Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма? (Конспект урока русского языка по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова), 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


При проверке самых многочисленных орфограмм слабых позиций - учащиеся в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. Следуя этому закону, дети находят сильную позицию обозначаемого звука в той же части слова. С помощью закона русского письма учащиеся могут определить написание основ изменяемых слов и корней. Орфограмму слабой позиции в основе слова дети проверяют изменением того же самого слова, в корне – по сильной позиции.

В 3 классе учащиеся обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и приставок, и суффиксов.

Следующим этапом будет работа по выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих окончаниях принципа (закона) письма.

Основными задачами данного этапа будут следующие:

  1. Выявление критериев сравнения окончаний между собой (фонемный состав, их работа), наблюдение фактов омонимии и синонимии падежных окончаний.
  2. Обнаружение слов с одним и тем же падежным окончанием.
  3. Выявления четырех основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы.
  4. Обнаружение факта совпадения наборов падежных окончаний у разных слов.
  5. Определение набора падежных окончаний по именительному падежу единственного числа.

Теперь у детей есть всё, чтобы ответить на вопрос “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”

Тема: Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях.

Цель: Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых позиций в корнях, приставках, суффиксах, через осуществление коллективно – распределённой деятельности, исследовательским методом найти способ проверки орфограмм в падежных окончаниях, замоделировать его.

Задачи:

  1. Обнаружение позиционного чередования звуков в падежных окончаниях.
  2. Выявление факта соответствия букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма
  3. Проверка орфограмм в падежных окончаниях путем замены слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях.

Тип урока:

Решение частно – практической задачи по развёртыванию общего способа на частный случай.

I . Создание ситуации успеха и ситуации “интеллектуального разрыва”.

Учитель: Распределите данные слова по группам “могу проверить и записать” и “не умею проверять”: дом_к, б_жал, п_ел, (в)дом_, к_ты, (под) берёз_й. (Индивидуальная работа)

Дети: (ученик работает у доски)

 

<Рисунок 1>

Учитель: Почему распределили именно так?

Дети: Потому что в корнях, суффиксах и приставках мы умеем проверять орфограмму слабой позиции.

Учитель: Замоделируйте способы проверки орфограмм слабой позиции в приставках, корнях, суффиксах.

Дети:

<Рисунок 2>

Учитель: Что значит “равные” корни, приставки и суффиксы?

Дети: Имеют такое же значение и такой же состав.

Учитель: На что опирались вы при проверке орфограмм?

Дети: На основной закон русского письма и основное орфографическое правило.

II. Определение задачи.

Учитель: Что мы будем сегодня делать?

Дети: Учиться определять написание орфограммы слабой позиции в окончании, открывать способ проверки и моделировать его.

Учитель: Есть предположения по поводу способа проверки в окончании?

Дети: Предполагаем, что он будет таким же, как в корнях, приставках и суффиксах, но это надо доказать.

III. Вводная рефлексия.

Учитель: Что мы узнали об окончании?

Дети:

1. Окончание имеет три работы: указывает на род, число, падеж.

2. Узнали, что такое окончания-омонимы, окончания-синонимы и “равные” окончания.

Узнали, что есть четыре набора падежных окончаний, т.е. слова с одинаковым набором падежных окончаний и это можно определить, поставив слово в И.п., ед.ч..

IV. Создание условий для решения частно - практической задачи.

(Сравнение окончания с разным звуковым составом и одинаковой работой.)

Учитель: Сравните окончания в словах, работая в группах.

(под) осин[а]й, (под) сосн[о']й

Дети:

 

<Рисунок 3>

Учитель: Одинакова ли у них работа?

Дети: Работа одинакова, “равна”.

Учитель: Звуки в окончании одинаковы?

Дети: Звуки [а] и [о].

Учитель: Чем отличаются разные окончания, звуками или фонемами?

Дети: Фонемами.

Обсуждение результатов групп.

<Рисунок 4>

V. Развёртывание учебной задачи по переносу способа. Анализ.

(Сравнение позиции звука в окончании с одинаковой работой).

