Особенности взаимодействия и современный подход к организации работы с родителями в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. В то же время, многие педагоги исходят из того, что именно они должны “разъяснять” родителям как следует воспитывать ребенка, подчас избирая нравоучительный тон и, как следствие, получая в ответ: “Вы- воспитатели, вот и воспитывайте!”

В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.

С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в нашем детском саду было проведено анкетирование. В целом, и родители и педагоги высоко оценили деятельность ДОУ по организации взаимодействия с родителями, однако не все они удовлетворены характером взаимодействия. Воспитатели от родителей ожидают большего, чем получают, и поэтому значительная их часть недостаточно удовлетворена взаимодействием. Родители же, наоборот считают, что воспитатели делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов: медиков, логопедов, психологов.

Учитывая данную проблему, наш коллектив приложил немалые усилия для повышения уровня педагогической компетентности родителей. С целью формирования представлений о здоровом образе жизни и практических умений по оздоровлению детей старшей медсестрой проведены семинары-практикумы: “Питание детей дошкольного возраста”, “Организация закаливающих процедур в домашних условиях”; на встречу с родителями приглашались врач-психотерапевт и врач-сексолог; с помощью наглядной агитации родители знакомились с профилактикой и лечением различных заболеваний у детей, основными параметрами их физического развития, нетрадиционной медициной.

Особо тесное взаимодействие с родителями складывается в логопедической группе и в группе для детей с задержкой психического развития. В вечернее время для родителей организуется посещение занятий логопеда и дефектолога, родители присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком, получают консультирование по вопросам психического и речевого развития детей. В практику работы прочно вошло использование аудио и видеозаписей занятий с детьми с последующим сравнительным анализом результатов, достигнутых ребенком. Каждый ребенок, посещающий коррекционную группу, получает ежедневные домашние задания, которые выполняет вместе с родителями. Задача этих заданий- познакомить родителей с изученным материалом и закрепить его дома с ребенком. Как один из видов общения специалистов и родителей выбран “Вечер вопросов и ответов”, а так же устный журнал “Беседка” со следующими рубриками: “Чему и как учить ребенка”, “Говорят дети”, “Это интересно знать”, “Своими руками” и др. Для родителей проводятся семинары-практикумы, темы которых посвящены особенностям развития детей, дыхательным, артикуляционным, графическим упражнениям, развитию мелкой моторики пальцев рук и т.д.

Для выявления педагогической культуры родителей, психологом нашего детского сада используется анкетирование, собеседование, тестирование, написание сочинений на предложенную специалистом тему. Как показал проведенный опрос, родители некомпетентны в вопросах психического развития детей. Для психологического просвещения родителей в ДОУ используются разнообразные формы работы: организация деловых игр, семинаров-практикумов, заседаний “круглого стола”, дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование. В детском саду работает детско-родительский клуб “Все мы родом из детства”, “Педагогический всеобуч”, а так же “Школа молодого родителя”, на занятиях в которой используются тренинговые упражнения и задания, обсуждение разных точек зрения на вопрос, игровое взаимодействие родителей и детей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей.

В квалифицированной медицинской и психологической помощи нуждаются не только родители, но и некоторые педагоги. В числе трудностей, возникающих в работе с родителями, воспитатели указывают социально-экономические причины, недостаток у родителей времени для общения и их профессиональная занятость. Сложно работать с родителями, которым вообще безразличны вопросы воспитания и с теми, которые “все знают”. Кроме того, часть воспитателей испытывает организационные и профессионально-личностные затруднения: не все умеют отобрать целесообразные формы и содержание работы, у некоторых воспитателей недостаточные знания возрастных и психологических особенностей детей, имеются коммуникативные затруднения.

Старшим воспитателем и психологом ДОУ проведена большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх они обучались умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивали навыки публичного выступления, повышали свою психологическую компетентность. Среди тем, которые рассматривались с педагогами, наибольший интерес вызвали следующие: “Леворукий ребенок”, “Полоролевое воспитание детей”, “Организация работы с гиперактивными детьми” и др. Использование разнообразных обучающих форм работы с педагогами дало положительный результат. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссии по проблеме, “устные журналы”, педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, КВН, “ток-шоу” и т.д. Для возникновения интереса и желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала воспитателями используются различные методы активизации родителей. Так, воспитатели группы раннего возраста во время родительских собраний используют просмотр видеозаписей занятий и режимных моментов с последующим обсуждением. Воспитатели старших групп организовывают диспуты по заранее предложенной теме, используют игровые методы активизации , интервьюирование, рейтинговую оценку обсуждаемой проблемы, предлагают родителям для обсуждения несколько различных точек зрения.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях помогают досуговые формы организации общения. В гости к детям и родителям приглашались татарский писатель Рафис Курбанов, зеленодольские художники В.Макаров и Р.Марданов, воспитанники детской школы искусств и хореографических коллективов нашего микрорайона. Заседание родительской гостиной “Сказание о Казани” было посвящено 1000-летию города и познакомило собравшихся с историей его возникновения, в семейной гостиной “Природа дивной красоты” выступления детей чередовались с концертными номерами родителей, а так же бывших воспитанников нашего детского сада, встреча “Умелые руки не знают скуки!” была посвящена обмену опытом между родителями и детьми. С целью поиска общих интересов, общения взрослых и детей в каждой группе организован обмен литературой и видеотекой. В методическом кабинете работает педагогическая библиотека для родителей. При проведении спортивных праздников создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям “Семейные старты”, “Дни здоровья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”, ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к Дню защитника Отечества. Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование и такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашался “гость группы”(родители беседовали с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.

Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и детей способствует и проведение конкурсов. Детским садом организованы конкурсы: “Шьем не просто для затей, шьем на радость – для детей!”, “Эко-елка”, “Самиздат” (на лучший альбом-книгу о своей группе), конкурс спортивных тренажеров “Тренажер построим сами!”, конкурс карнавальных костюмов “Королева осени”, к 75-летию г. Зеленодольска – творческий конкурс “Подарок любимому городу”, проводится ежегодная акция “Нарядим елку во дворе!”, выставки совместных работ родителей и детей. Выявить творческие способности детей и родителей помогла и проведенная в детском саду “Минутка славы”.

В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. В нашем детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей. В процессе работы решаются задачи, связанные с формированием у детей знаний родной культуры и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к духовно-нравственным ценностям. В ДОУ функционирует кружок “Исток”, цель которого – знакомство с традиционным укладом жизни русского народа, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, организация совместных с родителями вечеров досуга, посиделок. В календаре нашего детского сада есть много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом. Стало доброй традицией проведение праздников “Рождество”, “Масленица”, “Пасха” с приглашением духовных лиц города и района. Приобщая детей к татарской культуре, кроме традиционных форм работы, мы используем встречи с творческими людьми Татарстана, инсценирование татарских легенд и сказок с участием родителей, детей и педагогов, а услышать красоту татарских мелодий позволяют встречи с воспитанниками и учителями музыкальной школы города. В числе любимых детьми праздников – “Сабантуй”, “Науруз”, праздник урожая “Уныш байрэмэ”, познавательно и развлекательно прошли в детском саду посиделки “Мастерами славится земля!”, “Моя бабушка – хранительница традиций моего народа” и др. С целью возрождения культурных традиций разных семей, формирования интереса к их истории в ДОУ практикуется такая методика, как “Семейный час”. Вместе с детьми родители изготавливают “Семейную газету”, составляют “Семейное древо” (родословную семьи), создают семейный герб, ведут летопись семьи.

В дошкольных учреждениях широкое распространение приобрела такая форма сотрудничества с родителями как “Дни открытых дверей”. Мы решили отойти от привычной формы его проведения, т.е. не просто демонстрировать родителям педагогический процесс, но и вовлекать их в него, дать возможность родителям стать активными участниками в жизни детей при посещении ДОУ и группы. Ежегодно, в начале учебного года, для детей и родителей проводится праздник “Здравствуй, детский сад!”. Музыкально-развлекательная программа состоит из представления педагогического состава каждой группы с демонстрацией талантов ее воспитанников. Затем родители имеют возможность ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, пройти по всем его помещениям, пообщаться с друзьями ребенка, поучаствовать в играх, занятиях, театрализованных постановках. 15 мая, в Международный день семьи, стало традиционным проведение праздника “День семьи”. В этот день специалисты и воспитатели всех групп организовывают для родителей и детей работу секторов: музыкального, творческого, спортивного, экологического, сектора эрудитов и игротеку. Победители награждаются почетными грамотами и сувенирами, изготовленными руками детей. Музыкальным руководителем готовятся концертные номера воспитанников всех групп (в 2007г. репертуар был посвящен юбилею нашего города). В год благотворительности, по инициативе родительского комитета, проведена благотворительная ярмарка и акция “Спешите делать добро!” с привлечением родителей и спонсоров. Средства от их проведения пошли на благоустройство и озеленение ДОУ.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.