Перспективные школьные технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества.

Задачи исторического образования:

– Обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества (создание условий для овладения ими определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи).

– На основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на неё исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей.

Развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности (в том числе и совершать умственные действия).

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

В основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, как технология “полного усвоения знаний”, “коллективного взаимообучения”, “модульного обучения”, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям школьников.

Технология полного усвоения знаний.

Исходным моментом методики является общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Далее учителю предстоит определить, в чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми.

Категории целей познавательной деятельности:

– знание: ученик запоминает воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие и т.д.) – “запомнил, воспроизвел, узнал”;

– понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие событий) – “объяснил, продемонстрировал, проиллюстрировал, интерпретировал”;

– применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;

– анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого – “вычленил части из целого”;

- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – “определил ценность и значение объекта изучения”.

Целенаправленным обучением учащихся “рациональным приемам деятельности” и всемерной интенсификацией самостоятельной работы являются лабораторно – практические занятия.

Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельная изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

Лабораторное занятие отличается высокой степенью самостоятельности учащихся в изучении новой темы, где роль учителя как организатора и консультанта.

Цели лабораторного занятия по учебнику:

– Формирование яркого, целостного образа – представления об исторических фактах и их изложение авторами учебников, реконструкция собственного эмоционального образа исторических фактов, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.

– Развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторское изложение; оценивать учебную информацию на предмет достоверности; сопоставлять различные толкования исторических фактов; формулировать собственные выводы; аргументировать свою точку зрения; понимать вероятность и мотивы существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам.

Методическим условием организации лабораторного занятия по учебнику может быть одно из следующих обстоятельств:

- Материалы учебника содержательно, глубоко, доступно для учащихся конкретного возраста раскрывают тему занятия. Основной учебный текст четко структурирован, многообразен, располагает к организации активной и вариативной учебной работы с ним.

- Автор учебного пособия отражает одну или несколько точек зрения на исторические факты, анализирует и аргументирует их, сопоставляет различные подходы.

- Историческая тема раскрывается в учебнике на примере ряда однородных фактов, при изучении которых целесообразно провести их сопоставление, систематизацию, обобщение или разработать алгоритм (стереотипный план) изучения подобных фактов, например: “Передняя Азия в древности: Финикия, Ассирийская держава, Персидская держава”.

Структура лабораторного занятия по учебнику:

1 этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия и мотивирует её выбор и формулировку; выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно; знакомит класс с учебником или текстами, на основе которых будет организовано лабораторное занятие; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальная, групповая, дифференцированная); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.
2 этап – самостоятельная работа учащихся с учебными текстами учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
3 этап – коллективное обсуждение результатов в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей, фронтальное обобщающая беседа.
4 этап – подведение итогов лабораторной работы: суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников.

Инструктивные карточки, которые получают ученики в начале лабораторного занятия, должны содержать следующие сведения:

- данные источника: автор, учебник, глава, параграф, страницы, а так же указания на другие компоненты учебной книги, которой могут быть использованы в работе (иллюстрации, карты, хронологические комплексы и т.д.);
- познавательные задания с четким обозначением учебных приемов и средств обучения, обязательных при выполнении;
- направленность обобщающего вывода.

Лабораторные занятия по документам.

Документальный текст служит источником новых знаний и средством организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников. Лабораторное занятие по документу, цель которого не простое углубление и конкретизация исторических знаний, развитие аналитических умений и навыков работы с текстом, а, главное, формирование объективного всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам, умений самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Типология познавательных заданий к учебному тексту.

I. Задания на проверку понимания прочитанного.

1.Тест с выбором ответов.
2.Тест с альтернативными ответами.
3.Тест с ограничениями на ответы.
4.Толковый словарь темы.
5.Календарь событий.
6.Синхронистическая таблица.
7.Хронологические задачи
8.Тест последовательности (в хронологическом порядке расставить)
9.Историческая карта.
10.Простой или информативный план параграфа.
11.Текст с ошибками.
12.Кроссворды, чайнворды, ребусы.

II. Задание на образную реконструкцию исторических фактов.

1.Картинный план.
2.Словесные портреты исторических деятелей.
3.Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков.
4.Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные противоположные мнения и оценки.
5.Словесная и образная стилизация исторической информации (“дневники”, “письма”, “мемуары”, “газеты”).

III. Задания на анализ учебного текста, на различение фактов и их авторского толкования:

1.Развернутый, или стереотипный, или смысловой план.
2.Сравнительно-обобщающая таблица.
3.Конкретизирующая таблица.
4.Логическая схема.
5.Познавательные задания на определение авторских подходов к оценке исторических фактов.

IY.Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений.

Практическое занятие.

Практическое занятие-форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.

В соответствии с основной дидактической задачей практикумы по истории делятся на три вида:

1) практическое занятие по развитию познавательных умений,
2) практическое занятие по решению познавательных задач,
3) практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.

Формирование познавательных умений идет параллельно с овладением новыми знаниями, с изучением исторических источников.

Практическое занятие по развитию познавательных умений.

а) вводное практическое занятие в начале нового исторического курса “Знакомство с предметом и учебником”.
б) специальное занятие по теме “Счет лет в истории”.

Практическое занятие по решению познавательных заданий.

Уместно использовать в конце тематического блока как способ актуального повторения, систематизации и практического применение новых знаний и умений.

Познавательные задание, прежде всего, должны пробудить в ребятах желание задуматься над смыслом и назначением истории, помочь им найти личностную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

Классификация познавательных заданий:

а) образные задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.
б) логические задания, активизирующие преимущественно абстрактно – логическое мышление учащихся, содействующие формированию умений осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме понятий разной широты обобщения.
в) проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика и требующегося для решения поставленной задачи. В процессе её решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, то есть способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ её решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.

Практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности может быть логическим завершением тематического блока. Здесь заслушивается и обсуждается рассказы учащихся об исторических событиях, составленные от имени их участников, свидетелей, современников, доклады по материалам домашних архивов и т.п.

Структура практического занятий по решению познавательных задач.

1-й этап – организационный. Сообщается тема занятия, его задачи, условия проведения, формы работы учеников: индивидуальная, групповая, фронтальная. Распределяются роли консультантов, спикеров, экспертов, формируется рабочие группы.

2-й этап – решение познавательных задач. Независимо от формы работы в начале занятия можно решить одну из задач коллективно, сверяя свои действия с памяткой. Затем школьники выполняют задания самостоятельно, обращаясь к консультантам за помощью в случае необходимости.

3-й этап – обсуждение готовых решений. Если ученики работали в группах, то от их имени выступает специально подготовленный спикер. Весь класс принимает участие в уточнении ответов, а эксперты анализируют и оценивают работу групп, отмечая наиболее удачные решения.

4-й этап – подведение итогов. Учитель отмечает результативность занятия, выставляет отметки, а также характеризует деятельность консультантов, спикеров и экспертов.

Сегодня проблема поиска и создание новых технологий в этом направлении очень необходима, т.к. в современных условиях традиционные технологии не дают возможности развития творческих способностей школьников, тормозится активность и самостоятельность.

Общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Обучение учащихся “рациональным приемам деятельности” и интенсификацией самостоятельной работы дают хорошие результаты усвоения знаний.

Примером таких уроков может быть использование рабочих листов к урокам по курсу истории средних веков (6 класс).

Рабочий лист урока состоит из двух частей:

- задания по теме, которые используются при работе над презентацией нового материала и практике по соответствующей теме под руководством учителя;

– повторение темы с использованием разнообразных по жанру познавательных заданий, вопросов, тестов и др.

Усвоение знаний учащимися достигается при пятикратном повторении учебного материала:

  • опережающее домашнее задание;
  • презентация нового материала учителем;
  • закрепление нового материала по вопросам задания рабочего листа к уроку;
  • домашнее задание по материалам пройденного;
  • повторение пройденного по вопросам части рабочего листа “Задания” (устно) и “Повторение темы” (письменно).

Следующий урок начинается с повторения домашнего задания по рабочим листам предыдущего урока (задание – устно, повторение темы – письменно).

Изучение нового материала учитель проводит с использованием рабочего листа по следующей теме.

Приложение:

1. Рабочий лист урока “Как возникло франкское королевство”.

Часть 1. Задания.

  1. Где жили франки до Великого переселения народов?
  2. Кто и когда возглавил поход франков в Галлию?
  3. Как вели себя франки в завоеванной Галлии?
  4. Как возникло государство у франков?
  5. Как Хлодвиг стал королем?
  6. Как Хлодвиг управлял королевством?
  7. Какое значение имел сборник законов?
  8. Стр.18 учебника (сборник законов). Что утверждают эти законы?
  9. Каким способом знать увеличивала свои владения?

Часть 2. Повторение темы.

  1. Укажите год, в котором франки разгромили войско римлян и подчинили себе Северную Галлию: 1) 410 г.; 2) 476 г.; 3) 486 г.; 4) 451 г.
  2. Укажите вождя, который возглавлял франков в битве у города Суассон:
    1. Хлодвиг; 2) Атилла; 3) Аларих; 4) Меровей.
  3. Объясните, почему на завоеванной франками территории Галлии многие местные богачи из римлян и галлов признали власть Хлодвига?
  4. Расскажите, как Хлодвиг добивался власти.
  5. Укажите, в каком году возникло государство у франков:
  6. 1) 500 г.; 2) 395 г.; 3) 410 г.; 4) 486 г.

  7. Объясните, как свободные земледельцы становились зависимыми крестьянами.

2. Рабочий лист урока “Христианская церковь и королевство франков в VI- VIII веках”.

Часть 1. Задания.

  1. Почему Хлодвиг и франки приняли христианскую веру?
  2. Выпишите в тетрадь новые термины из раздела 2 и 3 учебника с объяснениями или сформулируйте их самостоятельно.
  3. Рассмотри схему на стр. 21. Кто кому подчинялся?
  4. Кого современники прозвали “ленивыми королями” и почему?
  5. Почему Карл Мартелл одержал победу над арабами при Пуатье?
  6. Когда Пипин Короткий пришел к власти и почему?

Часть 2. Повторение темы.

  1. Почему франки и Хлодвиг приняли христианство?
  2. В чем причина военных успехов Карла Мартелла?
  3. Установите соответствие:
  4. 1) Хлодвиг; а) провозглашен королем франков вместо свергнутого
    2) Карл Мартелл; короля династии Меровингов;
    3) Пипин Короткий; б) правитель франков, который за службу в войске стал давать землю;
    в) правитель, который принял христианство, при нем был составлен первый сборник законов франков.

  5. Установите в хронологической последовательности следующие события:
  • битва при Пуатье;
  • провозглашение Пипина Короткого копролем;
  • принятие христианства.

От цели к результату.

Разработка созитдательного оценочного инструментария в школьном обучении истории.

Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний учащихся по истории является систематическое повторение в процессе обучения исторических фактов, понятий, характеристик исторических деятелей, научной периодизации исторических процессов, основных хронологических дат.

Одним из важных объектов обучения учащихся является проверка знаний ученика, точнее, объем, глубина и детализация исторической информации, воспроизводимой в его ответе.

В процессе работы в данном направлении предпочтение отдается диагностирующим функциям, где в качестве критерия оценки исторических знаний школьников выделено умение ориентироваться в историческом процессе, определены конкретные показатели такого умения, предложены активные формы его диагностики и одновременного развития.