Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало прдшкольное образование.
В связи с ростом количества детей, не посещающих ДОУ, отсутствием необходимой развивающей среды для данной категории дошкольников, на базе МОУ “Гимназия № 7” г. Красноярска организовано структурное подразделение - группа предшкольного образования (ГПО) "Будущий первоклассник". ГПО организована с целью обеспечения базисного содержания дошкольного образования, которое направлено на достижение необходимого уровня развития каждого ребёнка, консультативно - методической поддержки их родителей. ГПО удовлетворяет запросы родителей, не имеющих возможности отдавать ребёнка в ДОУ на полный день и обеспечивает детям дошкольного возраста необходимые условия для психического и физического развития.
- Группа комплектуется по одновозрастному принципу, от 6 до 7 лет.
- Наполняемость группы - 14 человек
- Дети посещают занятия три раза в неделю по 3 часа в день (вторник, четверг, пятница)
Режим дня ГПО
Виды деятельности | Время |
Самостоятельная игровая деятельность детей (настольные и подвижные игры) | 9.00-9.15 |
Первое занятие | 9.15-9.45 |
Двигательная разминка | 9.45-10.00 |
Второе занятие | 10.00-10.30 |
Двигательная разминка | 10.30-10.45 |
Третье занятие | 10.45-11.15 |
Совместная деятельность педагога с детьми. Самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога. | 11.15-12.00 |
Условия
- отдельное помещение (кабинет, разделённый на центры активности: сюжетно-ролевой игры, интеллектуально-познавательный, литературы, природы, искусства, музыки, манипулятивный. строительно-конструкторский)
- спортивный зал
- кабинет психолога для индивидуальных занятий
- кабинет для занятий с родителями
ГПО оснащена материально - технической и методической базой.
Расписание занятий
1 день | 2 день | 3 день | |
Занятие № 1 | Речевое развитие | Развитие элементарных математических способностей | Речевое развитие |
Занятие №2 | Развитие элементарных математических способностей | Изобразительная деятельность | Знакомство с окружающиммиром |
Занятие №3 | Изобразительная деятельность | Знакомство с окружающим миром | Изобразительная деятельность |
Совместная деятельность | Игровая деятельность Индивидуальная деятельность с психологом | Физическое развитие | Театрализованная и музыкальная деятельность |
Кадры
- педагог, прошедший повышение квалификации по специальности "Дошкольное образование".
- учитель прикладного творчества и изобразительного искусства
- учитель музыки
- психолог
- учитель физической культуры
- валеолог
Источник финансирования – бюджет
Учебный план ГПО
Учебные предметы | Количество часов в неделю | |
1 | Речевое развитие | 2 часа |
2 | Развитие элементарных математических способностей | 2 часа |
3 | Знакомство с окружающим миром | 2 часа |
4 | Изобразительная деятельность | 3 часа |
5 | Спортивно - оздоровительные мероприятия, музыка, театрализованная деятельность, занятия с психологом | 3 часа |
Итого | 12 часов |
Ожидаемый результат
На выходе, у ребёнка, посещающего группу предшкольного образования, должны быть сформированы базисные характеристики личности, соответствующие возрасту будущего первоклассника: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, самосознание, способность к самооценке.
Занятие (интегрированное).
Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.
Цели:
- Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.
- Воспитывать у детей готовность к творчеству, умению работать в группах и коллективно, умение согласовывать свои действия с другими.
- Создать условие для развития произвольного внимания, памяти, фантазии, образного мышления.
Оборудование: Атрибуты для театрализации сказки “Репка”: картинка с изображением репы, раздаточный плоскостной геометрический материал, тетради, трафареты – линейки, набор геометрических фигур разных по форме, цвету, размеру, домики из белой бумаги, белые облака, тёмные тучки.
Этапы занятия:
Работа ведётся в центре сюжетно-ролевой игры.
I. Вводная часть. Отгадывание загадки.
Учитель: Какую сказку мы инсценировали на прошлом занятии?
Дети: “Колобок”.
Учитель: Сегодня вспомним другую русскую народную сказку. Отгадайте её название.
Круглая, а не солнце.
Жёлтая, а не масло.
С хвостиком, а не мышь?
Дети: Это - “Репка”.
(Демонстрация картинки с изображением репы.)
Учитель: Сколько героев в сказке? Назовите их.
Дети: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка. Всего 7 героев.
II. Театрализация сказки “Репка”.
Учитель: Почему героям сказки удалось вытянуть репку?
Дети: Потому что вместе – сила, а герои – друзья.
Учитель: А как нам надо инсценировать сказку, чтобы она получилась?
Дети: Надо быть дружными, не ссориться, следить за ходом сказки, быть артистичными, говорить и действовать как герои сказки.
Учитель: А я буду автором-рассказчиком
1. Распределение ролей.
2. Инсценирование.
Ш. Счёт предметов. Пространственные отношения.
Учитель: Сколько было героев в сказке?
Дети: 7 героев
Учитель: Посчитайте
Дети: 1,2,3,4,5,6,7
Учитель: Обратно
Дети: 7,6,5,4,3,2,1
Учитель: Кто был первым?
Дети: Репка
Учитель: Кто был последним?
Дети: Мышка
Учитель: Кто стоял третьим?
Дети: Бабка
Учитель: Кто был пятым?
Дети: Жучка
Учитель: Кто стоял между Внучкой и Дедкой?
Дети: Бабка
Учитель: Кто был после Дедки?
Дети: Внучка
Учитель: Кто был после Внучки?
Дети: Жучка
Учитель: Кто находился перед Мышкой?
Дети: Кошка
IV. Игра “Третий лишний”
Учитель: Уберите лишнего. Объясните почему.
Учитель: Репка, Внучка, Жучка.
Дети: Репка лишняя – это овощ.
Учитель: Внучка, Кошка, Мышка.
Дети: Лишняя Внучка – это человек. Кошка, Мышка – животные.
Учитель: Бабка, Дедка, Карлсон.
Дети: Лишний Карлсон. Он герой не этой сказки.
V. Физминутка (проводится в движении, дети хором читают стихотворение-шутку)
Дети: Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с кровати в час,
В два на кухне ел сосиски,
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался.
В шесть тащил сельдей из кадки,
В семь играл с мышами в прятки,
В восемь хитро щурил глазки,
В девять ел и слушал сказки,
В десять шёл в кроватку спать,
Потому что в час вставать.
Работа проходтит в интеллектуально-познавательном центре
VI. Счёт и сравнение предметов. Моделирование (Дети работают в группах с геометрическими плоскостными фигурами).
Учитель: Возьмите столько кругов, сколько было репок.
Дети: Один круг.
Учитель: Возьмите столько квадратов, сколько было людей.
Дети: Три квадрата.
Учитель: Возьмите столько треугольников, сколько было животных.
Дети: Три треугольника.
Учитель: Что получилось?
Дети: O??????
Учитель: Что можете сказать о количестве треугольников и квадратов?
Дети: Их одинаковое количество.
Учитель: Что можете сказать о количестве кругов и квадратов?
Кругов меньше, он один, а квадратов больше, их три.
VII. Создание новых рисунков (работа в тетрадях по линейкам – трафаретам)
Учитель: На доске
<Рисунок 1>
Учитель: К нам пришёл один из героев сказки. Кто это может быть?
Дети: Жучка, Кошка или Мышка
Учитель: Почему?
Дети: Потому что треугольники у нас – это модели животных.
Учитель: Смотрите, кто это (Учитель дорисовывает)
Дети: Мышка.
<Рисунок 2>
Учитель: А мышка вам предлагает придумать что-нибудь другое из треугольника с использованием линеек-трафаретов. (Дети рисуют)
VIII. Деление геометрических фигур по различным признакам (коллективная работа)
Учитель: Мышка принесла нам интересное письмо. Что там?
Дети: Различные геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники. Большие, маленькие, средние. Жёлтого, синего, красного цветов.
Учитель: Нам надо расселить их в домики по разным признакам.
Учитель: По каким можно?
Дети: По цвету, по форме, по размеру.
Учитель: Расселите, работая дружно, договариваясь. (Расселяют, используя разные варианты)
IX. Итоговая рефлексия.
Учитель: Когда бывает хорошая погода?
Дети: Хорошая погода, когда светит солнышко, на небе белые облака.
Учитель: Когда бывает плохая погода?
Дети: Плохая погода, когда чёрные тучи прячут солнце и идёт дождь.
Учитель: Давайте узнаем, какая у нас погода сегодня. В этом нам поможет наша мышка, она принесла нам посылку, в которой белые облака, тёмные тучи и солнышко. Если вам сегодня было интересно работать, наклейте на магнитную доску белые облака, если не очень – тёмную тучку.
(Дети создают картину “Настроение”)
Учитель: А почему погода солнечная и светлые облака?
Дети: Мы работали дружно, нам было интересно и у нас хорошее настроение.