Коллективное обсуждение

Учитель: Почему в окончании с одинаковой работой оказались разные гласные звуки?

(Сравните позиции звуков).

Дети: Звуки стоят в разных позициях: [о'] – в сильной, [а] – в слабой.

Учитель: Какую фонему представляет ударный звук [о']?

Дети: Фонему ‹о›.

Учитель: Может ли этот звук работать в слабой позиции?

Дети: По правилам русского произношения звуки [о'] и [э'] встречаются только в позиции под ударением, в других позициях в безударных слогах они заменяются другими звуками, т.е. позиционно чередуются с другими звуками.

Учитель: Так эта одна и та же фонема или разная?

Дети: Да, одна. Она представлена позиционно чередующимися звуками [о'] // [а]

Учитель: Какую фонему представляет безударный [а] в окончании слова (под) осин[а]й?

Дети: Надо посмотреть, какой звук в том же окончании в сильной позиции.

В слове (под) сосн[о?]й окончание то же самое, звук в сильной позиции, значит // [а] =‹о›

Учитель: Внесите изменения в свои работы.

Дети:

<Рисунок 5>

Значит окончания одинаковые.

Учитель: По закону русского письма, что обозначаем буквами фонему или звук?

Дети: Фонему.

Учитель: Где действует этот принцип? Мы знаем?

Дети: При проверке орфограмм в корне, приставке и суффиксе.

Учитель: Какой можете поставить вопрос?

Дети: Действует ли этот принцип в окончании?

Учитель: Вернёмся к своим групповым работам. Какой фонемой обозначено окончание в слове (под) осин[а]й?

Дети: Фонемой ‹о›

Учитель: Как это сделали? Узнали?

Дети: Определили какой звук в том же окончании в слове (под) сосн[о']й, значит, в слове (под) осин[а]й он в окончании обозначен фонемой ‹о› (под) осиной

Учитель: Запишите результат в работы.

Учитель: Что можете сказать об окончаниях в этих двух словах?

<Рисунок 6>

Окончания одинаковые, значит, (под) осиной

Учитель: Какой можете сделать вывод?

Дети: Орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях так же, как и в других частях слова пишутся по закону русского письма, т.е. фонемы в них обозначаются такими же буквами, которые пишутся в тех же падежных окончаниях в сильной позиции.

Учитель: А что же по поводу этого нам говорит дядюшка Ус? (Учебник русского языка, 3 класс, В.В. Репкин)

(Дети читают учебник на стр.164)

Учитель: Что мы сейчас сделали?

Дети: Знакомый способ “испробовали” на проверке падежных окончаний и поняли, что он работает.

Учитель: Прочитайте в учебнике на стр.160 вопрос: “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”.

Ответили мы на вопрос параграфа? А замоделировать способ сможем?

Дети: Да.

VI. Моделирование способа в группах и обсуждение результатов.

(Рассматриваем различные варианты)

.а) б) в)

<Рисунок 7>

Учитель: Модели похожи с моделями проверки в корнях, суффиксах и приставках

Сможем ли мы сделать одну модель для всех частей слова?

Дети: Да. а) б) .

<Рисунок 8>

  общий способ

<Рисунок 9>

VII. Контроль и оценка способа. Рефлексия

Учитель: Что мы сделали?

Дети: Перенесли способ проверки для корней, суффиксов, приставок, на проверку окончания. Замоделировали его.

Учитель: А что можно теперь делать?

Дети: Проверить как работает этот способ.

Работа в группах.

(заглянул в) о'зер[а]

(заглянул в) окн[о']

Напишите, используя способ проверки падежных окончаний, окончания в словах буквами

Обсуждение результата.

<Рисунок 10>

в окно'

в озеро

Учитель: Работает ли способ?

Дети: Да.

VIII. Итоговая рефлексия.

Учитель: Что мы делали?

Дети:

Учитель: Как закон здесь действует?

Дети:

Учитель: Что будем делать дальше?

Дети:

Учитель: Кому было интересно? Сложно?

Дети:

Учитель: Кто помог вам в решении проблем?

Дети: