Урок математики в 3-м классе "Различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • найти с детьми различные способы умножения круглых двузначных чисел и трехзначных на однозначное число,
  • развивать психические процессы: мышление, память, внимание,
  • воспитывать умение учащихся работать сообща, нести ответственность за членов группы.

Формы работы:

  • групповая,
  • коллективная,
  • индивидуальная,
  • работа в паре

1. Организационный момент:

Мы рады видеть каждого из вас
И пусть зима морозом в окна дышит
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Разминка.

Выполните мозговую гимнастику упражнение “Наденьте шапку размышлений”

Логическая разминка:

  • У палки два конца, если один из них отпилить, сколько останется концов?
  • Шесть картофелин сварили за 30 минут, за сколько минут сварилась каждая картофелина?
  • На руках у человека 10 пальцев, Сколько пальцев на трех руках?

3. Минутка чистописания и повторение табличных случаев умножения.

Запишите все двузначные числа, которые делятся на 7.

Проверка.

21, 42, 49, 36, 14

У кого так же? Кто ошибся? (ошибок почти нет)

4. Введение в новую тему.

Уч. – Ребята отгадайте загадку:

На деревья, на кусты
С неба падают цветы
Белые, пушистые
Только не душистые.

Дети: Снежинки.

(У каждого ребенка на парте появляется бумажная снежинка, с обратной стороны – выражения на табличное умножение). Задание – нужно вставить ответы. Затем проводится взаимопроверка. Многие дети тянут руку, хотят чем-то поделиться.

Дети: А здесь есть лишние выражения – 30* 3, 20*4, 30*2!

Уч.- Молодцы, ребята. Вы внимательные. Как бы вы назвали эти выражения?

Дети предлагают различные варианты. Останавливаются на варианте – нетабличные выражения. Учитель предлагает назвать внетабличные.

5. Физминутка “Дружная”

Ты мой друг и я твой друг –
Вместе мы – друзья.
Нам ссориться нельзя!

6. Работа над новой темой.

На доске выражения, которые дети назвали внетабличными

30*3 20*4 30*2

Уч. – Чем похожи данные выражения? Как можно найти их значения? Посовещайтесь в группах, можете записать на листе размышлений.

Дети предлагают различные варианты.

Уч. – А теперь откройте стр. 72 № 157 и сравните свои варианты с теми, которые предложили Вася, Света и Рома? Как рассуждал каждый? Вы использовали другой способ? Если да, то в чем его отличие? Какой способ вам нравится больше? Объясните свой выбор.

Дети посовещавшись в группах выбирают способ, который предложила Света.

Света: 2*4=8, значит, если 2 десятка умножить на 4, получится 8 десятков: 20*4=80

Попробуйте найти разными способами значения произведений: 60* 7, 30*9, 80*5, 50*5. Какой способ самый удобный? Почему?

Дети: Лучший способ тот, в котором используется таблица умножения.

Уч. – Найдите этим же способом значения произведений

200*4 300*2 300*3 400*2 200*2 200*3

Сколько равенств из таблицы умножения понадобилось при решении? Почему меньше, чем произведений? Кто научился выполнять такие вычисления? Кому еще трудно?

(Большинство ребят поняли новую тему. Для тех, кто пока испытывает затруднения, была организована помощь в группах).

7. Физминутка для глаз. Упражнения: “Стрельба глазами”, “Метелочки”.

8. Решение задачи № 158.

Уч. – Какие данные станут в нем лишними, если поставить такой вопрос: Сколько метров пошло на платье и сколько на халат?

Дети: Лишнее данное – это количество блузок, потому что в задаче не требуется узнать, сколько ткани пойдет на блузку.

Уч. – Молодцы, ребята.

Сделайте краткую запись и решите задачу.

Представитель от каждой группы выходит, записывает свой способ решения задачи, предполагаемый ответ, остальные дети дискуссируют, задают вопросы. Проверяем решение задачи, выбираем правильное решение

9. Физминутка.

10. Работа с геометрическим материалом. № 43 стр. 20 (тетрадь № 1 Е.Бененсон, Л.Итиной)

Как с помощью наименьшего числа прямоугольников определить площадь этой фигуры?

Ребята совещаются в группах и предлагают разные способы выполнения этого задания

Приложение

11.  Д/З на выбор

№ 160 (на + и – многозначных чисел)

№162 – задание на логическое мышление

№ 11 в тетради на печатной основе Е. Бененсон, Л. Итиной

12. Итоговая рефлексия.

Оцените работу своей группы. Какое у вас настроение? Почему? Выполнили ли мы поставленную задачу? Как будете применять полученные знания?