Использование нетрадиционных методов для развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

Дети с нарушениями зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Из группы детей 4-5 лет с нарушением зрения ежегодно наблюдаются 3-4 ребенка с диагнозом невропатолога «статомоторная недостаточность». Этот диагноз характеризуется быстрой утомляемостью и снижением работоспособности при любой интеллектуальной нагрузке.

У детей наблюдаются:

  • нарушения психических функций в виде: памяти (становится трудным запомнить материал, сохранить его в памяти и воспроизвести);
  • нарушения зрительного восприятия;
  • трудности пространственной ориентировки;
  • недостаточность развития мелкой моторики.

Поэтому возникла необходимость в углубленной работе с такими детьми по развитию мелкой моторики и зрительного восприятия и создании кружка «Картины из пластилина».

За основу своей деятельности взяла методику Давыдовой Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись.

Цель коррекционной работы: развить мелкую моторику рук и сформировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.

Задачи:

  1. развитие мелкой моторики рук;
  2. развитие оптико-моторной координации;
  3. развитие цветового гнозиса;
  4. развитие формовосприятия.

Структура занятия:

  1. беседа;
  2. самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
  3. дидактические игры;
  4. изготовление картины;
  5. релаксация;
  6. анализ работы.

Для детей с нарушением зрения и статомоторной недостаточностью:

  • занятия проводятся только индивидуально;
  • сокращена длительность занятий на 5 минут (занятие длится 10 мин.);
  • в структуру занятия включено большое количество игр и упражнений коррекционной направленности (самомассаж лица, рук, релаксация, пальминг, игры на развитие мелкой и общей моторики).

Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май) по методике Безруких М. «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия».

В начале учебного года проводится анкетирование родителей, цель которого выяснить знания родителей об умениях своих детей и заинтересовать взрослых для оказания активной помощи ребятам в овладении новыми навыками.

Примерная анкета для родителей:

Фамилия, имя ребенка.

  1. Ваш ребенок любит лепить, рисовать, вырезать из бумаги?
  2. У вашего ребенка есть дома в свободном пользовании кисти, краски, пластилин, ножницы?
  3. Вы занимаетесь ручным трудом вместе с ребенком или он предпочитает работать один?
  4. Чем Вы увлекаетесь: вышиванием, вязанием, швейным делом? Что-то другое.
  5. Хотели бы Вы помочь своему ребенку овладеть умением делать картины из пластилина?

План работы кружка «Пластилинография»

Месяц Неделя Тема Задачи

Октябрь

1,2

«Змейка»

  1. Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания.
  2. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.
  3. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

<Рисунок 1>

Октябрь

3,4

«Петушок с семьей»

  1. Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках.
  2. Учить лепить объект из отдельных деталей.
  3. Развивать координацию рук, мелкую моторику.
  4. Развивать формовосприятие.

<Рисунок 2>

Ноябрь

1,2

«Лебеди»

  1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.
  2. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при Раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.
  3. Развивать оптико-моторную координацию.
Ноябрь

3,4

«Живые яблочки на веточках»

  1. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.
  2. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.
  3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.
  4. Развивать цветовосприятие.

<Рисунок 3>

Декабрь 1,2 «Пингвины на льдине»
  1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами.
  2. Учить передавать характерное строение птицы.
  3. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

Декабрь

3,4

«Три поросенка»

  1. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика.
  2. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.
  3. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета.
  4. Развивать моторику пальцев рук.

Январь

3,4

«Кашалотик, кашалот»

  1. Дать детям представление о разнообразии животного мира.
  2. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки.
  3. Развивать воображение, цветовосприятие.

Февраль

1,2

«Совушка, сова- большая голова»

  1. Расширить представления детей о лесной птице – сове.
  2. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
  3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.

Февраль

3,4

«Разные коты»

  1. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».
  2. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного.
  3. Развивать мелкую моторику рук.

Март

1,2

«Мишка косолапый»

  1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.
  2. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).
  3. Развивать цветовосприятие.

Март

3,4

«Панда»

  1. Познакомить детей с представителем тропических лесов – пандой.
  2. Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Апрель

1,2

«Павлин»

  1. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.
  2. Развивать пространственные представления, композиционные навыки.
  3. Развивать цветовосприятие.

Апрель

3,4

«Осьминог»

  1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде.
  2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.
  3. Способствовать развитию формо-образующих движений руки в работе с пластилином.

Май

1,2

«Жираф»

  1. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.
  2. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
Май 3,4 «Слон»
  1. Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран.
  2. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах.
  3. Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук.
Всего занятий:
  • В неделю – 4;
  • В месяц – 16, в год – 120.

Систематическая работа по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики на занятиях кружка позволяет детям, имеющим нарушения зрения, расширить представления о многообразии животного мира, прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим», достигать значительных успехов в освоении программы.

Список литературы:

  1. Безруких Марьяна Методика оценки уровня зрительного восприятия детей 5-7,5 лет.
  2. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  5. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  8. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  9. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  10. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
  11. Фролова Г. А. Физкультминутка. Дмитров: Издат. Дом «Карапуз», 1998.

Приложения:

  1. План-конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики «Лебеди».
  2. Анкета для родителей.