Преемственность начального и среднего образования

Разделы: Математика, Школьная психологическая служба


О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией пятиклассников к началу обучения в средней школе, написано немало. Это связано с многими существенными изменениями в их учебной ситуации:

  1. увеличением количества предметов с одновременным их усложнением,
  2. переходом от основного учителя к учителям-предметникам и к системе классного руководства,
  3. появлением кабинетной системы и т.д.

Наряду с этим есть и другие не менее важные изменения, связанные со спецификой возрастного переходного периода. Как показывает практика, почти все учащиеся 5 класса переживают переход к началу обучения в средней школе как достаточно сложный период своей школьной жизни. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь им успешнее адаптироваться к изменившимся условиям обучения, способствовать эмоциональному принятию новых учебных требования и новой социальной ситуации.

Безусловно, речь идет о целой системе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации, важнейшим условием которой является реализация преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности необходимо:

  • иметь четкое представление о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
  • видеть преемственные связи в содержании и методах обучения;
  • знать специфику форм организации обучения, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся;
  • учитывать психологические особенности 11-12 летних детей, уровень их познавательной активности;
  • соблюдать единство педагогических требований на этапе адаптации.

Все это, позволит организовать постепенный, плавный переход от начальной к основной ступени образования. Необходимо, чтобы идея сохранения преемственной связи была осмыслена и принята всеми учителями, работающими в 5 классах.

Несмотря на конкретные методические особенности в преподавании отдельных предметов, существует ряд общих принципов в организации учебной деятельности пятиклассников, в основе которых лежит учет их психологических и возрастных особенностей. Вот некоторые из них:

1. Традиционно, основной формой организации остается урок, однако, в современных условиях, необходимо полнее использовать компьютерные технологии, т.к. это способствует активизации познавательной деятельности учащихся и соответствует их интересам.

2. При построении концепции урока следует опираться на психоэмоциональные особенности школьников 11-12 лет, в частности, на их склонность к богатому воображению, творчеству, приключенческому духу. Поэтому желательно вводить в урок сюжетно-игровую линию и проводить его в форме “Путешествия”.

3. Стоит учитывать стремления пятиклассников к групповому взаимодействию. Развитие умения действовать в соответствии с правилами, навыков сотрудничества, поддержания командного настроения позволит обеспечить психологически комфортную атмосферу на уроке.

4. Нужно помнить, что учитель для пятиклассников продолжает оставаться авторитетной фигурой. Также как и для младших школьников, они эмоционально открыты для взаимодействия с преподавателями. Поэтому учителю на первых этапах необходимо брать на себя функции “лидера”, “капитана”, координируя и организуя работу на уроке.

5. Необходимо стремиться к созданию на уроке такой эмоциональной обстановки, которая способствовала бы творческому поиску, доверительности, открытости. Отсюда, требования к личности педагога, работающему в 5 классе, его профессиональным характеристикам, таким, как демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко.

6. При проведении вводного урока следует придерживаться принципа “от общего к частному”, необходимо дать возможность учащимся видеть перспективу дальнейших планов и задач, взаимосвязь новых учебных тем. Это позволит школьникам в последующем видеть место отдельного урока в логике всего учебного курса.

7. Необходимо создавать условия для дальнейшего развития у учащихся 5 класса саморефлексии, самооценки своей учебной активности, эмоционального состояния в ходе урока. В тоже время диагностика настроения учеников поможет учителю оценить психологическую эффективность своего урока, сделать для себя определенные педагогические выводы.

Ниже представлена разработка вводного урока по математике для 5 класса, который соответствует перечисленным выше принципам организации урока, реализующим преемственные связи между начальным и средним образованием, а, значит, способствующим более успешной адаптации учащихся.

Тема урока: “Путешествие в страну “Математика”

Цели:

  • Образовательные: повторить изученное в начальной школе; знакомство с учебником, с учителем.
  • Развивающие: развивать у учеников математическую речь, интерес к математике.
  • Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

  • Урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор, т. к. основным дидактическим обеспечением урока является презентация, специально разработанная для этого урока.
  • Перед уроком учитель и ученики одевают бейджики, на которых записано имя.

Структура урока, с использованием презентации (Приложение 1)

- Здравствуйте, дорогие ребята.

- Мы с вами продолжаем путешествие в страну “Математика”. Эта страна состоит из множества островков. Открытие новых (для вас) островков в океане знаний – это цель нашего долгого путешествия.

- Прежде чем отправиться в путешествие нам нужно познакомиться с экипажем.

- Разрешите, капитаном корабля быть мне. Зовут меня Татьяна Михайловна.

На нашем корабле поплывут: три Коли (все трое поднимаются), два Саши (встают и всех приветствуют), четыре Кати (встают и машут ручкой для приветствия) и т.д.

- Путешествовать нам будет помогать учебник “Математика-5”. Авторы учебника: Ирина Ивановна Зубарева и Александр Григорьевич Мордкович.

Для того, чтобы составить карту нашего путешествия, давайте обратимся к “Оглавлению” учебника. Каждая глава учебника – это новый островок в океане знаний.

- Назовите первый остров.

- Натуральные числа. Это какие числа?

- Кто знает самое большое натуральное число? Самое маленькое натуральное число?

- Вспомните, что вы знаете о натуральных числах.

- Сосчитайте устно. (Слайд 2)

- На этом острове вы узнаете об этих числах ещё больше. Познакомитесь с законами арифметических действий, научитесь округлять натуральные числа, отмечать их на координатном луче и многое другое.

- Следующий остров?

- Обыкновенные дроби – числа совсем вам незнакомые. Когда доберёмся до этого острова, вы очень много узнаете об этих числах.

- Третий остров?

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Расскажите про квадрат.

- Как найти площадь квадрата?

- Устно сосчитайте площадь квадрата, если его сторона равна 2 см.

- Следующее задание каждый выполнит в своей тетради.

- Откройте тетради. Оформите начало классной работы.

- Практическое задание вы выполняете по алгоритму, записанному на доске.

- Напомните, что такое периметр?

Пока ученики работают самостоятельно, учитель помогает отдельным ученикам.

- На острове “Геометрических фигур” вы познакомитесь с новыми геометрическими фигурами: угол, прямая, луч, отрезок. Узнаете инструмент для измерения величины угла.

- Следующий остров?

- И снова остров, неизвестных вам чисел. Как хочется поскорее добраться до этого острова и узнать про новые числа. Для чего нужны нам десятичные дроби?

- Пятый остров.

- Прочитайте стихотворения, загадки о геометрических телах. (Слайды 9,1 0, 11, 2).

Назовите геометрические тела.

- Продолжаем составлять карту путешествия. Следующий остров?

- “Вероятность” - загадочный и совсем неизвестный остров. На этом острове мы окажемся в конце учебного года.

- Подведём итог. Карта составлена! Берём с собой смекалку, сообразительность, настойчивость, трудолюбие и В ПУТЬ!

- На просторах Океана Знаний на вас обрушатся волны новых задач и ветры нерешённых проблем, ждут вас штормы Быстрого счёта, пролив Чисел-великанов и многое другое, очень интересное и увлекательное.

- На нашем корабле будет развиваться флаг – “Флаг настроения”, который мы с вами сейчас нарисуем. Каждый из вас сейчас выберет цвет и закрасит им частичку флага. Цвет должен соответствовать вашему настроению, с которым ты отправляешься в плавание.

Цвета: красный – радости, зелёный – спокойствия, жёлтый – тревоги, чёрный – разочарования.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.