О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией пятиклассников к началу обучения в средней школе, написано немало. Это связано с многими существенными изменениями в их учебной ситуации:
- увеличением количества предметов с одновременным их усложнением,
- переходом от основного учителя к учителям-предметникам и к системе классного руководства,
- появлением кабинетной системы и т.д.
Наряду с этим есть и другие не менее важные изменения, связанные со спецификой возрастного переходного периода. Как показывает практика, почти все учащиеся 5 класса переживают переход к началу обучения в средней школе как достаточно сложный период своей школьной жизни. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь им успешнее адаптироваться к изменившимся условиям обучения, способствовать эмоциональному принятию новых учебных требования и новой социальной ситуации.
Безусловно, речь идет о целой системе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации, важнейшим условием которой является реализация преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности необходимо:
- иметь четкое представление о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
- видеть преемственные связи в содержании и методах обучения;
- знать специфику форм организации обучения, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся;
- учитывать психологические особенности 11-12 летних детей, уровень их познавательной активности;
- соблюдать единство педагогических требований на этапе адаптации.
Все это, позволит организовать постепенный, плавный переход от начальной к основной ступени образования. Необходимо, чтобы идея сохранения преемственной связи была осмыслена и принята всеми учителями, работающими в 5 классах.
Несмотря на конкретные методические особенности в преподавании отдельных предметов, существует ряд общих принципов в организации учебной деятельности пятиклассников, в основе которых лежит учет их психологических и возрастных особенностей. Вот некоторые из них:
1. Традиционно, основной формой организации остается урок, однако, в современных условиях, необходимо полнее использовать компьютерные технологии, т.к. это способствует активизации познавательной деятельности учащихся и соответствует их интересам.
2. При построении концепции урока следует опираться на психоэмоциональные особенности школьников 11-12 лет, в частности, на их склонность к богатому воображению, творчеству, приключенческому духу. Поэтому желательно вводить в урок сюжетно-игровую линию и проводить его в форме “Путешествия”.
3. Стоит учитывать стремления пятиклассников к групповому взаимодействию. Развитие умения действовать в соответствии с правилами, навыков сотрудничества, поддержания командного настроения позволит обеспечить психологически комфортную атмосферу на уроке.
4. Нужно помнить, что учитель для пятиклассников продолжает оставаться авторитетной фигурой. Также как и для младших школьников, они эмоционально открыты для взаимодействия с преподавателями. Поэтому учителю на первых этапах необходимо брать на себя функции “лидера”, “капитана”, координируя и организуя работу на уроке.
5. Необходимо стремиться к созданию на уроке такой эмоциональной обстановки, которая способствовала бы творческому поиску, доверительности, открытости. Отсюда, требования к личности педагога, работающему в 5 классе, его профессиональным характеристикам, таким, как демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко.
6. При проведении вводного урока следует придерживаться принципа “от общего к частному”, необходимо дать возможность учащимся видеть перспективу дальнейших планов и задач, взаимосвязь новых учебных тем. Это позволит школьникам в последующем видеть место отдельного урока в логике всего учебного курса.
7. Необходимо создавать условия для дальнейшего развития у учащихся 5 класса саморефлексии, самооценки своей учебной активности, эмоционального состояния в ходе урока. В тоже время диагностика настроения учеников поможет учителю оценить психологическую эффективность своего урока, сделать для себя определенные педагогические выводы.
Ниже представлена разработка вводного урока по математике для 5 класса, который соответствует перечисленным выше принципам организации урока, реализующим преемственные связи между начальным и средним образованием, а, значит, способствующим более успешной адаптации учащихся.
Тема урока: “Путешествие в страну “Математика”
Цели:
повторить изученное в
начальной школе; знакомство с учебником, с
учителем.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
- Урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор, т. к. основным дидактическим обеспечением урока является презентация, специально разработанная для этого урока.
- Перед уроком учитель и ученики одевают бейджики, на которых записано имя.
Структура урока, с использованием презентации (Приложение 1)
- Здравствуйте, дорогие ребята. - Мы с вами продолжаем путешествие в страну “Математика”. Эта страна состоит из множества островков. Открытие новых (для вас) островков в океане знаний – это цель нашего долгого путешествия. - Прежде чем отправиться в путешествие нам нужно познакомиться с экипажем. - Разрешите, капитаном корабля быть мне. Зовут меня Татьяна Михайловна. На нашем корабле поплывут: три Коли (все трое поднимаются), два Саши (встают и всех приветствуют), четыре Кати (встают и машут ручкой для приветствия) и т.д. |
|
- Путешествовать нам будет помогать
учебник “Математика-5”. Авторы учебника: Ирина
Ивановна Зубарева и Александр Григорьевич
Мордкович. Для того, чтобы составить карту нашего путешествия, давайте обратимся к “Оглавлению” учебника. Каждая глава учебника – это новый островок в океане знаний. |
|
- Назовите первый остров. - Натуральные числа. Это какие числа? - Кто знает самое большое натуральное число? Самое маленькое натуральное число? - Вспомните, что вы знаете о натуральных числах. - Сосчитайте устно. (Слайд 2) - На этом острове вы узнаете об этих числах ещё больше. Познакомитесь с законами арифметических действий, научитесь округлять натуральные числа, отмечать их на координатном луче и многое другое. |
|
- Следующий остров? - Обыкновенные дроби – числа совсем вам незнакомые. Когда доберёмся до этого острова, вы очень много узнаете об этих числах. |
|
- Третий остров? - Какие геометрические фигуры вы знаете? - Расскажите про квадрат. - Как найти площадь квадрата? - Устно сосчитайте площадь квадрата, если его сторона равна 2 см. |
|
- Следующее задание каждый выполнит в
своей тетради. - Откройте тетради. Оформите начало классной работы. |
|
- Практическое задание вы выполняете по
алгоритму, записанному на доске. - Напомните, что такое периметр? Пока ученики работают самостоятельно, учитель помогает отдельным ученикам. - На острове “Геометрических фигур” вы познакомитесь с новыми геометрическими фигурами: угол, прямая, луч, отрезок. Узнаете инструмент для измерения величины угла. |
|
- Следующий остров? - И снова остров, неизвестных вам чисел. Как хочется поскорее добраться до этого острова и узнать про новые числа. Для чего нужны нам десятичные дроби? |
|
- Пятый остров. - Прочитайте стихотворения, загадки о геометрических телах. (Слайды 9,1 0, 11, 2). Назовите геометрические тела. |
|
- Продолжаем составлять карту
путешествия. Следующий остров? - “Вероятность” - загадочный и совсем неизвестный остров. На этом острове мы окажемся в конце учебного года. |
|
- Подведём итог. Карта составлена! Берём
с собой смекалку, сообразительность,
настойчивость, трудолюбие и В ПУТЬ! - На просторах Океана Знаний на вас обрушатся волны новых задач и ветры нерешённых проблем, ждут вас штормы Быстрого счёта, пролив Чисел-великанов и многое другое, очень интересное и увлекательное. |
|
- На нашем корабле будет развиваться
флаг – “Флаг настроения”, который мы с вами
сейчас нарисуем. Каждый из вас сейчас выберет
цвет и закрасит им частичку флага. Цвет должен
соответствовать вашему настроению, с которым ты
отправляешься в плавание. Цвета: красный – радости, зелёный – спокойствия, жёлтый – тревоги, чёрный – разочарования. - Урок окончен. Всем спасибо за работу. |