Предшкольное образование. Модель группы предшкольного образования на базе гимназии

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало прдшкольное образование.

В связи с ростом количества детей, не посещающих ДОУ, отсутствием необходимой развивающей среды для данной категории дошкольников, на базе МОУ “Гимназия № 7” г. Красноярска организовано структурное подразделение - группа предшкольного образования (ГПО) "Будущий первоклассник". ГПО организована с целью обеспечения базисного содержания дошкольного образования, которое направлено на достижение необходимого уровня развития каждого ребёнка, консультативно - методической поддержки их родителей. ГПО удовлетворяет запросы родителей, не имеющих возможности отдавать ребёнка в ДОУ на полный день и обеспечивает детям дошкольного возраста необходимые условия для психического и физического развития.

- Группа комплектуется по одновозрастному принципу, от 6 до 7 лет.

- Наполняемость группы - 14 человек

- Дети посещают занятия три раза в неделю по 3 часа в день (вторник, четверг, пятница)

Режим дня ГПО

Виды деятельности Время
Самостоятельная игровая деятельность детей (настольные и подвижные игры) 9.00-9.15
Первое занятие 9.15-9.45
Двигательная разминка 9.45-10.00
Второе занятие 10.00-10.30
Двигательная разминка 10.30-10.45
Третье занятие 10.45-11.15
Совместная деятельность педагога с детьми. Самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога. 11.15-12.00

Условия

- отдельное помещение (кабинет, разделённый на центры активности: сюжетно-ролевой игры, интеллектуально-познавательный, литературы, природы, искусства, музыки, манипулятивный. строительно-конструкторский)

- спортивный зал

- кабинет психолога для индивидуальных занятий

- кабинет для занятий с родителями

ГПО оснащена материально - технической и методической базой.

Расписание занятий

  1 день 2 день 3 день
Занятие № 1 Речевое развитие Развитие элементарных математических способностей Речевое развитие
Занятие №2 Развитие элементарных математических способностей Изобразительная деятельность Знакомство с окружающиммиром
Занятие №3 Изобразительная деятельность Знакомство с окружающим миром Изобразительная деятельность
Совместная деятельность Игровая деятельность Индивидуальная деятельность с психологом Физическое развитие Театрализованная и музыкальная деятельность

Кадры

- педагог, прошедший повышение квалификации по специальности "Дошкольное образование".

- учитель прикладного творчества и изобразительного искусства

- учитель музыки

- психолог

- учитель физической культуры

- валеолог

Источник финансирования – бюджет

Учебный план ГПО

  Учебные предметы Количество часов в неделю
1 Речевое развитие 2 часа
2 Развитие элементарных математических способностей 2 часа
3 Знакомство с окружающим миром 2 часа
4 Изобразительная деятельность 3 часа
5 Спортивно - оздоровительные мероприятия, музыка, театрализованная деятельность, занятия с психологом 3 часа
  Итого 12 часов

Ожидаемый результат

На выходе, у ребёнка, посещающего группу предшкольного образования, должны быть сформированы базисные характеристики личности, соответствующие возрасту будущего первоклассника: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, самосознание, способность к самооценке.

Занятие (интегрированное).

Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.

Цели:

  1. Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.
  2. Воспитывать у детей готовность к творчеству, умению работать в группах и коллективно, умение согласовывать свои действия с другими.
  3. Создать условие для развития произвольного внимания, памяти, фантазии, образного мышления.

Оборудование: Атрибуты для театрализации сказки “Репка”: картинка с изображением репы, раздаточный плоскостной геометрический материал, тетради, трафареты – линейки, набор геометрических фигур разных по форме, цвету, размеру, домики из белой бумаги, белые облака, тёмные тучки.

Этапы занятия:

Работа ведётся в центре сюжетно-ролевой игры.

I. Вводная часть. Отгадывание загадки.

Учитель: Какую сказку мы инсценировали на прошлом занятии?

Дети: “Колобок”.

Учитель: Сегодня вспомним другую русскую народную сказку. Отгадайте её название.

Круглая, а не солнце.
Жёлтая, а не масло.
С хвостиком, а не мышь?

Дети: Это - “Репка”.

(Демонстрация картинки с изображением репы.)

Учитель: Сколько героев в сказке? Назовите их.

Дети: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка. Всего 7 героев.

II. Театрализация сказки “Репка”.

Учитель: Почему героям сказки удалось вытянуть репку?

Дети: Потому что вместе – сила, а герои – друзья.

