Пояснительная записка
Предлагаемая программа относится к предметно-ориентированному курсу области естествознания – химии, рассчитана на 17 часов, один раз в неделю, в течение одного полугодия.
Цель: создать условия для развития познавательного интереса к химии, в частности, на материале элективного курса: “О судьбах важнейших металлов”, осознанного выбора профиля обучения в средней школе.
Исходя из определяющей цели, формулируются конкретные цели и задачи
Развивать у учащихся:
- познавательный интерес к изучению химии, как одной из наук о природе;
- самостоятельно работать с информацией (учебником, справочной, научно-популярной, художественной литературой, данными, полученными из сети Интернет), структурировать материал, выделять стержневые мысли, представлять их зрительно в хорошо запоминаемой форме;
- творческие способности, коммуникативные умения: вести диалог, терпимость к чужому мнению, искать и находить содержательные компромиссы;
- речевые умения: грамотность, точность, краткость выражения мысли, рецензировать результаты устных сообщений, демонстрационного эксперимента;
- конспектировать лекции;
Формирование и развитие общеучебных знаний и умений:
- самостоятельно приобретать и применять знания о металлах и их соединениях;
- углубить, расширить и систематизировать знания о строении, свойствах, распространении металлов и их соединений;
- проводить химический эксперимент, составлять план опытов, осуществлять химические операции, отбирать реактивы и оборудование, соблюдать правила техники безопасности, учитывая природу вещества, описывать результаты наблюдения, формулировать выводы;
- решать познавательные, экспериментальные и расчетные задачи в процессе проблемно-поискового изучения материала;
- оформлять и представлять результаты своих работ.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- строение атома;
- химическая связь и строение вещества;
- химические реакции;
- вещества и их свойства.
Цели и задачи обучения определяют основное содержание курса, главными направлениями которого являются: чему научится и где может использовать приобретенные знания и умения школьник.
Содержание
Данная программа предусматривает расширение, частичное углубление знаний учащихся о строении, распространении, многообразии, свойствах металлов и их соединений (учебное пособие по химии для 8-9 классов, авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин).
В 8-9 классах основной школы (автор О.С. Габриелян) учащиеся изучают только общую характеристику металлов, отдельные элементы, простые вещества, соединения металлов главных подгрупп первой, второй и третьей группы (алюминий), побочной подгруппы восьмой группы - железо. Большой объем учебного материала, и малое количество времени, не позволяет расширить и систематизировать знания по классу – металлы, а самое главное – не дает права выбора школьнику объекта изучения, развитие его активной познавательной самостоятельности.
Отбор содержания элективного курса выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических химических понятий и максимального использования сведений занимательного, исторического, прикладного характера из других наук: истории, географии, физики, биологии, содействующих мотивации учения, развитию интересов к химии.
Главным объектом изучения – химические d - элементы и формы их существования, следование строгой логике принципа развивающего обучения. Учащиеся изучат известные еще алхимикам - золото, серебро, медь, ртуть, железо, а также марганец. Познакомятся с происхождением их названий, нахождением в природе, свойствами простых веществ и их соединений, биологической и практической значимостью. Эти металлы выбраны не случайно, так знания о соединениях меди, серебра, ртути, марганца и железа позволят более осознанно понять механизм окислительно-восстановительных процессов, их применение в качестве катализаторов химических процессов в курсе органической и общей химии, расширить и систематизировать знания о металлах. К тому же с данными металлами и их соединениями ребята часто сталкиваются в своей повседневной жизни. Полученные теоретические знания учащиеся дополняют, закрепляют и развивают при проведении химического эксперимента: демонстрационные, лабораторные и занимательные опыты, практические занятия.
Использование современных образовательных технологий - важное условие для реализации программы элективного курса: личностно – ориентированное, дифференцированное, диалоговое, проблемное, информационное обучения.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
- положение изученных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов и их электронные формулы, степени окисления, происхождение названий, нахождение в природе;
- физические и химические (окислительно-восстановительные) свойства металлов простых веществ и их соединений;
- классификации металлов на основе строения атомов и свойств;
- биологическое значение и практическое использование;
- качественные реакции на важнейшие катионы изученных металлов.
Учащиеся должны уметь:
- применять следующие понятия: благородные металлы, переходные элементы, амфотерность, окислительно-восстановительные свойства веществ;
- давать характеристику изученным металлам в свете изученных теорий;
- разъяснять на примерах причины многообразия соединений, причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами и биологическими функциями, практическим использованием веществ;
- выполнять обозначенные в программе эксперименты;
- решать расчетные задачи по уравнению (определение содержания веществ в смеси);
- правильно обращаться с металлами и их соединениями в лаборатории и быту.
