Обобщающий урок по теме "Основы динамики" в 9-м классе

Разделы: Физика


Цель урока: повторить и систематизировать материал по теме «Основы динамики», научить определять логическую связь между понятиями и явлениями, научить составлять схемы со структурой темы, развитие устной речи, развитие умения видеть в окружающих процессах физические явления и уметь их объяснять.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Вводная часть – 4 минуты.
  3. Экспериментальная часть – 6 минут.
  4. Законы динамики – 5 минут.
  5. Силы, практическое задание – 15 минут.
  6. Границы применимости – 6 минут.
  7. Подведение итогов, домашнее задание – 3 минут.

Дидактический материал:

  1. Схема 1 «Структура динамики» для каждого ученика.
  2. Схема 2 «Подборка рисунков» для каждого ученика.
  3. Схема 3 «Единичные рисунки из схемы 2» один на стол.
  4. Для демонстраций: стакан, монетка, открытка; два шарика, металлическая пластина, нить, предметный столик, ножницы; диск с шариками.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Сегодня мы подводим итог нашей работы по теме «Основы динамики». Человек не только стремится к знаниям, не только их получает, но и их систематизирует. Ньютон создавал механику, как попытку создать систему, объясняющую мир, и это ему удалось.

Целью нашего урока будет систематизация знаний по теме «Основы динамики». Результатом работы будет схема со структурой этой темы (Схема № 1).

Сегодня мы должны вспомнить следующие вопросы:

  • Что изучает динамика?
  • Какие средства используются для описания динамики?
  • Каковы границы применимости законов динамики?

Записи будем вести на листочках, которые у вас лежат на столах (Схема № 1).

Итак, начнем.

  • Что изучает динамика? (Динамика изучает причину изменения скорости, причину ускорения).
  • Кто стоял у истоков динамики? (Исаак Ньютон).

Давайте еще раз перелистаем страницы великих открытий Исаака Ньютона (сообщение «Открытия Ньютона»).

А теперь давайте обратимся к опытам.

3. Экспериментальная часть.

Опыт 1: (монетку кладём на картонку, лежащую на стакане. Щелчком пальца выбиваем картонку. Картонка падает на стол, а монетка опускается вертикально вниз в стакан.)

  • Объясните, почему картонка отлетает, а монета падает в стакан? (Явление инерции)

Опыт 2: (Металлическая пластинка (линейка) согнута и закреплена нитью, к концам пластинки прислоняются шарики разной массы. Нить пережигается, шарики приходят в движение.)

  • Что наблюдаем?
  • В чем причина изменения скорости тел? (Действует сила)
  • Почему изменение скорости тел различно? (Разные массы)
  • Какое свойство характеризует масса? (Инертность)

Все эти понятия: масса, инертность, инерция, сила – являются основными понятиями динамики.

4. Законы динамики.

На какие законы опирается динамика?

  • Сформулируйте первый закон Ньютона. Как этот закон записать? (если то =const или υ=0)
  • Сформулируйте второй закон Ньютона. Как этот закон записать?
  • Сформулируйте третий закон Ньютона. Как этот закон записать?

5. Силы. Практическое задание.

Сила – величина, характеризующая взаимодействие тел. Давайте вспомним, какие силы мы знаем. Перед вами на партах лежат листочки, на которых изображены тела (Схема 3).

  • Изобразите силы, действующие на тела, в указанных условиях. (Работа в парах – 2 мин.)
  • Проверка у доски. Остальные ребята работают со схемой 2.
  • И так, какие же силы мы знаем? (Сила тяжести, сила упругости, сила трения, архимедова сила, сила всемирного тяготения, сила реакции опоры, вес тела). Записываем в схему 1, разбивая на две группы.
  • Что объединяет эти силы? Почему их распределили таким образом? (Гравитационная и электромагнитная природа.)
  • Давайте вспомним формулы для вычисления этих сил?

6. Границы применимости законов Ньютона.

  • В каких случаях мы можем применять законы Ньютона? Обратимся к опыту.

Опыт 3: (диск, вращающийся вокруг своей оси, на нем укреплены шарики на нитях)

  • Какие силы действуют на шарики? (Сила тяжести и сила упругости)
  • Что будет, если диск привести во вращение? (Шарики отклонятся от вертикального положения)
  • Почему результат различен? (Ускорения тел различны)
  • Выполняются ли законы Ньютона? Почему? (Неинерциальная система отсчета.)
  • С какими скоростями должны двигаться тела, чтобы выполнялись законы Ньютона? (Много меньше скорости света.)

Повторяется бегло схема 1.

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Наш урок я хотела бы закончить словами Исаака Ньютона, которые он написал перед смертью: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.»

Возьмите листочки, не подписывая их, напишите три существительных, которые пришли вам в голову после этого урока.

Домашнее задание: Схема 1. № 297, 298,302 (Рымкевич Сборник задач.)