Тема урока: "Лес — природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • дать представление о лесе как природном сообществе; познакомить детей с “этажами” леса, с наиболее типичными для них представителями растительного и животного мира,
  • формировать бережное, ответственное отношение к природе, понимание экологических проблем своего края.

Оборудование. Учебник “Мир вокруг нас” (4-й класс, часть 1), (авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова), презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда отгадайте.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.

Дети. Лес.

Уч. Правильно, мы отправимся в лес, для того чтобы познакомиться с его жителями, узнать как они приспособились к жизни в нём.

3. Повторение пройденного материала.

Уч. Что такое лес?

Д. Лес – это территория земли, занятая деревьями, кустарниками и животными, живущими в нём.

Уч. Каково значение леса в природе?

Д. Лес – защитник воздуха. “Лёгкие нашей планеты”

Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Лес – место отдыха для человека.

Лес – источник древесины.

Лес – дом для животных, растений, грибов.

4. Знакомство с новым материалом.

Уч. Сейчас вы просмотрите видеофрагменты, после чего ответите на несколько вопросов. Прочитайте их на доске.

На доске: - Какие животные живут в лесу?

- Как животные приспособились к жизни в лесу?

- Почему лес называют природным сообществом?

- Итак, кого из живых существ, обитающих в лесу, вы увидели? Давайте назовём представителей каждого класса царства животных: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви. Дети отвечают, разгадывают загадки. (слайды 4 -14)

Уч. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Нити грибницы с расстаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков, пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу. (слайд 15).

Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

Уч. Каждый из вас живёт в доме, на каком-либо этаже. В природе тоже существуют лесные “этажи”. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Как вы сами думаете, что это такое?

Дети высказываются.

- Какой ярус самый высокий?

Д. Деревья.

Уч. В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Загадки.

  1. Клейкие почки, зелёные листочки.
    С белой корой расту под горой. (Берёза)
  2. С моего цветка берёт
    Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
  3. Что за дерево стоит –
    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
  4. Летом с него снег – просто смех!
    Снег по городу летает,
    Почему же он не тает? (Тополь)
  5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  6. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
  7. Есть у родственницы ёлки
    Неколючие иголки,
    Но в отличие от ёлки
    Опадают те иголки. (Лиственница)
  8. В сенокос – горька,
    А в мороз – сладка.
    Что за ягодка? (Рябина)

- В процессе разгадывания получили ключевое слово

Д. Растения.

Уч. Какие изученные словарные слова встретились вам?

Д. Берёза, осина, рябина, растения.

Уч. Есть и вторая часть кроссворда, но к ней вернёмся позже.

Уч. Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Д. Кастарники.

Уч. Названия представителей этого яруса зашифрованы в таблице. Используя ключи назовите их. (Слайд18)

Д. Лещина, бересклет, калина, крушина.

Уч. Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?

Д. Травы.

Уч. Переходим ко второй части кроссворда.

Дети разгадывают загадки (Слайд 21)

  • Синенький звонок висит,
  • Никогда он не звенит. (Колокольчик)

  • На припёке у пеньков
  • Много тонких стебельков.
    Каждый тонкий стебелёк
    Держит алый огонёк. (Земляника)

  • Я в красной шапочке расту
  • Среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту,
    Зовусь я… (Подосиновик)

  • Беленькие горошки
    На зелёной ножке. (Ландыш)

Уч. Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются часть природного сообщества.

Д. Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

- Животные питаются растениями.

- Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

- С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

- Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Уч. Приведите примеры пищевых цепей.

Д. Растительность питается заяц, зайцем – лиса, лиса умирает, её останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют растения для своей жизни. (Слайд 23)

Уч. Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

Д. Нет, не должен. В лесу всё идёт по законам природы.

Уч. Ребята, какой вывод можно сделать?

Д. Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.

5. Итог урока.

Уч. Давайте подведём итог урока. Что же такое лес?

- Какие ярусы существуют в лесу?

-Каких животных леса вы знаете?

- Как вы понимаете термин “природное равновесие”?

6. Домашнее задание.

С. 175-181 учебника. Составить цепь питания.

Контрольные вопросы. (Слайд 25)

Презентация

Приложение