Критерии успешности ученика при изучении элективного курса
Для контроля уровня достижений учащихся используются формы
промежуточного контроля:
- наблюдение за активностью учащихся во время занятий;
- использование учащимися приемов самоанализа и самооценки устных выступлений (выбор, содержание, научность, последовательность, грамотность, доступность, сопровождающая наглядность);
- степень самостоятельности при проведении эксперимента и решении расчетных задач.
итогового контроля:
- оформление и представление обобщающего материала о химическом элементе.
Содержание программы
Введение (1 час)
Название, содержание, цели и задачи элективного курса.
Металлы – d -элементы (14 часов)
Медь – сменившая камень. Характеристика элемента. Физические и химические свойства меди. Немного истории. Откуда же берется медь? Биологическое значение и практическое использование меди. Качественная реакция на катион меди (II). Амфотерный гидроксид меди (II).
Серебро – лунный металл. Характеристика элемента. Происхождение названия, нахождение в природе, бактерицидные свойства. Немного истории: Александр Македонский вынужден отступить. Три рекорда. Как из серебра делали зеркала. Получение серебра в лабораторных условиях. Качественная реакция на катион серебра.
Золото – царь металлов – металл царей. Происхождение названия металла. Нахождение в природе. В долине царей – Заботы Семирамиды. Храм Солнца. Золотые лихорадки. Коллекции императрицы. Бактерии - золотоежки. Применение золота и его биологическое значение.
Ртуть – серебряная вода. Бывает ли жидкий металл? Характеристика элемента. Чем опасна жидкая ртуть? Немного из истории. Фокусы средневековых шарлатанов. Применение ртути.
Марганец – вечный спутник железа. Характеристика элемента, особенности строения его атома, окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Перманганат калия, бактерицидные свойства и области применения. Качественная реакция на катион марганца (II).
Железо – великий труженик. Биологические функции железа. Сложный белок – гемоглобин. Методика определения содержания гемоглобина в крови. Заболевания крови.
Заключение (2 час)
Выставка работ учащихся. Отчет о проделанной работе. Анкетирование учащихся. Подведение итогов.
Демонстрации
- Образцы металлов и изделий из них.
- Коллекция “ Руды и минералы”, “Металлы и сплавы”
- Видеоэнциклопедия для народного образования. Химические элементы. Видеостудия. Москва. Школьный химический эксперимент. Неорганическая химия. Общие свойства металлов. Металлы побочных подгрупп.
- Учебное электронное издание. Химия (8-11) класс.
- Химия. Мультимедийное учебное пособие. Общая и неорганическая химия. Электронная библиотека Просвещение Москва.
Демонстрационные опыты
- Реакция “серебряного зеркала”.
- Золотой нож.
- Звездный дождь
- Волшебная палочка.
- Минеральный хамелеон.
- Кровь без раны.
- Серебряный лес
Лабораторные опыты
- Окислительные свойства перманганата калия.
- Химические свойства гидроксида меди (II)
Практические занятия
- Решение экспериментальных задач Качественные реакции на катионы. “Поучительный опыт из области фотографии”.
- Решение экспериментальных задач Распознавание веществ.
Расчетные задачи
- Определение состава веществ в смеси
Методические рекомендации
Основные содержательные компоненты:
- введение;
- химия d - элементов;
- заключение.
На первом вводном занятии в форме презентации учителю необходимо познакомить учащихся с программой данного элективного курса: цель, задачи, содержание, формы проведения занятий, результаты. Дать возможность учащимся высказать свою точку зрения, предложения, право определить объект изучения, виды деятельности, из учета личных возможностей и интересов. Учащиеся имеют полное право выбрать любые виды самостоятельной работы:
- объект изучения (химические элементы и формы их существования);
- вид отчетных работ (устные сообщения, оформление обобщающего материала о металлах, слайдов, химический эксперимент; дидактический и раздаточный материал);
- информационные источники.
Химические d - элементы следует изучать, на основании их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, начиная с первой группы и до восьмой (медь, серебро, золото, ртуть, марганец, железо). Соблюдать логическую последовательность их изучения: характеристика элемента (положение в периодической системе, особенности строения атома и его свойства, степени окисления, нахождение в природе, история его открытия) > вещества > строение > свойства > получение > применение. Такая последовательность позволяет школьникам, опираясь на ранее изученный материал, как базового курса, так и элективного, использовать методы сравнения, аналогии, систематизации и обобщения, что в конечном результате способствует осознанному усвоению и расширению знаний по химии. Так как железо учащиеся изучили, в данном курсе необходимо расширить знания о свойствах его соединений и биологических функциях. Химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего курса. Хорошо подобранные опыты, в том числе и занимательного характера, позволят отразить тесную связь теории и практики, убедиться в действенности законов химической науки и возможности научного предвидения. Необходимо показать значение химического образования при приобретении учащимися разных профессий.
По ходу изучения данного курса ученики проставляют оценки, в карту успешности.
