждениями по различным номинациям.

Использованная литература:

  1. «Стихи детских поэтов». Москва. «Детская литература».2005.