Цели и задачи:
- Образовательная – закрепить в сознании детей все изученные буквы и звуки; формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активным читателем; прививать такие навыки как любознательность, стремление к познанию нового.
- Развивающая – развивать у детей сообразительность, способность работать в коллективе; речь, умение быстро и четко формулировать свой ответ и делать выводы.
- Воспитательная – воспитывать умение выслушивать своего товарища, культуру поведения, такое качество личности, как сознательность.
(звучит детская песня)
Ведущий:
Ребята, мы сегодня собрались в этом зале, что бы порадовать всех своими знаниями, которые мы получили за время обучения. Мы можем с уверенностью сказать, что умеем уже многое делать: читать, писать, красиво говорить, знаем многих авторов, сказки, рассказы, стихотворения, одним словом, мы прошли всю букварную науку. И сегодня можем сказать: «До свидания, Азбука!». (хором)
Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.
Первоклассник:
Если сад цветами запестрел, |
3-й ученик:
Садясь за парту осторожно, |
1-й ученик: Мы помним тот звонок веселый, |
4-й ученик:
Теперь мы знаем буквы, |
2-й ученик:
Как встретил у дверей учитель, |
5-й ученик:
Вот Азбука - |
Ведущий:
К нам спешит героиня нашего праздника. Как вы думаете кто? (АЗБУКА)
Русская Азбука:
Ждет с волнением
И девчонок и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(обращается к первокласснику):
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись):
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь –
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться – толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущенно):
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука (показывает на вошедшую букву Р): Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Р»
Буква «Р»:
Я не [рэ], не [рэ], не [рэ],
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речка», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным,
Например.
Мое имя – буква [эр].
Первоклассник (смущенно):
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Буква «Р» уходит.
Азбука: Я пришла к вам в гости не одна. Со мной 33 богатыря.
- Кто же пришел со мной вместе?
Все вместе: Буквы!
Азбука: а сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них учили
(дети читают стихи, показывая рисунки «На что похожи буквы»)
«А» Буква «А», буква «А» – «Б» Буква «Б» проснулась рано. «В» Словно букву «В» Алена «Г» «Г» – крючок обыкновенный, «Д» Вот стоит, дымок пуская, «Е» На дворе - какая жалость! «Ё» «Е»- «Ё» – родные сестры. «Ж» Если сноп, как пояском, «З» «З»- не просто завитушка, «И» На калитку посмотри, «Ч» Да, вы правильно решили: «Ш» На что похожа буква «Ш»? «Щ» Буква «Щ» поможет нам «Ъ» Из ведра не просто так «Ы» Вот топор, полено рядом. |
«К» Сигнальщик держит два флажка «Л» Алфавит продолжит наш «М» Взявшись за руки, мы встали «Н» Там я букву «Н» найду, «О» В старом дереве дупло «П» На хоккее, на футболе «Р» Буква «Р» - на мачте парус «С» Полумесяц в небе темном «Т» Молоток стучит: «Тук-тук, «У» У - сучок. В любом лесу «Ф» Все мы знаем без подсказки: «Х» Буква Х все ходит, ходит, «Ц» Стул чинил сегодня мастер, «Ь» Буква «Р» перевернулась - «Э» Над полями в синеве «Ю» На арене укротитель, «Я» И сказала буква «Я»: |
Под музыку буквы уходят.
Ведущий: Тогда споем нашу любимую песню про «Азбуку»
Дети поют песню «Азбука».
Ведущий: Азбука – это старшая сестра Букваря. А вы знаете, почему назвали Азбукой? Мы привыкли называть буквы а, [бэ, вэ, ….] А раньше букву «А» -называли [аз], «Б» - [Буки,] «В» – [Веди],… Так и получилось название «Аз + Буки» – Азбука.
(чтение рассказа о буквах из азбуки)
Генри Сапгир «О старых букварях»
Ведущий: (слышится стук в дверь)(появляются Незнайка и Буратино),
Незнайка: Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам « Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.
Буратино: (огорченно): Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал и все слова рассыпались.
Ведущий: Для участия в конкурсе приглашаются от каждого класса по 3 человека. Вам нужно составить 4 слова используя слог, которые находятся в конверте. Задание понятно? Приступайте.
1-я команда:
РО ТА ЧУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЧА (роща, свеча, кричу)
2-я команда:
ТУ КРУ ЧУ ПИ ЩУ ЧА КА ЩА (туча, пища, круча, шутка)
3-я команда:
УГО ЧУ ЧА КУ ЧА МОЛ ЩУ ЩА (угощу, чаща, куча, молчу)
Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принес вам слова?
В сочетаниях ЧА и ЩА пишем только букву «А»!
Буратино: А, это мои помощники, они напомнят вам еще одно правило,
(четверо ребят – буквы Ж, И, Ш, И, - построились «паровозиком», выходят на сцену)
Буквы: (развернулись, встали): ЖИ – ШИ, ЖИ – ШИ с буквой «И» всегда пиши.
Буква «Ж»: Звуки [Ж, Ш] звучат всегда очень твердо.
Буква «И»: Мягкость «И» обозначать брались очень многие.
Буква «Ш»: Пробовала буква Е, но не вышло у нее.
Буква «И»: Даже сам Мягкий Знак не смягчил ее ни как.
Вторая буква «И»: Отказались все от них кроме доброй буквы И.
Обе буквы «И»: Как услышишь [ЖИ и ШИ]– Букву «И» ты в них пиши.
Буквы встают «паровозиком» уходят со словами: « ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ с буквой «И» всегда пиши.
Незнайка: Надеюсь, вы, друзья не забыли, как мы с Буратино любим, отгадывать загадки?
Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем! Но едва туда вошла буква- озорница, Очень странные дела начали твориться. |
Не учил уроки, А играл в футбол. Оттого в тетрадке появился гол. |
Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это. |
Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: -Там ползет зеленый лук с длинными усами. |
На остров налетел ураган. На пальме остался последний баран. |
Ребята, поставьте буквы на свои места!
Выступление детского ансамбля.
Азбука:
Вот два столба наискосок, А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква …(«А») |
Вы посмотрите: Кто такой, загородив дорогу, Стоит с протянутой рукой, Согнув баранкой ногу? |
Эта буква так кругла- Укатиться бы могла. |
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три…. |
Ты с этой буквою знаком: Стоят два колышка рядком, А между ними поясок, Протянутый наискосок. |
Азбука:
Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами.
Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами мои друзья – сказочные герои. На память о сегодняшнем дне мне хочется вручить вам удостоверения- тетради, в них вы можете решать, считать и писать, а главное получать новые знания.
До свидания, ребята!
Дети: До свидания! До свидания!
На сцену выходят дети и читают стихи:
В день осенний в день чудесный В класс несмело мы вошли. Азбуки (для всех подарок) На столах своих нашли. Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли. |
Беру Букварь в последний раз, Несу букварь в просторный класс, И дорогому букварю я говорю: « Благодарю! Ты книга – первая моя, Теперь читать умею я, На свете много книжек есть, Все книги я могу прочесть». |
Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке Нас другие книги ждут. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: « Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо ждать, не надо звать. А можно взять и прочитать. |