Урок русского языка в 3-м классе по теме "Что ты знаешь о предложении?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающая:

  • систематизировать знания и умения учащихся по теме “Предложение”: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске, вспомнить правильность оформления предложений в устной и письменной речи;
  • учить младших школьников более осознанно пользоваться предложением как коммуникативной единицей;
  • накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования предложений в своей речи как устной, так и письменной.

Развивающая:

  • развивать языковую интуицию детей, лингвистическое мышление, чувство языка.

Воспитывающая:

  • совершенствовать культуру речи, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Учебник “К тайнам нашего языка”, задачник, тетрадь.
  2. Таблица по теме “Предложение”.
  3. Карточки для составления предложений:
    Так
    постепенно
    вырастает
    сад
    на
    ледяной
    узор
    Красив
    снежный
    окнах
  4. Карточки экспресс-опроса.
  5. Иллюстрация “Зима в лесу”.
  6. Музыкальное произведение на тему “Зима”.

Структура урока.

  1. Организация начала урока.
  2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
  3. Обобщение и систематизация знаний.
  4. Контроль за результатом деятельности, самоконтроль.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Начнем урок русского языка. Рассмотрите иллюстрацию “Зима в лесу” и послушайте музыку (музыкальное произведение на тему “Зима”).

Эти волшебные звуки уносят нас в зимний лес. Что же мы видим в лесу?

Ответы детей: составление предложений по иллюстрации.

А вот как зимний лес описывает М. Пришвин. Отрывок из произведения читает учитель.

М. Пришвин

ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные, тяжелые лапы. Березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломается, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует, а береза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: “Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?” И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

Вывод. Композитор рассказывает о зиме звуками, художник – красками, писатель – словами.

2. Сообщение темы урока, постановка целей.

И мы в речи используем слова, с их помощью составляем предложения. Именно об этом мы и поговорим на уроке. Назовите тему урока.

Тема записана на доске.

Тема сформулирована в виде вопроса. Ответьте на этот вопрос.

На доске вывешена таблица “Предложение”.

Ответы детей: что называется предложением, для чего нужны предложения, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации, как определяются границы предложений в устной и письменной речи, какие знаки препинания ставятся в конце предложений.

3. Обобщение знаний учащихся.

Посчитайте, сколько предложений я произнесу, т е. определите границы предложений.

Что за художник
У окна побывал?
Что за художник
Окно разрисовал?

Сколько предложений я произнесла? (2)

Какие они по цели высказывания и по интонации? (Вопросительные, невосклицательные)

О каком художнике идет речь? (Мороз)

Рисовать могут не только люди, но и природа. А вы видели, какие рисунки на окнах рисует мороз? А знаете, как они появляются? Вот об этом вы узнаете из упражнения №407.

Ночью сильно похолодало утр. наступил. морозн.е на стёклах по.вились уд.вительные р.сунки чем р.сует м.роз а р.сует он водой в комнате всегда есть в.дяной пар тёплые п.ры воды ос.дают на х.лодных стёклах.

Прочитайте. Легко ли прочитать и понять эту запись? (Нет)

Почему? (Нет границ предложений)

Обозначьте границы предложений. Дайте каждому предложению характеристику по цели высказывания и по интонации.

Можно ли эти предложения назвать текстом? (Да. Этот текст состоит из предложений, связанных по смыслу и стоящих в определенном порядке.)

Определите тему текста.

Озаглавьте его по теме.

(Удивительные рисунки. Морозные узоры. О чем рисует мороз?)

Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

Перед нами поставлены орфографические задачи, решите их.

Обратите внимание: в начале текста рассказывается о рисунках на окнах, а в конце – о парах воды. Как эти мысли связаны – ничего не сказано. Мысль не завершена. Мы ждем продолжения рассказа. Последние предложения рассыпались на слова.

Выставляются карточки на доску:

Так, ледяной, постепенно, сад, вырастает,

Красив, на, узор, окнах, снежный!

Попробуйте построить предложения так, чтобы они завершали рассказ о морозных узорах.

Так постепенно вырастает ледяной сад. Красив снежный узор на окнах!

Запишите окончание рассказа в тетради.

Какое предложение по цели и интонации завершает рассказ? (Повествовательное, восклицательное.)

Чем оно важно для данного текста? Что выражает? (Главную мысль текста.)

Какое предложение по цели в тексте не встретилось? (Побудительное.)

Узоры на окнах удивительны и непохожи друг на друга.

Физ. минутка под музыку.

Встаньте и попробуйте языком движений показать разнообразие этих рисунков.

4. Контроль над результатом деятельности, самоконтроль.

Давайте, попробуем создать свой снежный узор. Возьмите карточки и ответьте на мои вопросы (ответ “да” – нарисовать снежинку, “нет” – оставить пустую клеточку.)

Задание 1.

Можно ли считать эти группы слов предложениями?

  1. Выпал снег.
  2. Он укрыл землю пушистым ковром.
  3. Зима тихо лесу.
  4. Красив лес!
  5. Стоит.

Задание 2.

Определите предложения по интонации: восклицательное – да, невосклицательное – нет.

  1. Приближается пора холодов.
  2. Как тихо в лесу!
  3. Идите скорее сюда!
  4. Птицы улетели.
  5. Какой чудесный день!

Задание 3.

Найдите побудительные предложения.

  1. Чудесно зимой в лесу!
  2. Выходи скорее в путь!
  3. Вставай на лыжи!
  4. В гости к нам зима пришла.
  5. Ребята, берегите лес!

Задание 4.

Найдите вопросительные предложения.

  1. Ты был в зимнем лесу?
  2. Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
  3. Какой свежий воздух!
  4. Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?
  5. Хороши ели в снежном уборе!

Посмотрите, какие узоры у нас получились. Проверим, правильно ли мы выполнили работу. Образец проверочного варианта вывешивается на доске.

1 2 3 4
1
   
   
   
   
2
3
4
5

Дети самостоятельно ручкой другого цвета отмечают ошибки и выставляют себе отметки.

5. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. По какой теме мы работали? Для чего мы строим предложения?

Вывод: четкие, точные предложения делают нашу речь (и письменную, и устную) понятной, интересной. Мы сможем легко общаться с окружающими нас людьми.

Академик Лихачев сказал: “Общаясь, люди создают друг друга…”

Сегодня мы повторили то, что учили раньше. А завтра на уроке узнаем много нового и интересного о предложении.

6. Домашнее задание.

Найдите в книгах или составьте сами несколько предложений о зиме, разных по цели и интонации, над словами надпишите знакомые вам части речи.