Разработка урока по русскому языку для 4-го класса в системе развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение определять падежи имен прилагательных и правильно рассуждать при написании безударных окончаний имен прилагательных,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • развивать речь, память, мышление, внимание,
  • воспитывать аккуратность, устойчивый интерес к урокам русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели.

На доске: смешной радостный весёлое забавное

- Прочитайте слова. Что заметили общего? (Прилагательные единственного числа, близкие по значению)

- Что называется именем прилагательным?

- Назовите последние звуки основ прилагательных. Какие это звуки: твердые или мягкие?

- Определите род этих прилагательных.

- А теперь подумайте и скажите, какие именно прилагательные мы будем учиться склонять и правильно писать их падежные окончания? (Мужского и среднего рода с твердой согласной на конце основы)

3. Минутка чистописания.

- Цепочку букв для минутки чистописания составьте из окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в именительном падеже.

(ответ: ыйийоеее)

4. Словарно-орфографическая работа.

- А теперь мы познакомимся с новым словарным словом, которое нам подскажет, чем же мы еще будем заниматься.

- Проследите глазами, какие буквы соответствуют цифрам. Записав буквы по порядку, вы сможете прочитать рассыпанное слово. Постарайтесь сделать это за 20 секунд.

 

Рис.1. Карточка со словарным словом.

(ответ: путешествие)

- Назовите орфограммы. Как вы думаете, почему в середине этого слова пишется безударная гласная Е?

(ответ: сложное слово)

- Слово образовалось от двух слов – путь и шествие (старинное значение – “хождение”).

Какое значение у этого слова? Что такое путешествие?

(ответ: поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам)

- Назовите родственные слова. Запишем некоторые из них.

1. Человек, совершающий путешествие – путешественник.

2. Передвигаться пешком по разным местностям – путешествовать.

- У русских людей есть такая пословица, прочитайте.

На доске:

Собира.шься в долг.. путь, бери с собой х.роше.. спутника.

- Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

- Найдите в этом предложении имена прилагательные.

- Расскажите, как проверили безударные окончания имен прилагательных?

- Можно ли сказать, что пословица дает мудрый совет? Почему?

- Составьте предложение с однородными определениями, ответив на вопрос: “С каким другом ты бы отправился в путешествие?”

Выслушав ответы, дети записывают предложение “Я бы отправился в путешествие со смелым, весёлым, надёжным другом”

- Разберите по членам предложения и частям речи.

5. Работа над изучаемой темой.

- Как вы уже догадались, мы отправляемся в путешествие. Закройте глаза и прислушайтесь.

Включается звукозапись (“морские волны”)

- Что вы услышали? В какое путешествие мы с вами отправляемся?

- Мы отправляемся с вами в морское путешествие, а нашими спутниками будут хорошо знакомые любимые герои. Вы их узнаёте? Как их зовут?

(Учитель вывешивает на доску иллюстрации с изображениями капитана Врунгеля и старшего помощника Лома)

- Как настоящие моряки, путешествовать мы с вами будем с помощью карты.

(Учитель вывешивает на доску карту)

- Мы плывем по океану Знаний. Помощник Лом видит на горизонте какой-то остров. Он омывается двумя морями – морем Существительных и морем Прилагательных. Это остров Дружбы. Давным-давно здесь дружно живут Прилагательные и Существительные. Они говорят, что у них много общего. Как вы думаете, что же у них общее?

(ответ: род, число, падеж)

Вспомните, как можно определить род, число, падеж прилагательного.

Жители этого острова предлагают нам выполнить задание.

Работа в парах по карточкам

- Соедините линиями существительные с единственно возможными прилагательными, которые их определяют:

восточный

дорожный

земляничное

коллективное

комнатный

лестничный

праздничный

огородное

варенье

торт

чемодан

дело

ветер

пролёт

цветок

чучело

- Выберите одно словосочетание мужского рода и одно среднего рода и запишите их в форме родительного, дательного и творительного падежей.

- Отлично. Жители острова Дружбы подарили нам конверт, но просят его открыть в конце нашего путешествия.

- Капитан Врунгель направляет свою яхту к следующему острову – острову Рыбаков. На этом острове живут большие любители рыбной ловли. Послушайте рассказ одного из них, а затем вам нужно самостоятельно выбрать из текста и записать словосочетания существительных с прилагательными мужского и среднего рода, указать род, падеж, выделить окончания.

(Учитель читает рассказ)

Я хотел поймать огромного сома. Мечтал я об огромном соме, чтобы разахались все в доме. Весь день на речке пропадал, глаз с поплавка я не спускал. Пришел с огромным сапогом – его я выловил крючком.

- Добрые, веселые рыбаки тоже дарят нам конверт. Пока наша яхта плывет к острову Исчезающих Слов, мы отдохнем.

Физминутка

- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если я произнесу словосочетание, в котором существительное и прилагательное мужского рода, вы хлопаете, если среднего – вы топаете.

Одинокий парус, большое плаванье, яростный ветер, парусное судно, раннее утро, неизвестный корабль, счастливый путь, край родной, страна далёкая.

- Вот старший помощник Лом причалил к берегу острова Исчезающих Слов. “На этом острове нужно держать ушки на макушке”, – думает Лом. А капитан Врунгель советует вам быстро прочесть и запомнить слова, ведь через 1 минуту некоторые из них могут исчезнуть.

На доске:

к пышному пирогу

без сочного яблока

с берёзовым поленом

о холмистом поле

в добром сердце

(Учитель стирает первую часть словосочетаний)

- Ориентируясь на существительные, напишите словосочетания полностью, проверьте окончания прилагательных и выделите их.

- Какое словосочетание может быть лишним?

(ответ: к пышному пирогу – т.к. это словосочетание мужского рода, а остальные среднего)

- За наши старания в поиске пропадающих слов мы снова получаем конверт и покидаем последний остров, указанный на карте. А капитан Врунгель делится с нами своими впечатлениями о морском путешествии.

- Возьмите карточки и прочитайте текст.

Солён.. море смеялось. Под лё.ким порывом знойн… ветра оно улыбал.сь голубому небу. С в.сёл.. плеском н.сились волны.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, определите падеж прилагательных.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Наше путешествие подходит к концу. Какие задания мы сегодня выполняли? Что показалось трудным? Что было интересным?

- Прежде, чем мы попрощаемся с нашими друзьями – Врунгелем и Ломом, нам следует открыть конверты, которые нам дали жители островов. Интересно, что в них?

(Учитель открывает конверты и достает из них карточки со слогами: мо, лод, цы)

- Вы сегодня очень хорошо поработали, приобрели опыт морских путешествий. За это вас, конечно, следует похвалить. Молодцы!

7. Домашнее задание.

- Откройте учебник на странице 39. Найдите упражнение 268. Прочитайте задания. У кого есть вопросы по выполнению упражнения? Это ваше домашнее задание.

(Учебник русского языка для 4 класса, автор – А.В.Полякова)