При проверке самых многочисленных орфограмм слабых позиций - учащиеся в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. Следуя этому закону, дети находят сильную позицию обозначаемого звука в той же части слова. С помощью закона русского письма учащиеся могут определить написание основ изменяемых слов и корней. Орфограмму слабой позиции в основе слова дети проверяют изменением того же самого слова, в корне – по сильной позиции.
В 3 классе учащиеся обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и приставок, и суффиксов.
Следующим этапом будет работа по выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих окончаниях принципа (закона) письма.
Основными задачами данного этапа будут следующие:
- Выявление критериев сравнения окончаний между собой (фонемный состав, их работа), наблюдение фактов омонимии и синонимии падежных окончаний.
- Обнаружение слов с одним и тем же падежным окончанием.
- Выявления четырех основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы.
- Обнаружение факта совпадения наборов падежных окончаний у разных слов.
- Определение набора падежных окончаний по именительному падежу единственного числа.
Теперь у детей есть всё, чтобы ответить на вопрос “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”
Тема: Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях.
Цель: Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых позиций в корнях, приставках, суффиксах, через осуществление коллективно – распределённой деятельности, исследовательским методом найти способ проверки орфограмм в падежных окончаниях, замоделировать его.
Задачи:
Обнаружение позиционного чередования звуков
в падежных окончаниях.
Тип урока:
Решение частно – практической задачи по развёртыванию общего способа на частный случай.
I . Создание ситуации успеха и ситуации “интеллектуального разрыва”.
Учитель: Распределите данные слова по группам “могу проверить и записать” и “не умею проверять”: дом_к, б_жал, п_ел, (в)дом_, к_ты, (под) берёз_й. (Индивидуальная работа)
Дети: (ученик работает у доски)
<Рисунок 1>
Учитель: Почему распределили именно так?
Дети: Потому что в корнях, суффиксах и приставках мы умеем проверять орфограмму слабой позиции.
Учитель: Замоделируйте способы проверки орфограмм слабой позиции в приставках, корнях, суффиксах.
Дети:
<Рисунок 2>
Учитель: Что значит “равные” корни, приставки и суффиксы?
Дети: Имеют такое же значение и такой же состав.
Учитель: На что опирались вы при проверке орфограмм?
Дети: На основной закон русского письма и основное орфографическое правило.
II. Определение задачи.
Учитель: Что мы будем сегодня делать?
Дети: Учиться определять написание орфограммы слабой позиции в окончании, открывать способ проверки и моделировать его.
Учитель: Есть предположения по поводу способа проверки в окончании?
Дети: Предполагаем, что он будет таким же, как в корнях, приставках и суффиксах, но это надо доказать.
III. Вводная рефлексия.
Учитель: Что мы узнали об окончании?
Дети:
1. Окончание имеет три работы: указывает на род, число, падеж.
2. Узнали, что такое окончания-омонимы, окончания-синонимы и “равные” окончания.
Узнали, что есть четыре набора падежных окончаний, т.е. слова с одинаковым набором падежных окончаний и это можно определить, поставив слово в И.п., ед.ч..
IV. Создание условий для решения частно - практической задачи.
(Сравнение окончания с разным звуковым составом и одинаковой работой.)
Учитель: Сравните окончания в словах, работая в группах.
(под) осин[а]й, (под) сосн[о']й
Дети:
<Рисунок 3>
Учитель: Одинакова ли у них работа?
Дети: Работа одинакова, “равна”.
Учитель: Звуки в окончании одинаковы?
Дети: Звуки [а] и [о].
Учитель: Чем отличаются разные окончания, звуками или фонемами?
Дети: Фонемами.
Обсуждение результатов групп.
<Рисунок 4>
V. Развёртывание учебной задачи по переносу способа. Анализ.
(Сравнение позиции звука в окончании с одинаковой работой).
Коллективное обсуждение
Учитель: Почему в окончании с одинаковой работой оказались разные гласные звуки?
