Педагогическая мастерская на уроках музыки

Разделы: Музыка


Большое значение в процессе восприятия музыкального произведения имеет степень развитости музыкального мышления учащихся, и потому важнейшим этапом его развития является изучение темы “Интонация”.

В трудах Б.Асафьева сущность интонации раскрыта как выражение содержательной функции музыки, а процесс интонирования освещается Борисом Владимировичем в трёх взаимосвязанных формах проявления: композиторском, исполнительском мышлении и мышлении слушателей в процессе восприятия музыки.

Выделяются четыре аспекта асафьевской трактовки интонации:

  1. Отражательный аспект, связанный со способностью композитора посредством интонации отражать действительность;
  2. Коммуникативный аспект, связанный со способностью интонации передавать слушателям результаты отражения;
  3. Конструктивно-процессуальный аспект, включающий в себя звуковую, ритмическую, метрическую, гармоническую, тембровую и т.д. характеристики интонации;
  4. Ценностный аспект, предполагающий рассмотрение интонации как носителя художественной ценности.

Интонация занимает в нашей жизни огромное место: уже с младенчества дети имеют представление об интонации – слушая мать, отца, постоянно наблюдая за изменением их голосов в зависимости от их настроения и сути того, что они говорят – радуются, сердятся и т.д. Никогда не выделяя интонацию в отдельную проблему, дети постоянно сталкиваются с ней. Важно учить различать и использовать всевозможные интонации. На уроках музыки необходимо раскрыть это понятие во всей его многогранности.

Но раскрыть эту многозначность на традиционном уроке и рассмотреть её значение практически невозможно, а кроме того по разным причинам учитель часто выносит учащимся для запоминания длинные и запутанные определения и без того сложного понятия, и поэтому это запоминание получается механическим, чего быть категорически не должно, ведь музыка – это искусство, а значит принимается сердцем, а не усваивается разумом.

Именно поэтому для уроков по теме “Интонация” была выбрана форма педагогической мастерской, где учащимся даётся возможность самим выйти на многозначность этого понятия.

Ход мастерской

Цель мастерской: обретение участниками мастерской опыта деятельностного освоения и целостного осознания нового понятия “Интонация”.

Возможности для участников мастерской:

  1. Смогут найти общие закономерности интонационного развития в разговорной и музыкальной речи;
  2. Участники обогатят “палитру” собственных интонационных средств;
  3. Станут участниками небольших сценических действий;
  4. Участники смогут осознать многогранность понятия интонация.

Методы, приёмы, способы:

  • Метод графического моделирования музыки;
  • Показ своих композиций;
  • Дискуссия на заданную тему;
  • Создание эссе по теме;
  • Ознакомление с литературой по теме “Интонация”.

Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

I. Поскольку слово “интонация” произошло от латинского intono, что означает – “произносить”, “манера говорить”, то индуктором в мастерской является слово. Поэтому участникам мастерской предлагается начать работу с представления. Мастер представляется сам и предлагает каждому участнику сделать то же:

- Меня зовут… Теперь Вы представьтесь, пожалуйста, как Вам хочется в соответствии с Вашим настроением, состоянием.

Так как каждый из участников мастерской имеет своё представление об интонации, то следующее задание предлагает каждому обратиться к своему опыту:

- Напишите, что такое для вас интонация. /1-2 мин./.

II. Следующий шаг в мастерской – социализация, в ходе которой предлагается обсудить в парах свои представления об интонации:

- Найдите себе пару и обсудите свои определения “интонации”.

III. Участникам предлагается объединиться в группы по 4-5 человек, после чего даётся ситуация:

- Представьте, что вы люди разных стран, планет, социальных групп и т.д. Через 15 минут вам необходимо рассказать о себе при помощи любых средств выражения, кроме речи – мы не знаем вашего языка. В вашем распоряжении: музыкальные инструменты, краски, пластилин, мимика, пластика и т.д.

После подготовки группы “представляются” - т.е. одна из групп разыгрывает свой мини-спектакль, а остальным предлагается определить, откуда же “прибыли” к нам участники этого этюда.

IV. На следующем этапе мастер предлагает обратиться к слову интонация:

- Напишите слово ИН-ТО-НА-ЦИ-Я по слогам и составьте из него множество других, если у Вас возникает какая-то ассоциация, Вы её тоже можете вписать.

Что же получилось?:

ТОН, Я, ТОННА, ТОНИКА, НАЦИЯ, АНАТОМИЯ, ОВАЦИЯ, НОГТАЦИЯ, ЦИНИЯ, АННОТАЦИЯ, НИТЬ И ДР.

- Выбрав опорные слова, напишите, что такое интонация.

Вот некоторые высказывания:

  • Интонация – это выразительный язык жеста, мимики, своего национального языка;
  • Интонация – моя интуиция на тон любой нации, спектр чувств от нотации до восторга, выраженного в овациях;
  • Интонация – анатомия музыки;
  • Интонация – выразительный язык нации, имеющей свой тон, написанный нотами, преломлённый через моё я и обогативший его.

Эти высказывания показывают, что участники вышли на суть понятия. Интонация – это выразительный язык музыки.

V. Следующий шаг – это выявление сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Предлагается прослушать стихотворение А.Л.Барто “Болтунья” в исполнении автора и сразу за ним произведение С.С.Прокофьева на стихи А.Барто “Болтунья”. Перед слушанием вопрос:

- Как композитор передаёт болтливость Лиды?

Идёт коллективная генерация (перекличка). Мастер ведёт запись на доске: быстрый темп, смена ритма, повторы, высокий голос и т.д. После чего выносится для размышления вопрос во фронтальном режиме:

- Что же общего и что различного в разговорной и музыкальной речи?

Участники мастерской высказывают свои мнения по цепочке, ответы фиксируются на доске и в тетрадях. Вывод:

Общее: динамика, ритм тембр, высота голоса.

Различное: в музыкальной речи каждый звук имеет свою длительность и высоту.

VI. Баллада Ф.Шуберта на стихи В.Гёте на немецком языке.

Задача следующего этапа показать, что графическое моделирование есть реакция на изменение интонации в музыке.

- Я поставлю вам произведение, вслушайтесь и постарайтесь услышать, сколько героев в этом произведении?

- Ставлю ещё раз, а вы на листе бумаги, слушая музыку, обозначьте линией, как пойдёт рука.

После этого мастер сообщает, что это произведение называется “Лесной царь” - это баллада Ф.Шуберта на стихи В.Гёте. Раздаётся текст баллады в переводе В.А.Жуковского. даётся задание:

- Прочитайте про себя текст и сравните те образы, которые вы услышали в музыке, обозначили в графике, прочитали в тексте.

- Обменяйтесь впечатлениями друг с другом в группах, обсудите получившиеся результаты.

Оказывае5тся, что практически все услышали – сколько героев в балладе, а рука, писавшая график, чутко реагировала на темп, на динамику, интонацию исполнения.

Даётся дополнительная литература по теме “Интонация”. (см. Приложение ниже)

VII. Следующий этап представляет собой написание небольшого эссе на тему: “Что такое интонация”.

После участникам предлагается прочитать своё эссе вслух или передать кому-либо для прочтения.

Вот некоторые выдержки из эссе:

  • Интонация…Казалось бы такое простое слово, но его нельзя объяснить, это нужно прожить и прочувствовать. Она может подтвердить, поставить под сомнение, отвергнуть излагаемое. Это песнь души, её естественная, живая, настоящая суть. Интонация есть во всём, ведь она выражает чувства, мысли человека. Что бы он ни делал, ему не избавиться от неуловимой нотки естественности.
  • Интонация – способ передачи настроения и отношения к чему-либо. Благодаря интонации мы понимаем состояние и настроение других людей. Интонация – это часть жизни.
  • Интонация – это разнообразие красок мира, убери её из жизни – всё было бы серо. Это определённое звучание, тон, мимика, пантомима, в результате которых мы можем раскрыть истинный смысл увиденного или услышанного. Главное – это способ взаимосвязи между людьми, помогающий им лучше понять друг друга.

VIII. Заключительный этап мастерской – рефлексия. На ней предлагается ответить на вопросы:

  • Что нового Вы для себя узнали?
  • Было ли Вам сложно работать в мастерской?
  • Наиболее интересный для Вас этап работы?
  • Что, на ваш взгляд, Вам больше удалось в мастерской?

Приложение (литература для ознакомления студентам):

  • В.Даль “Толковый словарь”
  • Л.И.Тимофеев и Н.В.Венгеров “Краткий словарь литературоведческих терминов /М.1958/
  • Словарь иностранных слов /18-издание М.”Русский язык” 1989/
  • Большая советская энциклопедия /М.”Советская энциклопедия” 1972/
  • Музыкальный энциклопедический словарь
  • Е.М.Орлова “Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления”

Литература:

  1. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания М. “Советский композитор” 1986
  2. Андреева Ж.О., Ермолаева М.Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа” /проект “Призвание” СПб 2001/
  3. Белик И.С. Музыка против глухоты. /М. “Владос”200/
  4. Бочкарёв Л.Л. психология музыкальной деятельности. /М. “Институт психологии РАН” 1997/
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. /Минск “Современное слово” 1998/
  6. Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант. /СПб “Северный олень” 1993/
  7. Грановская Р.М., Крижановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. /СПб 1994/
  8. Инновационные процессы в педагогическом образовании. /СПб 1996/
  9. Каган М.С. Музыка в мире искусств. /СПб 1996/
  10. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. /М.”Высшая школа” 1990/
  11. Ламорт Изабель. От музыки рождаясь. /Париж, 1988/
  12. Платек Я. Верьте музыке /М. “Советский композитор” 1989/
  13. Приоритеты современной педагогики. /М. “Центр педагоги мира” 1993/
  14. Слепнёвы Алла и Дмитрий. Руки в музыке искупай. /М.”Гранд” 200/
  15. Тарасова К.В. онтогенез музыкальных способностей. /М. “Педагогика” 1988/