Общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества.
Задачи исторического образования:
– Обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества (создание условий для овладения ими определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи).
– На основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на неё исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей.
Развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.
Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности (в том числе и совершать умственные действия).
Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.
В основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, как технология “полного усвоения знаний”, “коллективного взаимообучения”, “модульного обучения”, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям школьников.
Технология полного усвоения знаний.
Исходным моментом методики является общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Далее учителю предстоит определить, в чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми.
Категории целей познавательной деятельности:
– знание: ученик запоминает воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие и т.д.) – “запомнил, воспроизвел, узнал”;
– понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие событий) – “объяснил, продемонстрировал, проиллюстрировал, интерпретировал”;
– применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;
– анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого – “вычленил части из целого”;
- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – “определил ценность и значение объекта изучения”.
Целенаправленным обучением учащихся “рациональным приемам деятельности” и всемерной интенсификацией самостоятельной работы являются лабораторно – практические занятия.
Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельная изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.
Лабораторное занятие отличается высокой степенью самостоятельности учащихся в изучении новой темы, где роль учителя как организатора и консультанта.
Цели лабораторного занятия по учебнику:
– Формирование яркого, целостного образа – представления об исторических фактах и их изложение авторами учебников, реконструкция собственного эмоционального образа исторических фактов, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.
– Развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторское изложение; оценивать учебную информацию на предмет достоверности; сопоставлять различные толкования исторических фактов; формулировать собственные выводы; аргументировать свою точку зрения; понимать вероятность и мотивы существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам.
Методическим условием организации лабораторного занятия по учебнику может быть одно из следующих обстоятельств:
- Материалы учебника содержательно, глубоко, доступно для учащихся конкретного возраста раскрывают тему занятия. Основной учебный текст четко структурирован, многообразен, располагает к организации активной и вариативной учебной работы с ним.
- Автор учебного пособия отражает одну или несколько точек зрения на исторические факты, анализирует и аргументирует их, сопоставляет различные подходы.
- Историческая тема раскрывается в учебнике на примере ряда однородных фактов, при изучении которых целесообразно провести их сопоставление, систематизацию, обобщение или разработать алгоритм (стереотипный план) изучения подобных фактов, например: “Передняя Азия в древности: Финикия, Ассирийская держава, Персидская держава”.
Структура лабораторного занятия по учебнику:
1 этап – организационный. Учитель
сообщает тему занятия и мотивирует её выбор и
формулировку; выдвигает учебные проблемы или
предлагает сделать это учащимся самостоятельно;
знакомит класс с учебником или текстами, на
основе которых будет организовано лабораторное
занятие; определяет формы самостоятельной
работы учащихся (фронтальная, групповая,
дифференцированная); разъясняет инструкцию и
требования к оформлению результатов
лабораторной работы.
2 этап – самостоятельная работа учащихся с
учебными текстами учитель выступает в роли
консультанта и координатора совместной
деятельности класса.
3 этап – коллективное обсуждение результатов в
одном из вариантов: творческие отчеты групп,
выступления представителей, фронтальное
обобщающая беседа.
4 этап – подведение итогов лабораторной работы:
суммирование подходов и оценок или
формулирование общего вывода; оценивание
школьников.
Инструктивные карточки, которые получают ученики в начале лабораторного занятия, должны содержать следующие сведения:
- данные источника: автор, учебник,
глава, параграф, страницы, а так же указания на
другие компоненты учебной книги, которой могут
быть использованы в работе (иллюстрации, карты,
хронологические комплексы и т.д.);
- познавательные задания с четким обозначением
учебных приемов и средств обучения, обязательных
при выполнении;
- направленность обобщающего вывода.
Лабораторные занятия по документам.
Документальный текст служит источником новых знаний и средством организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников. Лабораторное занятие по документу, цель которого не простое углубление и конкретизация исторических знаний, развитие аналитических умений и навыков работы с текстом, а, главное, формирование объективного всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам, умений самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Типология познавательных заданий к учебному тексту.
I. Задания на проверку понимания прочитанного.
1.Тест с выбором ответов.
2.Тест с альтернативными ответами.
3.Тест с ограничениями на ответы.
4.Толковый словарь темы.