(Сравните позиции звуков).
Дети: Звуки стоят в разных позициях: [о'] – в сильной, [а] – в слабой.
Учитель: Какую фонему представляет ударный звук [о']?
Дети: Фонему ‹о›.
Учитель: Может ли этот звук работать в слабой позиции?
Дети: По правилам русского произношения звуки [о'] и [э'] встречаются только в позиции под ударением, в других позициях в безударных слогах они заменяются другими звуками, т.е. позиционно чередуются с другими звуками.
Учитель: Так эта одна и та же фонема или разная?
Дети: Да, одна. Она представлена позиционно чередующимися звуками [о'] // [а]
Учитель: Какую фонему представляет безударный [а] в окончании слова (под) осин[а]й?
Дети: Надо посмотреть, какой звук в том же окончании в сильной позиции.
В слове (под) сосн[о?]й окончание то же самое, звук в сильной позиции, значит // [а] =‹о›
Учитель: Внесите изменения в свои работы.
Дети:
<Рисунок 5>
Значит окончания одинаковые.
Учитель: По закону русского письма, что обозначаем буквами фонему или звук?
Дети: Фонему.
Учитель: Где действует этот принцип? Мы знаем?
Дети: При проверке орфограмм в корне, приставке и суффиксе.
Учитель: Какой можете поставить вопрос?
Дети: Действует ли этот принцип в окончании?
Учитель: Вернёмся к своим групповым работам. Какой фонемой обозначено окончание в слове (под) осин[а]й?
Дети: Фонемой ‹о›
Учитель: Как это сделали? Узнали?
Дети: Определили какой звук в том же окончании в слове (под) сосн[о']й, значит, в слове (под) осин[а]й он в окончании обозначен фонемой ‹о› (под) осиной
Учитель: Запишите результат в работы.
Учитель: Что можете сказать об окончаниях в этих двух словах?
<Рисунок 6>
Окончания одинаковые, значит, (под) осиной
Учитель: Какой можете сделать вывод?
Дети: Орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях так же, как и в других частях слова пишутся по закону русского письма, т.е. фонемы в них обозначаются такими же буквами, которые пишутся в тех же падежных окончаниях в сильной позиции.
Учитель: А что же по поводу этого нам говорит дядюшка Ус? (Учебник русского языка, 3 класс, В.В. Репкин)
(Дети читают учебник на стр.164)
Учитель: Что мы сейчас сделали?
Дети: Знакомый способ “испробовали” на проверке падежных окончаний и поняли, что он работает.
Учитель: Прочитайте в учебнике на стр.160 вопрос: “Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?”.
Ответили мы на вопрос параграфа? А замоделировать способ сможем?
Дети: Да.
VI. Моделирование способа в группах и обсуждение результатов.
(Рассматриваем различные варианты)
.а) | б) | в) |
<Рисунок 7>
Учитель: Модели похожи с моделями проверки в корнях, суффиксах и приставках
Сможем ли мы сделать одну модель для всех частей слова?
Дети: Да. а) б) .
<Рисунок 8>
общий способ
<Рисунок 9>
VII. Контроль и оценка способа. Рефлексия
Учитель: Что мы сделали?
Дети: Перенесли способ проверки для корней, суффиксов, приставок, на проверку окончания. Замоделировали его.
Учитель: А что можно теперь делать?
Дети: Проверить как работает этот способ.
Работа в группах.
(заглянул в) о'зер[а]
(заглянул в) окн[о']
Напишите, используя способ проверки падежных окончаний, окончания в словах буквами
Обсуждение результата.
<Рисунок 10>
в окно'
в озеро
Учитель: Работает ли способ?
Дети: Да.
VIII. Итоговая рефлексия.
Учитель: Что мы делали?
Дети:
Учитель: Как закон здесь действует?
Дети:
Учитель: Что будем делать дальше?
Дети:
Учитель: Кому было интересно? Сложно?
Дети:
Учитель: Кто помог вам в решении проблем?
Дети: