Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
- уточнить знания об особенностях предложного падежа;
- отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
- познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
- развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные задачи урока:
- расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданско-патриотические качества личности.
Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
- таблица вопросов, предлогов и окончаний предложного падежа;
- алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
- карточки и перфокарты для индивидуальной работы;
- магнитофон; фонограмма песни “Течёт река Волга”.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Подготовка к восприятию.
- Работа нам предстоит сегодня большая, сложная, но интересная. Мы заглянем с вами не только в тайны русского языка, но и узнаем много нового о природе нашей страны, её богатствах. А сейчас подготовим глазки к работе.
2. Гимнастика для глаз.
II. Каллиграфическая минутка
Ученики работают по индивидуальным карточкам (Приложение1). Учитель контролирует работу учащихся, отмечает лучшие работы скрипичным ключом.
III. Словарно-орфографическая работа (Приложение 2).
1. Предъявление слова.
- Какие слова были использованы для каллиграфической минутки?
- Что означают эти слова?
- Что такое горизонт?
Где небо сходится с землёй,
Туда отправимся с тобой.
Узнаем, в чём же тут секрет,
Идём за ним мы долго вслед.
2. Работа над слуховым образом слова.
- Произнесите это слово орфоэпически.
- Разделите его на слоги.
- Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.
- Определите “опасные места”.
3. Запись слова с “окошком”.
4. Нахождение нужных букв.
- На греческом “ороз” означает “предел”, а “оризо” - “ограничиваю”.
Учитель вывешивает карточку с данными словами.
- Кто догадался, какие непроверяемые безударные гласные пишутся в слове горизонт?
5. Вставка букв.
6. Проговаривание слова орфографически.
7. Работа над зрительным образом слова.
На горизонте видим лес.
На горизонте видим горы.
Равнины там и плоскогорья.
Гляди, как много всем раздолья!
- Подберите слова-ключики для запоминания букв О, И.
8. Подбор однокоренных слов.
- Какой частью речи является слово “горизонт”?
- Подберите однокоренное прилагательное, наречие. Запишите эти слова. Выделите орфограммы для запоминания. Обозначьте корень. Как напишите наречие?
Проверка:
- Какой корень выделили?
- Какие безударные гласные в корне нужно запомнить?
9. Работа над употреблением слова.
- Ребята, есть такие выражения “появился на горизонте” и “исчез с горизонта”. Что они означают?
- Это прямое значение слова или переносное?
- В переносном значении “исчезнуть с горизонта” - давно не появляться где-то. Соответственно “появиться на горизонте” - появиться после долгого отсутствия.
10. Домашнее задание.
- Дома составьте и запишите 3 словосочетания и предложение с одним из них. Может кто-то подберёт новые слова-ключики.
IV. Определение темы, целеполагание
Учитель вывешивает карточку с выражениями: появился на горизонт_, исчез с горизонта.
- Определите падеж слова “горизонт” в данных словосочетаниях.
- Почему я не написала окончание в слове “горизонт” в первом словосочетании?
(Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у существительных в предложном падеже)
- Какова же тема нашего урока?
(Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже)
- Чтобы приступить к изучению темы, что нужно повторить? (Вопросы и предлоги предложного падежа)
- Что нового мы сегодня узнаем на уроке? (Какие окончания пишутся у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в предложном падеже)
- Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже)
V. Актуализация опорных знаний
- Итак, на какие вопросы отвечают существительные в П.п., и с какими предлогами употребляются?
Учитель открывает карточку:
Предложный падеж О ком? О чём? о, об, в, во, на, при (Второстепенный член предложения) |
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и определите падеж имён существительных. Как будете определять падеж?
На доске запись:
- купались в рек…
- построен на Волг…
- возвышается на холм…
- построили в город…
- расположен на Об…
- живём в Сибир…
Ученики читают словосочетания и определяют падеж имён существительных, учитель записывает
VI. Изучение новых знаний и способов действий
- Какая часть слова пропущена в словах?
- Все ли окончания требуют проверки? Какие окончания не требуют проверки?
- Определите, в каких словах ударные окончания и вставим их.
Дети называют слова с ударными окончаниями, учитель вписывает их.
- А что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания?
Ученики называют алгоритм, а учитель открывает карточки, заранее прикреплённые к доске обратной стороной.
|
|
|
- Падеж мы определили. Теперь определим склонение. Называйте начальную форму и склонение.
- Как теперь будем определять окончания?
(По существительному с ударным окончанием того же падежа и склонения.) Ученики объясняют написание безударных окончаний, а учитель вписывает их в слова на доске.
- Сделаем вывод, какие же окончания пишутся у существительных в П.п.?
- Откройте учебники на с. 111 и проверьте, совпадает ли наш вывод с выводом учебника. Правильный вывод мы сделали?
VII. Первичная проверка понимания
1. Работа над развитием речи.
- А теперь составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.
После выполнения задания некоторые ученики зачитывают свои предложения. Учитель делает небольшие сообщения.
(Волга – крупнейшая река в Европе. Древнее название Ра, в средние века Итиль. На Волге построены города – Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань).
(Обь – крупнейшая река в Западной Сибири. На Оби построены города – Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Салехард).
- Какая река протекает в нашем городе и куда она впадает?
2. Работа с учебником.
- Много в нашей стране рек, много городов. О некоторых из них мы узнаем из упражнения 214.
Ученики читают текст упражнения, рассказывают, что нового узнали.
- Прочитайте самостоятельно задание к упражнению и сформулируйте задание.
Ученики выполняют упражнение с комментированием.
Итог:
- Какое окончание имеют в П.п. существительные 1-го и 2-го склонения?
- А какое окончание у существительных 3-го склонения?
3. Физкультминутка
- Вы хорошо потрудились. Теперь немножко подвигаемся. Я буду называть существительные в П.п. Если в слове необходимо написать окончание И – вы хлопните в ладоши. Если окончание Е – присядете.
- На Агане, о Лене, в Астрахани, на причале, на пристани, на пароходе, на лодке, в Казани, на Амуре, на Оке, в Тюмени
- Молодцы! Справились с заданием.
VIII. Закрепление знаний и способов действий
- А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно. Задания у вас на карточках.
- Прочитайте задания. У кого есть вопросы? Приступаем к работе.
4 ученика (сильные) выполняют задание по индивидуальным карточкам, затем взаимопроверка и оценивание. (Приложение 3)
1 ученик работает с обратной стороны доски.
За доской: В зеркальной глади Байкала3 отражаются могучие сосны4. (3 – разобрать слово как часть речи; 4 – разобрать предложение по членам предложения, составить схему предложения).
1 ученик (слабый) работает у доски под контролем учителя. (Приложение 3)
Учащиеся выполняют задания. Звучит фонограмма песни “Течёт река Волга”.
Проверка.
- Проверка работы по перфокартам: самопроверка (правильные ответы за доской)
- Работа по карточкам: взаимопроверка по образцу на обратной стороне карточки.
- Проверка индивидуальной работы у доски. Ученик объясняет.
- Есть ли замечания? Какие?
IX. Обобщение и систематизация знаний
- Что узнали сегодня на уроке?
- Так какое же окончание нужно написать у существительного в словосочетании появился на горизонте и почему?
X. Контроль и самопроверка знаний
1. Тест “Проверь себя”
Учитель читает утверждения. Если ученик согласен с утверждением учителя, он пишет в тетради слово “да”, если не согласен – слово “нет”.
2. Самопроверка
Самопроверка проводится по “ключу”, записанному с обратной стороны доски.
XI. Подведение итогов урока
- Какую задачу мы ставили перед собой?
- Как удалось справиться с этой задачей? Оцените свою работу на уроке.
Затем учитель даёт анализ и оценку успешности достижений учащихся.
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Дома вы выполните упражнение 218 на с.112. Прочитайте задание. У кого есть вопросы?
XIII. Рефлексия
- Что ещё мы узнали на уроке? О чём были все наши задания?
- Ребята, когда вы работали самостоятельно, звучала мелодия. Это музыка известной песни “Течёт река Волга”. В ней есть замечательные слова:
Из далека долго, течёт река Волга.
Течёт река Волга, конца и края нет.
Среди снегов белых, среди хлебов спелых
Течёт моя Волга, а мне 17 лет.
- Волга – великая русская река. Но наша страна богата не только реками, но и озёрами, лесами, полезными ископаемыми. А самое главное её богатство – это люди.
- Вы, ребята, - её маленькие граждане, её будущее. Вы должны любить свою страну, гордиться ею, вместе с ней переживать горе и радости, стараться сделать её сильной и богатой.
- Что вы можете сказать об уроке, поделитесь своими мыслями.
Формулируя свои высказывания, дети пользуются памяткой. (Приложение 4)
- Наш урок окончен. Большое вам спасибо за работу.
Литература
- Русский язык: учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.: В 2 ч. Ч. 1, / Т. Г. Рамзаева. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
- Быстрова Е. А. и др. Краткий орфографический словарь русского языка. – СПб.: Отд-ние изд-ва “Просвещение”, 1992.
- Волина В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
- Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: ЗАО Славянский дом книги, 1998.