Содержание:
- Актуальность опыта, его практическая значимость.
- Обоснование опыта.
- Сущность применяемой технологии.
- Вывод. Заключение
- Литература.
1. Актуальность опыта, его практическая значимость.
Отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является концентрация на использовании национально- региональных возможностей в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Экономические, социально- культурные структуры региона, его традиции, исторические и национальные особенности позволяют обогатить учебно-воспитательный процесс, обеспечивают формирование патриотических качеств личности.
Предмет «Технология» со своими целями, задачами и содержанием способствует целостности системы образования путем включения учащихся в активную творческую деятельность, позволяющую в процессе обучения труду интегрировать и применять на практике знания и умения, полученные при изучении других предметов школьного курса и опыта предшествующих поколений в области народно- прикладного творчества.
Воспитательное действие отечественной народной культуры на детей очень велико. Она формирует у школьников уважительное отношение к мировоззрению своих предков, их представлениям о счастье, красоте, добре и справедливости. Пробуждает интерес к истории своего народа.
При изучении основ наук учащиеся оперируют отдельными фрагментами мира, теряя при этом чувство целостности явлений, а на занятиях по технологии они создают реальную вещь, используя свои знания и умения.
Наиболее полно учебные, воспитательные и развивающие задачи решаются при использовании метода проектов.
Региональный компонент содержания обучения, освоенный учащимися в проекте, предоставляет возможность проявить творчество и индивидуальность. Тем самым, сводя к минимуму усилия учителя по обучению, воспитанию и развитию с усилиями учащихся по усвоению материала, самовоспитанию и саморазвитию.
Например, изучая разделы «Вышивка», «Вязание», «Лоскутное шитье», «Ткачество» учащиеся знакомятся с декоративно- прикладным искусством, народными промыслами, обрядами, обычаями, фольклором, общественным и бытовым укладом русских людей.
Важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит путем включения детей в практическую деятельность по изготовлению традиционных вещей домашнего обихода.
В частности они учатся изготавливать лоскутные блоки, вяжут варежки, вышивают полотенца, плетут пояса. Но самое главное в том, что школьницы, освоив старые (старинные) техники, пытаются применить их в создании современных вещей, которыми пользуются в быту. Тем самым, не копируя, а создавая новые предметы быта в народном стиле.
Проектирование, создание вещей прикладного характера вызывают у девочек большой интерес. Ведь получив основные знания и умения по теме, они имеют возможность задумать и создать новую вещь, воплотить свою идею в жизнь.
Метод проектов оказывает здесь практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, помогает овладевать культурой мышления. При проектировании приобретается опыт решения задач, где отсутствует эталон решения. Учащимся предоставляется возможность приобретения опыта творчества.
При создании проектов они не только обогащают знания и умения, полученные на уроках, но и развивают художественный вкус, творческое мышление, т.к. создают декоративные и прикладные изделия по собственным замыслам.
2. Обоснование опыта.
Использование регионального компонента в проекте обосновано целью обучения, как развивающего и воспитывающего процесса, на основе овладения системой суммы знаний, способами деятельности, и целями предмета «Технология», где учащиеся должны получить возможность испытать себя выполнением ряда творческих работ, включающих усвоение информации, овладение рабочими приемами, техническими операциями, оценочным отношением к планируемым и достигнутым трудовой результатам деятельности.
А составляющие проекта: проблема, потребности, мотивы, цели, задачи, планируемые действия, включая самоконтроль, самооценку и защиту, тесно переплетаются с компонентами личностно- ориентированного подхода в обучении.
3. Сущность применяемой технологии.
Начиная с 5 –го класса я знакомлю учащихся со способами выполнения различных прикладных изделий, традиционных для нашего Севера. В 5 классе изучая строение ткани, ткацкие переплетения, дети закрепляют свои знания при изготовлении половичков для куклы на маленьких ткацких станочках. На первый взгляд однообразная работа по набору рисунка увлекает девочек и, конечно, радует, когда они видят результат своей работы сотканное полотно.
В 6-м классе при изучении темы «Лоскутное шитье» дети выполняют блоки из лоскута, знакомятся с техниками их выполнения, учатся работать с цветом.
Умение выполнять машинные швы удачно закрепляется при изготовлении блоков из лоскута. Рассказывая о назначении ткани в быту, обращаюсь к далекому прошлому, когда каждый лоскуток был на счету, к тем временам, когда наши бабушки делали прекрасные лоскутные одеяла - лептихи, которые были прекрасным показателем мастерства хозяйки, ее эстетического вкуса.
С удовольствием девочки выполняют куклы скрутки- обереги. Обычно эту работу я подвожу к урокам по Масленице, где учащиеся узнают об обрядах и обычаях наших предков. Рассказ о домашней игровой, обереговой кукле переходит к кукле Масленице. Научившись скручивать куклу на уроке, дети создают новые образы кукол, не повторяющие друг друга.
Изучая вышивку, акцентирую внимание на традиционной Северной вышивке. Обучение начинается со знакомства с мифологическими корнями народного крестьянского календаря, обрядами, в которых используются
различные аллегории: Конь- Солнце, Птица- Солнце, Мать- Земля, Древо Жизни и т.д. Используя знаки семантики, девочки с увлечением составляют свой рисунок- «рассказ» в вышивке. Так же, как когда-то наши прабабушки рисунком передавали свои пожелания.
Семиклассницы при изучении русского народного костюма узнают, что одним из важных элементов одежды был пояс, к нему не только прикрепляли орудия труда, необходимые предметы, но еще пояс служил оберегом. Пояса можно научить выполнять разными способами: витьем, плетением на дощечке, на бердышке, на пальцах, но самый удобный для выполнения на уроке - это способ плетения на игле (спице).
Плетение прекрасно развивает пальчики, учит находить цветовое решение, развивает чувство гармонии. А оформление концов пояса кистями и кисточками - будит фантазию.
Рассказ о Пасхе в 8-х классах начинаю с истории праздника и традиций его проведения. Девочки с интересом вступают в диалог, а потом делятся впечатлениями о проведении этого праздника дома.
Одним из этапов подготовки к празднованию Пасхи - это крашение яиц: вареных или раскрашивание деревянных сувениров. С удивлением дети узнают, что была такая игра «Катание яиц», где призом- подарком было другое, выигранное, яйцо или какой- то сувенир.
Пасха светлый весенний праздник, когда хочется что-то подарить близкому человеку. В качестве такого подарка, мы делаем пасхальные сувениры: яйцо, обтянутое светлой тканью, обрамленное кружевом, тесьмой и атласными ленточками, вышивкой люрексом, с христианской символикой прекрасный подарок к празднику Пасхи.
Узорное вязание, так распространенное в Архангельской области, девятиклассницы осваивают при вязании рукавичек. При выборе рисунка они видят, как мотивы, узоры орнамента перекликаются с мотивами узорного ткачества. Девочки учатся читать и различать знаки. Здесь помогают знания семантики, которые были получены при изучении вышивки.
Рукавички связанные своими руками, да еще и с особым значением рисунка предоставляют девочкам возможность самовыражения.
Каждую новую тему по прикладному творчеству начинаю с истории ремесла. Увиденные музейные экспонаты, старинные вещи и одежда, бытовая утварь производят на детей огромное впечатление.
Радует и то, что бабушки и мамы откликаются на мою просьбу и вместе с детьми разыскивают старинные вещи с вышивкой, которые помогают ученицам воспринять и запомнить это произведение, чтобы потом воспроизвести этот образ в своем последующем творчестве. При этом я не навязываю свое видение предмета, а подвожу их к самостоятельному открытию художественного образа в декоративно- прикладном творчестве.
Во время изучения темы «Вышивка» в кабинете развертываем выставку мастеров и детей, где у девочек есть возможность увидеть художественную и традиционную вышивку.
Удачной находкой для меня было то, работы экспозиции готовятся под знаком преемственности поколений. У учащихся есть возможность сравнить, сопоставить рисунки орнаментов, цветовое решение на изделиях. Все это помогает детям установить связь поколений, задуматься о том, что их работы, возможно, в последствии будут рассматриваться с таким же вниманием. У детей формируется совсем иное отношение к обучению, работе и жизни.
Нравится ученицам вести поисковую работу, записывать интервью, которые они берут у своих бабушек, прабабушек и мам с рассказами об увлечениях вязанием, вышиванием или шитьем. Читая их перед классом, девочки с гордостью демонстрируют изделия, выполненные руками их родных. Мы живем в сельской местности и поэтому в некоторых домах еще сохранились удивительные вещи, созданные мастерами севера.
На знание народных истоков, отразившихся в народных поговорках, сказаниях и песнях провожу конкурс «Путешествие в народную мудрость», на театрализованном внеклассном мероприятии «У истоков творчества и мастерства» вместе со старшеклассниками знакомим младших школьников со всеми видами народных ремесел.
Все эти мероприятия подводят детей к выполнению проекта, осознанности выбора темы.
В мастерской оборудован «Уголок проектов», где находятся положение об ученическом проекте по технологии, банк проектов и образцы выполнения проектов, включая выполненные школьницами.
Выполнение проекта - Это творческая задача интеллектуально- практического характера. Но выполнение проекта по прикладному творчеству, я считаю, - вдвойне творческая. Так как при выполнении такой работы у учащихся не только развиваются умственные способности, практические умения и навыки, но и формируется культурная, нравственно- эстетическая и историческая память.
Выполняя такой проект ученицы самовыражаются, самосовершенствуются, отрабатывая навыки по изготовлению изделий по народным традициям. В проекте обосновывается возникшая проблема, потребности, описывается история ремесла или промысла, технология изготовления выбранного изделия, необходимые инструменты, материалы, подсчитывается себестоимость изделия, дается самооценка.
Проект защищают перед классом. Это мероприятие стимулирует формирование у детей чувства ответственности и вносит дух здоровой состязательности.
4. Вывод. Заключение.
Опыт работы показывает, что проект, как метод развивающего обучения реализует главную цель внедрения национально- регионального компонента – возрождение нравственного потенциала личности, через приобщение к национальной культуре.
Использование регионального компонента в проекте - очень удачное средство сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей Русского Севера.
Выполнение этой работы довольно сложная задача для учащихся, но вместе мы достигаем цели. При выборе темы прошу детей « взвесить свои силы», для достижения лучшего результата. Из-за недостатка учебного времени проект выполняется не только на уроке, но и дома.
Трудностью в работе является то, что ребенок, порой, не может реализовать задуманный проект из-за отсутствия возможности приобрести, а то и просто принести необходимые материалы для проектного изделия. Такие дети выполняют проект, используя собранные «с миру по нитке» материалы. Но этот отрицательный момент можно повернуть в другую сторону. Возникает вопрос: « Как из имеющихся материалов создать новое изделие?» Здесь прекрасно работает проблемный метод обучения.
Проектированием по прикладному творчеству мы с детьми занимаемся несколько лет. И мы собираемся продолжить эту сложную, но в то же время очень увлекательную работу.
5. Литература:
- БуторинаТ.С. «Педагогическая регионология»: Научно- методическое пособие.- Архангельск,2000г.
- Г.Н.волков. Этнопедагогика.- М.: Издат. Центр «Академия», 1999.
- Т.Г.Авдулова. Пробуждать потребность в творчестве.- Шк. и пр-во.- 2000- №5.
- Выполнение проектов на уроках технологии в 5- 7 классах.- Шк. и пр - во.- 1998.-№1.
- А.А.карачеев. Метод проектов и развитие творчества учащихся.- Шк. и пр - во.- 1997.- №2.
- Ю.Л.Хотунцов, В.Д.Симоненко, О.А.Кожина и др. Роль проектов в курсе «Технология».- Директор школы.- 1994.- №4.
- В.А.Рубаков. Язычество древних славян.- М.: Русское слово, 1997.