Цель урока: повторить и систематизировать материал по теме «Основы динамики», научить определять логическую связь между понятиями и явлениями, научить составлять схемы со структурой темы, развитие устной речи, развитие умения видеть в окружающих процессах физические явления и уметь их объяснять.
План урока:
- Организационный момент – 1 минута.
- Вводная часть – 4 минуты.
- Экспериментальная часть – 6 минут.
- Законы динамики – 5 минут.
- Силы, практическое задание – 15 минут.
- Границы применимости – 6 минут.
- Подведение итогов, домашнее задание – 3 минут.
Дидактический материал:
- Схема 1 «Структура динамики» для каждого ученика.
- Схема 2 «Подборка рисунков» для каждого ученика.
- Схема 3 «Единичные рисунки из схемы 2» один на стол.
- Для демонстраций: стакан, монетка, открытка; два шарика, металлическая пластина, нить, предметный столик, ножницы; диск с шариками.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
Сегодня мы подводим итог нашей работы по теме «Основы динамики». Человек не только стремится к знаниям, не только их получает, но и их систематизирует. Ньютон создавал механику, как попытку создать систему, объясняющую мир, и это ему удалось.
Целью нашего урока будет систематизация знаний по теме «Основы динамики». Результатом работы будет схема со структурой этой темы (Схема № 1).
Сегодня мы должны вспомнить следующие вопросы:
- Что изучает динамика?
- Какие средства используются для описания динамики?
- Каковы границы применимости законов динамики?
Записи будем вести на листочках, которые у вас лежат на столах (Схема № 1).
Итак, начнем.
- Что изучает динамика? (Динамика изучает причину изменения скорости, причину ускорения).
- Кто стоял у истоков динамики? (Исаак Ньютон).
Давайте еще раз перелистаем страницы великих открытий Исаака Ньютона (сообщение «Открытия Ньютона»).
А теперь давайте обратимся к опытам.
3. Экспериментальная часть.
Опыт 1: (монетку кладём на картонку, лежащую на стакане. Щелчком пальца выбиваем картонку. Картонка падает на стол, а монетка опускается вертикально вниз в стакан.)
- Объясните, почему картонка отлетает, а монета падает в стакан? (Явление инерции)
Опыт 2: (Металлическая пластинка (линейка) согнута и закреплена нитью, к концам пластинки прислоняются шарики разной массы. Нить пережигается, шарики приходят в движение.)
- Что наблюдаем?
- В чем причина изменения скорости тел? (Действует сила)
- Почему изменение скорости тел различно? (Разные массы)
- Какое свойство характеризует масса? (Инертность)
Все эти понятия: масса, инертность, инерция, сила – являются основными понятиями динамики.
4. Законы динамики.
На какие законы опирается динамика?
- Сформулируйте первый закон Ньютона. Как этот закон записать? (если то =const или υ=0)
- Сформулируйте второй закон Ньютона. Как этот закон записать?
- Сформулируйте третий закон Ньютона. Как этот закон записать?
5. Силы. Практическое задание.
Сила – величина, характеризующая взаимодействие тел. Давайте вспомним, какие силы мы знаем. Перед вами на партах лежат листочки, на которых изображены тела (Схема 3).
- Изобразите силы, действующие на тела, в указанных условиях. (Работа в парах – 2 мин.)
- Проверка у доски. Остальные ребята работают со схемой 2.
- И так, какие же силы мы знаем? (Сила тяжести, сила упругости, сила трения, архимедова сила, сила всемирного тяготения, сила реакции опоры, вес тела). Записываем в схему 1, разбивая на две группы.
- Что объединяет эти силы? Почему их распределили таким образом? (Гравитационная и электромагнитная природа.)
- Давайте вспомним формулы для вычисления этих сил?
6. Границы применимости законов Ньютона.
- В каких случаях мы можем применять законы Ньютона? Обратимся к опыту.
Опыт 3: (диск, вращающийся вокруг своей оси, на нем укреплены шарики на нитях)
- Какие силы действуют на шарики? (Сила тяжести и сила упругости)
- Что будет, если диск привести во вращение? (Шарики отклонятся от вертикального положения)
- Почему результат различен? (Ускорения тел различны)
- Выполняются ли законы Ньютона? Почему? (Неинерциальная система отсчета.)
- С какими скоростями должны двигаться тела, чтобы выполнялись законы Ньютона? (Много меньше скорости света.)
Повторяется бегло схема 1.
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Наш урок я хотела бы закончить словами Исаака Ньютона, которые он написал перед смертью: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.»
Возьмите листочки, не подписывая их, напишите три существительных, которые пришли вам в голову после этого урока.
Домашнее задание: Схема 1. № 297, 298,302 (Рымкевич Сборник задач.)