На заключительном занятии необходимо подвести итоги: что изучали, какие виды деятельности использовали, где могут применить полученные знания и умения. Выставляется общая оценка (не ниже “4”). С помощью анкетирования выяснить интерес учащихся к изучению данного элективного курса и эмоционального состояния в условиях профилизации. Выдается сертификат.
Формы, приемы и средства организации учебно-воспитательного процесса
Цели и задачи элективного курса реализуются через использование разнообразных форм и приемов организации учебно-воспитательного процесса, в которых учитель должен перестать быть главным источником информации, постепенно увеличивать долю самостоятельности обучающихся.
Из традиционных форм: лекции, семинары, конференции, практические занятия, экскурсии. Из нестандартных – урок самостоятельного поиска знаний, урок - отчет, презентации, урок с ролевыми играми, час занимательной химии, конференция с использованием художественной и научно-популярной литературы, урок творчества.
Названные выше методологические подходы к содержанию и построению элективного курса, позволяют представить его как целостное развивающееся и необходимо полезное для учащихся знание о металлах.
Предложенная программа элективного курса вариативна. Содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса носят рекомендательный характер, оставляя свободу для проявления творческой индивидуальности педагога.
Тематический план
№ | Тема | Часы | Вид занятия |
1. | Введение | 1 | Организационное занятие |
2. | Металлы | 14 | |
1. | Металлы – d – элементы | 2 | Урок самостоятельного поиска знаний |
2. | Медь – сменившая камень | 1 | Урок с ролевыми играми (приложение 1 с 10 – 12) |
3. | Серебро-лунный металл | 1 | Урок-конференция с использованием научно - популярной и художественной литературы |
4. | Золото – царь металлов, металл царей | 1 | Конкурс сочинений |
5. | Ртуть – серебряная вода | 1 | Пресс – конференция |
6. | Марганец – вечный спутник железа Перманганат калия. | 1 | Лекция – конференция |
7. | Железо – труженик. Биологические функции. | 1 | Экскурсия в медицинское учреждение. Встреча с врачом – гематологом. |
8. | Практическая работа Решение экспериментальных задач | 2 | Урок-практикум |
9. | Час занимательной химии | 1 | Демонстрационный химический эксперимент |
10. | Обобщение по теме: Металлы побочных подгрупп | 2 | Семинарское занятие |
11. | Профессии, которые мы выбираем | 1 | Презентация |
3. | Заключение | 2 | Урок-отчет (устный) Итоговое занятие |
Литература
Для учителя.
- Л.Артемова Профиль обучения диктует региональный рынок труда ||Народное образование – 2003 № 4.
- Н.С.Ахметов Актуальные вопросы курса неорганической химии Москва Просвещение 1991.
- Л.М. Брейгер Нестандартные уроки Химия Волгоград Учитель 2002г.
- А.И.Бусев Определения, понятия, термины в химии Просвещение Москва 1981.
- А.А.Васильев Химия в вопросах, Томский политехнический университет, 1996.
- О.С.Габриелян Настольная книга учителя. 9 класс Москва Блик и К0 2001.
- Г.Е.Жарикова Г.Е., Чижова М.В. Организация профильного обучения в адаптивной школе || Завуч. – 2004 №5.
- Э.Г.Злотникова Урок окончен – занятия продолжаются Москва Просвещение 1992.
- М.В.Зуева Б.В.Иванова Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроке Москва Просвещение 1999.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии Москва Просвещение 1989г.
- Л.А.Николаев Неорганическая химия Москва Просвещение 1992г.
- Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год ||Информационное письмо Министерства Образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03. – М.: ЦМОО, 2003.
- Т.З.Савич Изучение факультативного курса химии металлов Москва Просвещение 1978г.
- А.Ю. Фальковская Организация самостоятельной работы учащихся по химии Москва Высшая школа 1990г.
Для учащихся.
- Л.ЮАликберова Занимательная химия Москва Аст - пресс 2002г.
- С.И.Венецкий Рассказы о металлах Москва Металлургия 1985г.
- В.А.Волков Выдающиеся химики мира Москва Высшая школа 1991г.
- В.Володина Энциклопедия для детей Химия том №17 Москва Аванта плюс 2004г.
- Э. Гроссе Химия для любознательных Ленинград Химия 1993г.
- И.А.Кнунянц Большой энциклопедический словарь Химия Москва Аст 1998г.
- Марк Колтун Мир химии Москва Детская литература 1988г.
- Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова Химия 8-9 класс 2006г.
- К.Люцис Большая детская энциклопедия Химия Москва Русское энциклопедическое товарищество 2002г.
- О.Ольгин Чудеса на выбор. Москва Детская литература 1996г
- Л.А.Савина Я познаю мир Детская энциклопедия Химия Москва Аст 1999г.
- Г.И.Штремплер Химия на досуге Москва Просвещение 1993г.