Учитель: А как нам надо инсценировать сказку, чтобы она получилась?

Дети: Надо быть дружными, не ссориться, следить за ходом сказки, быть артистичными, говорить и действовать как герои сказки.

Учитель: А я буду автором-рассказчиком

1. Распределение ролей.

2. Инсценирование.

Ш. Счёт предметов. Пространственные отношения.

Учитель: Сколько было героев в сказке?

Дети: 7 героев

Учитель: Посчитайте

Дети: 1,2,3,4,5,6,7

Учитель: Обратно

Дети: 7,6,5,4,3,2,1

Учитель: Кто был первым?

Дети: Репка

Учитель: Кто был последним?

Дети: Мышка

Учитель: Кто стоял третьим?

Дети: Бабка

Учитель: Кто был пятым?

Дети: Жучка

Учитель: Кто стоял между Внучкой и Дедкой?

Дети: Бабка

Учитель: Кто был после Дедки?

Дети: Внучка

Учитель: Кто был после Внучки?

Дети: Жучка

Учитель: Кто находился перед Мышкой?

Дети: Кошка

IV. Игра “Третий лишний”

Учитель: Уберите лишнего. Объясните почему.

Учитель: Репка, Внучка, Жучка.

Дети: Репка лишняя – это овощ.

Учитель: Внучка, Кошка, Мышка.

Дети: Лишняя Внучка – это человек. Кошка, Мышка – животные.

Учитель: Бабка, Дедка, Карлсон.

Дети: Лишний Карлсон. Он герой не этой сказки.

V. Физминутка (проводится в движении, дети хором читают стихотворение-шутку)

Дети: Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с кровати в час,
В два на кухне ел сосиски,
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался.
В шесть тащил сельдей из кадки,
В семь играл с мышами в прятки,
В восемь хитро щурил глазки,
В девять ел и слушал сказки,
В десять шёл в кроватку спать,
Потому что в час вставать.

Работа проходтит в интеллектуально-познавательном центре

VI. Счёт и сравнение предметов. Моделирование (Дети работают в группах с геометрическими плоскостными фигурами).

Учитель: Возьмите столько кругов, сколько было репок.

Дети: Один круг.

Учитель: Возьмите столько квадратов, сколько было людей.

Дети: Три квадрата.

Учитель: Возьмите столько треугольников, сколько было животных.

Дети: Три треугольника.

Учитель: Что получилось?

Дети: O??????

Учитель: Что можете сказать о количестве треугольников и квадратов?

Дети: Их одинаковое количество.

Учитель: Что можете сказать о количестве кругов и квадратов?

Кругов меньше, он один, а квадратов больше, их три.

VII. Создание новых рисунков (работа в тетрадях по линейкам – трафаретам)

Учитель: На доске

 

<Рисунок 1>

Учитель: К нам пришёл один из героев сказки. Кто это может быть?

Дети: Жучка, Кошка или Мышка

Учитель: Почему?

Дети: Потому что треугольники у нас – это модели животных.

Учитель: Смотрите, кто это (Учитель дорисовывает)

Дети: Мышка.

<Рисунок 2>

Учитель: А мышка вам предлагает придумать что-нибудь другое из треугольника с использованием линеек-трафаретов. (Дети рисуют)

VIII. Деление геометрических фигур по различным признакам (коллективная работа)

Учитель: Мышка принесла нам интересное письмо. Что там?

Дети: Различные геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники. Большие, маленькие, средние. Жёлтого, синего, красного цветов.

Учитель: Нам надо расселить их в домики по разным признакам.

Учитель: По каким можно?

Дети: По цвету, по форме, по размеру.

Учитель: Расселите, работая дружно, договариваясь. (Расселяют, используя разные варианты)

IX. Итоговая рефлексия.

Учитель: Когда бывает хорошая погода?

Дети: Хорошая погода, когда светит солнышко, на небе белые облака.

Учитель: Когда бывает плохая погода?

Дети: Плохая погода, когда чёрные тучи прячут солнце и идёт дождь.

Учитель: Давайте узнаем, какая у нас погода сегодня. В этом нам поможет наша мышка, она принесла нам посылку, в которой белые облака, тёмные тучи и солнышко. Если вам сегодня было интересно работать, наклейте на магнитную доску белые облака, если не очень – тёмную тучку.

(Дети создают картину “Настроение”)

Учитель: А почему погода солнечная и светлые облака?

Дети: Мы работали дружно, нам было интересно и у нас хорошее настроение.