Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
Дети с нарушениями зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Из группы детей 4-5 лет с нарушением зрения ежегодно наблюдаются 3-4 ребенка с диагнозом невропатолога «статомоторная недостаточность». Этот диагноз характеризуется быстрой утомляемостью и снижением работоспособности при любой интеллектуальной нагрузке.
У детей наблюдаются:
- нарушения психических функций в виде: памяти (становится трудным запомнить материал, сохранить его в памяти и воспроизвести);
- нарушения зрительного восприятия;
- трудности пространственной ориентировки;
- недостаточность развития мелкой моторики.
Поэтому возникла необходимость в углубленной работе с такими детьми по развитию мелкой моторики и зрительного восприятия и создании кружка «Картины из пластилина».
За основу своей деятельности взяла методику Давыдовой Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись.
Цель коррекционной работы: развить мелкую моторику рук и сформировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие оптико-моторной координации;
- развитие цветового гнозиса;
- развитие формовосприятия.
Структура занятия:
- беседа;
- самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
- дидактические игры;
- изготовление картины;
- релаксация;
- анализ работы.
Для детей с нарушением зрения и статомоторной недостаточностью:
- занятия проводятся только индивидуально;
- сокращена длительность занятий на 5 минут (занятие длится 10 мин.);
- в структуру занятия включено большое количество игр и упражнений коррекционной направленности (самомассаж лица, рук, релаксация, пальминг, игры на развитие мелкой и общей моторики).
Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май) по методике Безруких М. «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия».
В начале учебного года проводится анкетирование родителей, цель которого выяснить знания родителей об умениях своих детей и заинтересовать взрослых для оказания активной помощи ребятам в овладении новыми навыками.
Примерная анкета для родителей:
Фамилия, имя ребенка.
- Ваш ребенок любит лепить, рисовать, вырезать из бумаги?
- У вашего ребенка есть дома в свободном пользовании кисти, краски, пластилин, ножницы?
- Вы занимаетесь ручным трудом вместе с ребенком или он предпочитает работать один?
- Чем Вы увлекаетесь: вышиванием, вязанием, швейным делом? Что-то другое.
- Хотели бы Вы помочь своему ребенку овладеть умением делать картины из пластилина?
План работы кружка «Пластилинография»
Месяц | Неделя | Тема | Задачи |
Октябрь |
1,2 |
«Змейка» |
|
Октябрь |
3,4 |
«Петушок с семьей» |
|
Ноябрь |
1,2 |
«Лебеди» |
|
Ноябрь |
3,4 |
«Живые яблочки на веточках» |
|
Декабрь | 1,2 | «Пингвины на льдине» |
|
Декабрь |
3,4 |
«Три поросенка» |
|
Январь |
3,4 |
«Кашалотик, кашалот» |
|
Февраль |
1,2 |
«Совушка, сова- большая голова» |
|
Февраль |
3,4 |
«Разные коты» |
|
Март |
1,2 |
«Мишка косолапый» |
|
Март |
3,4 |
«Панда» |
|
Апрель |
1,2 |
«Павлин» |
|
Апрель |
3,4 |
«Осьминог» |
|
Май |
1,2 |
«Жираф» |
|
Май | 3,4 | «Слон» |
|
Всего занятий:
|
Систематическая работа по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики на занятиях кружка позволяет детям, имеющим нарушения зрения, расширить представления о многообразии животного мира, прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим», достигать значительных успехов в освоении программы.
Список литературы:
- Безруких Марьяна Методика оценки уровня зрительного восприятия детей 5-7,5 лет.
- Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.
- Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
- Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
- Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
- Фролова Г. А. Физкультминутка. Дмитров: Издат. Дом «Карапуз», 1998.
Приложения: