Цели урока:
Обучающая:
- систематизировать знания и умения учащихся по теме “Предложение”: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске, вспомнить правильность оформления предложений в устной и письменной речи;
- учить младших школьников более осознанно пользоваться предложением как коммуникативной единицей;
- накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования предложений в своей речи как устной, так и письменной.
Развивающая:
- развивать языковую интуицию детей, лингвистическое мышление, чувство языка.
Воспитывающая:
- совершенствовать культуру речи, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Учебник “К тайнам нашего языка”, задачник, тетрадь.
- Таблица по теме “Предложение”.
- Карточки для составления предложений:
Так постепенно вырастает сад на ледяной узор Красив снежный окнах - Карточки экспресс-опроса.
- Иллюстрация “Зима в лесу”.
- Музыкальное произведение на тему “Зима”.
Структура урока.
- Организация начала урока.
- Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль за результатом деятельности, самоконтроль.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Начнем урок русского языка. Рассмотрите иллюстрацию “Зима в лесу” и послушайте музыку (музыкальное произведение на тему “Зима”).
Эти волшебные звуки уносят нас в зимний лес. Что же мы видим в лесу?
Ответы детей: составление предложений по иллюстрации.
А вот как зимний лес описывает М. Пришвин. Отрывок из произведения читает учитель.
М. Пришвин
ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные, тяжелые лапы. Березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломается, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: “Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?” И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Вывод. Композитор рассказывает о зиме звуками, художник – красками, писатель – словами.
2. Сообщение темы урока, постановка целей.
И мы в речи используем слова, с их помощью составляем предложения. Именно об этом мы и поговорим на уроке. Назовите тему урока.
Тема записана на доске.
Тема сформулирована в виде вопроса. Ответьте на этот вопрос.
На доске вывешена таблица “Предложение”.
Ответы детей: что называется предложением, для чего нужны предложения, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации, как определяются границы предложений в устной и письменной речи, какие знаки препинания ставятся в конце предложений.
3. Обобщение знаний учащихся.
Посчитайте, сколько предложений я произнесу, т е. определите границы предложений.
Что за художник
У окна побывал?
Что за художник
Окно разрисовал?
Сколько предложений я произнесла? (2)
Какие они по цели высказывания и по интонации? (Вопросительные, невосклицательные)
О каком художнике идет речь? (Мороз)
Рисовать могут не только люди, но и природа. А вы видели, какие рисунки на окнах рисует мороз? А знаете, как они появляются? Вот об этом вы узнаете из упражнения №407.
Ночью сильно похолодало утр. наступил. морозн.е на стёклах по.вились уд.вительные р.сунки чем р.сует м.роз а р.сует он водой в комнате всегда есть в.дяной пар тёплые п.ры воды ос.дают на х.лодных стёклах.
Прочитайте. Легко ли прочитать и понять эту запись? (Нет)
Почему? (Нет границ предложений)
Обозначьте границы предложений. Дайте каждому предложению характеристику по цели высказывания и по интонации.
Можно ли эти предложения назвать текстом? (Да. Этот текст состоит из предложений, связанных по смыслу и стоящих в определенном порядке.)
Определите тему текста.
Озаглавьте его по теме.
(Удивительные рисунки. Морозные узоры. О чем рисует мороз?)
Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.
Перед нами поставлены орфографические задачи, решите их.
Обратите внимание: в начале текста рассказывается о рисунках на окнах, а в конце – о парах воды. Как эти мысли связаны – ничего не сказано. Мысль не завершена. Мы ждем продолжения рассказа. Последние предложения рассыпались на слова.
Выставляются карточки на доску:
Так, ледяной, постепенно, сад, вырастает,
Красив, на, узор, окнах, снежный!
Попробуйте построить предложения так, чтобы они завершали рассказ о морозных узорах.
Так постепенно вырастает ледяной сад. Красив снежный узор на окнах!
Запишите окончание рассказа в тетради.
Какое предложение по цели и интонации завершает рассказ? (Повествовательное, восклицательное.)
Чем оно важно для данного текста? Что выражает? (Главную мысль текста.)
Какое предложение по цели в тексте не встретилось? (Побудительное.)
Узоры на окнах удивительны и непохожи друг на друга.
Физ. минутка под музыку.
Встаньте и попробуйте языком движений показать разнообразие этих рисунков.
4. Контроль над результатом деятельности, самоконтроль.
Давайте, попробуем создать свой снежный узор. Возьмите карточки и ответьте на мои вопросы (ответ “да” – нарисовать снежинку, “нет” – оставить пустую клеточку.)
Задание 1.
Можно ли считать эти группы слов предложениями?
- Выпал снег.
- Он укрыл землю пушистым ковром.
- Зима тихо лесу.
- Красив лес!
- Стоит.
Задание 2.
Определите предложения по интонации: восклицательное – да, невосклицательное – нет.
- Приближается пора холодов.
- Как тихо в лесу!
- Идите скорее сюда!
- Птицы улетели.
- Какой чудесный день!
Задание 3.
Найдите побудительные предложения.
- Чудесно зимой в лесу!
- Выходи скорее в путь!
- Вставай на лыжи!
- В гости к нам зима пришла.
- Ребята, берегите лес!
Задание 4.
Найдите вопросительные предложения.
- Ты был в зимнем лесу?
- Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
- Какой свежий воздух!
- Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?
- Хороши ели в снежном уборе!
Посмотрите, какие узоры у нас получились. Проверим, правильно ли мы выполнили работу. Образец проверочного варианта вывешивается на доске.
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||
5 |
Дети самостоятельно ручкой другого цвета отмечают ошибки и выставляют себе отметки.
5. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. По какой теме мы работали? Для чего мы строим предложения?
Вывод: четкие, точные предложения делают нашу речь (и письменную, и устную) понятной, интересной. Мы сможем легко общаться с окружающими нас людьми.
Академик Лихачев сказал: “Общаясь, люди создают друг друга…”
Сегодня мы повторили то, что учили раньше. А завтра на уроке узнаем много нового и интересного о предложении.
6. Домашнее задание.
Найдите в книгах или составьте сами несколько предложений о зиме, разных по цели и интонации, над словами надпишите знакомые вам части речи.