5.Календарь событий.
6.Синхронистическая таблица.
7.Хронологические задачи
8.Тест последовательности (в хронологическом
порядке расставить)
9.Историческая карта.
10.Простой или информативный план параграфа.
11.Текст с ошибками.
12.Кроссворды, чайнворды, ребусы.
II. Задание на образную реконструкцию исторических фактов.
1.Картинный план.
2.Словесные портреты исторических деятелей.
3.Изложение исторических событий от имени одного
из их участников, свидетелей, современников или
потомков.
4.Изложение сути исторических событий в диалоге,
споре, беседе их непосредственных участников,
представляющих разные противоположные мнения и
оценки.
5.Словесная и образная стилизация исторической
информации (“дневники”, “письма”, “мемуары”,
“газеты”).
III. Задания на анализ учебного текста, на различение фактов и их авторского толкования:
1.Развернутый, или стереотипный, или смысловой
план.
2.Сравнительно-обобщающая таблица.
3.Конкретизирующая таблица.
4.Логическая схема.
5.Познавательные задания на определение
авторских подходов к оценке исторических фактов.
IY.Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений.
Практическое занятие.
Практическое занятие-форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
В соответствии с основной дидактической задачей практикумы по истории делятся на три вида:
1) практическое занятие по развитию
познавательных умений,
2) практическое занятие по решению
познавательных задач,
3) практическое занятие по проверке результатов
творческо-поисковой деятельности.
Формирование познавательных умений идет параллельно с овладением новыми знаниями, с изучением исторических источников.
Практическое занятие по развитию познавательных умений.
а) вводное практическое занятие в начале нового
исторического курса “Знакомство с предметом и
учебником”.
б) специальное занятие по теме “Счет лет в
истории”.
Практическое занятие по решению познавательных заданий.
Уместно использовать в конце тематического блока как способ актуального повторения, систематизации и практического применение новых знаний и умений.
Познавательные задание, прежде всего, должны пробудить в ребятах желание задуматься над смыслом и назначением истории, помочь им найти личностную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.
Классификация познавательных заданий:
а) образные задания, обучающие видеть,
адекватно усваивать и воспроизводить в образной
форме внешние признаки исторических событий и их
деталей, деятельность людей – участников
исторического процесса.
б) логические задания, активизирующие
преимущественно абстрактно – логическое
мышление учащихся, содействующие формированию
умений осмысливать сущность фактического
материала, усваивать теоретические сведения в
форме понятий разной широты обобщения.
в) проблемные задания – особый вид логических
заданий, построенных на несоответствии
наличного уровня знаний и умений ученика и
требующегося для решения поставленной задачи. В
процессе её решения ученики овладевают опытом
творческой деятельности, то есть способностью
при решении каждой новой задачи находить свой
оригинальный способ её решения, опираться как на
имеющиеся знания и умения, так и на догадку и
интуицию.
Практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности может быть логическим завершением тематического блока. Здесь заслушивается и обсуждается рассказы учащихся об исторических событиях, составленные от имени их участников, свидетелей, современников, доклады по материалам домашних архивов и т.п.
Структура практического занятий по решению познавательных задач.
1-й этап – организационный. Сообщается тема занятия, его задачи, условия проведения, формы работы учеников: индивидуальная, групповая, фронтальная. Распределяются роли консультантов, спикеров, экспертов, формируется рабочие группы.
2-й этап – решение познавательных задач. Независимо от формы работы в начале занятия можно решить одну из задач коллективно, сверяя свои действия с памяткой. Затем школьники выполняют задания самостоятельно, обращаясь к консультантам за помощью в случае необходимости.
3-й этап – обсуждение готовых решений. Если ученики работали в группах, то от их имени выступает специально подготовленный спикер. Весь класс принимает участие в уточнении ответов, а эксперты анализируют и оценивают работу групп, отмечая наиболее удачные решения.
4-й этап – подведение итогов. Учитель отмечает результативность занятия, выставляет отметки, а также характеризует деятельность консультантов, спикеров и экспертов.
Сегодня проблема поиска и создание новых технологий в этом направлении очень необходима, т.к. в современных условиях традиционные технологии не дают возможности развития творческих способностей школьников, тормозится активность и самостоятельность.
Общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
Обучение учащихся “рациональным приемам деятельности” и интенсификацией самостоятельной работы дают хорошие результаты усвоения знаний.
Примером таких уроков может быть использование рабочих листов к урокам по курсу истории средних веков (6 класс).
Рабочий лист урока состоит из двух частей:
- задания по теме, которые используются при работе над презентацией нового материала и практике по соответствующей теме под руководством учителя;
– повторение темы с использованием разнообразных по жанру познавательных заданий, вопросов, тестов и др.
Усвоение знаний учащимися достигается при пятикратном повторении учебного материала:
- опережающее домашнее задание;
- презентация нового материала учителем;
- закрепление нового материала по вопросам задания рабочего листа к уроку;
- домашнее задание по материалам пройденного;
- повторение пройденного по вопросам части рабочего листа “Задания” (устно) и “Повторение темы” (письменно).
Следующий урок начинается с повторения домашнего задания по рабочим листам предыдущего урока (задание – устно, повторение темы – письменно).
Изучение нового материала учитель проводит с использованием рабочего листа по следующей теме.
Приложение:
1. Рабочий лист урока “Как возникло франкское королевство”.
Часть 1. Задания.
- Где жили франки до Великого переселения народов?
- Кто и когда возглавил поход франков в Галлию?
- Как вели себя франки в завоеванной Галлии?
- Как возникло государство у франков?
- Как Хлодвиг стал королем?
- Как Хлодвиг управлял королевством?
- Какое значение имел сборник законов?
- Стр.18 учебника (сборник законов). Что утверждают эти законы?
- Каким способом знать увеличивала свои владения?
Часть 2. Повторение темы.
- Укажите год, в котором франки разгромили войско римлян и подчинили себе Северную Галлию: 1) 410 г.; 2) 476 г.; 3) 486 г.; 4) 451 г.
- Укажите вождя, который возглавлял франков в битве у города Суассон:
- Хлодвиг; 2) Атилла; 3) Аларих; 4) Меровей.
- Объясните, почему на завоеванной франками территории Галлии многие местные богачи из римлян и галлов признали власть Хлодвига?
- Расскажите, как Хлодвиг добивался власти.
- Укажите, в каком году возникло государство у франков:
Объясните, как свободные земледельцы становились зависимыми крестьянами.
1) 500 г.; 2) 395 г.; 3) 410 г.; 4) 486 г.
2. Рабочий лист урока “Христианская церковь и королевство франков в VI- VIII веках”.
Часть 1. Задания.
- Почему Хлодвиг и франки приняли христианскую веру?
- Выпишите в тетрадь новые термины из раздела 2 и 3 учебника с объяснениями или сформулируйте их самостоятельно.
- Рассмотри схему на стр. 21. Кто кому подчинялся?
- Кого современники прозвали “ленивыми королями” и почему?
- Почему Карл Мартелл одержал победу над арабами при Пуатье?
- Когда Пипин Короткий пришел к власти и почему?
Часть 2. Повторение темы.
- Почему франки и Хлодвиг приняли христианство?
- В чем причина военных успехов Карла Мартелла?
- Установите соответствие:
- Установите в хронологической последовательности следующие события:
1) Хлодвиг; а) провозглашен королем
франков вместо свергнутого
2) Карл Мартелл; короля династии Меровингов;
3) Пипин Короткий; б) правитель франков, который за
службу в войске стал давать землю;
в) правитель, который принял христианство, при
нем был составлен первый сборник законов
франков.
- битва при Пуатье;
- провозглашение Пипина Короткого копролем;
- принятие христианства.
От цели к результату.
Разработка созитдательного оценочного инструментария в школьном обучении истории.
Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний учащихся по истории является систематическое повторение в процессе обучения исторических фактов, понятий, характеристик исторических деятелей, научной периодизации исторических процессов, основных хронологических дат.
Одним из важных объектов обучения учащихся является проверка знаний ученика, точнее, объем, глубина и детализация исторической информации, воспроизводимой в его ответе.
В процессе работы в данном направлении предпочтение отдается диагностирующим функциям, где в качестве критерия оценки исторических знаний школьников выделено умение ориентироваться в историческом процессе, определены конкретные показатели такого умения, предложены активные формы его диагностики и одновременного развития.