Цели урока:
- формировать представления учащихся об особенностях хвойных и цветковых растений;
- учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений;
- развивать любознательность, наблюдательность, память;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: гербарий, карточки с названиями групп, плоды растений.
Ход урока
1. Проверка домашней работы.
На доске карточки со словами (перевернутые).
Учитель открывает первую карточку.
ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
Учитель. На какие царства ученые делят живую природу?
Дети. Растения. Животные. Грибы. Бактерии. (Учитель открывает карточки)
Учитель. В царстве растений ученые насчитывают около пятисот тысяч видов. В какие классы, или группы, объединены все виды растений в зависимости от их строения?
Дети. Все растения объединены в такие группы: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.
(Учитель на доске открывает карточки с названием групп и помещает их от слова «РАСТЕНИЯ»)
- Водоросли
- Лишайники
- Мхи
- Папоротники
- Хвойные и цветковые растения
Учитель. Возьмите листы из гербария с представителями этих групп и прикрепите около названия (дети берут гербарные листы и на магнитах прикрепляют их против названия).
Учитель. Что отличает этих групп от других растений?
Дети. У представителей этих групп не бывает цветков. Эти растения размножаются спорами.
Учитель. Расскажите об особенностях каждой группы.
Ученик 1. Водоросли – древнейшие растения. Они появились в воде, а сейчас их можно встретить и в горах, и в пустынях. Эти растения без стебля, корня, листьев и цветков.
Ученик 2. Лишайники очень разнообразны по цвету: серые, зелёные, чёрные, желтые, оранжевые. В них живут два организма: и гриб, и водоросль. Как и у водорослей у них нет стеблей, корней, листьев и цветков. Лишайники могут жить сотни, а иногда и тысячи лет. Растут они очень медленно: за год не более чем на 8 мм.
Ученик 3. Мхи можно встретить везде. У них нет настоящих корней и цветков. Болотный мох – сфагнум – хороший перевязочный материал.
Ученик 4. Папоротники имеют корень, стебель, листья. Громадные папоротники образовывали леса среди болот в теплых краях. Потом эти леса погибли. А через многие миллионы лет из этих залежей деревьев образовался каменный уголь. Его используют как топливо.
2. Изучение нового.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим на уроке о хвойных и лиственных растениях.
(на доске листы из коллекции с хвойными и лиственными растениями)
Учитель. По каким признакам вы можете определить хвойные растения?
Ученик. У хвойных растений листья – хвоинки.
Учитель. Но есть еще один признак, по которому можно определить хвойное растение. Откройте учебник стр. 137 первый абзац (сверху) – зачитать. Назовите хвойные растения.
Ученики. Ель, сосна, пихта, можжевельник, кедр, лиственница.
3. Физкультминута.
Физорг класса проводит под музыку несколько упражнений.
4. Учитель. В названии другой группы – цветковые растения – спрятана их особенность. Какая?
Ученик. Кроме корня, стебля и листьев у них есть цветок. Из него развивается плод с семенами.
Учитель. Цветковые растения очень многочисленны и разнообразны. Назовите их.
(На доске гербарные представители деревьев, трав, кустарников). Учебник стр. 138. Прочитать вопрос и дать ответ.
Учитель. Почему так красивы цветки и почему они так пахнут?
Ученики. Чтобы привлечь насекомых, которые помогают опылять растения. Если растения обменялись пыльцой, тогда образуется плод.
Учитель. Итак, вы увидели на рисунке (стр. 138 сверху), что на месте цветка образуется плод. Плоды цветковых растений бывают сочные и сухие. Попробуйте их сгруппировать.
Ученик выходит к столу и распределяет плоды (яблоко, ягода рябины, орех, семечко) на сухие и сочные.
Учитель. Мы с вами были на экскурсии и рассматривали деревья, кусты, травы. Я срезала веточки. Определите их названия (под музыку «Звуки леса» выходят дети с веточками и называют растения).
Учитель. А теперь выйдут ребята, у которых веточки хвойных растений. А за ними ребята, у которых веточки цветочных растений.
5. Итог урока.
Как будем отличать цветочные растения от хвойных? (по листьям, стволу, цветкам, плодам).
На дом. Стр. 139 вопрос №3. (сообщение о лесах нашего края) + кроссворд в рабочей тетради.