Математика в 6-м классе по теме "Деление обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  1. Отработка навыков умножения и деления обыкновенных дробей; обобщение и систематизация знаний по теме.
  2. Развитие интеллектуальной сферы, самостоятельности учащихся; расширение знаний учеников об окружающей природе.
  3. Воспитание познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативной компетентности.

Оборудование: карточки, рисунки, плакаты.

«Математика... выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного.»
Аристотель.

« Великая книга природы написана математическими символами.»
Г. Галилей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Логическое упражнение.

Назовите лишнее слово:

Сумма, разность, множитель, частное.

Повторить название компонентов при умножении и делении.

Игра «Математические карты».

Работа в группах. Класс разбивается на 6 команд по 4-5 человек. Поочередно дети дают ответы на вопросы, записанные в карточках:

Как умножить обыкновенные дроби? Как умножить смешанные числа? Какие числа называются взаимно обратными? Как умножить дробь на натуральное число?
Как разделить дробь на дробь? Сформулировать признак делимости чисел на 2. Сформулировать признак делимости чисел на 3. Сформулировать признак делимости чисел на 5.
Сформулировать признак делимости чисел на 10 Сформулировать признак делимости чисел на 9. Как перевести смешанное число в неправильную дробь? Как выделить целую часть из неправильной дроби?
Как умножить дробь на смешанное число? Как найти дробь от числа? Назвать число, обратное 0. Назвать число, обратное 1.

III. Актуализация знаний.

Устные упражнения. Найдите ошибку.

Повторение формул, которые требуются при решении задач

IV. Физкульминута.

V. Отработка навыков умножения и деления обыкновенных дробей.

«…И я увижу и открою
Цветочный мир, цветочный путь, -
О, если бы и вы со мною
Могли туда перешагнуть.»

В. Ходасевич.

Сегодня мы с вами, ребята, посетим волшебный мир цветов – нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый, он таинственный и чудесный. Мы познакомимся с прекрасными мифами и легендами, которые сложили в честь некоторых цветов.

Выполнив задания к карточкам 1-3, вы узнаете названия этих цветов. (Работа в парах.)

Карточка 1

Задания к карточке 1:

4. Найдите площадь квадрата, если длина его стороны

5. Решите уравнение:

 

7. Расстояние между двумя городами 210 км. Поезд прошел это расстояние за

Какова скорость поезда?

На доске появляется слово «Гиацинт».

Детям демонстрируется рисунок с этим цветком и далее сообщается, что название цветка по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте.

Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и Аполлон.

Часто навещали они своего друга и проводили с ним время, то охотясь в густых лесах, то развлекаясь спортом, в котором спартанцы были очень ловки и искусны.

Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно – Гиацинт ни в чем не уступал богу. Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о нем вечно жила среди людей.

Если смотреть на растение сбоку, то каждый его цветок напоминает две греческие буквы – эпсилон (с которого начинается греческое имя Гиацинт) и перевернутую альфу – где как бы слились первые буквы имен Гиацинта и Аполлона. Вот такая красивая и печальная легенда.

А теперь познакомимся еще с одной легендой, для этого решим следующие задания.

Карточка 2

Задания к карточке 2:

4. Какое расстояние пройдет автомобиль за если его скорость 48 км\ч?

5. Решите уравнение:

7. На сколько кусков можно разрезать лист фанеры площадью, если площадь каждого из кусков должна быть

В результате работы на доске записывается название следующего цветка: «Нарцисс».

Детям демонстрируется рисунок с этого цветка.

Нарцисс – цветок редкой красоты, он зацветает в марте-апреле, раньше многих других растений и имеет резкий запах. Недаром название цветка произошло от греческого слова «наркао», то есть «одурманивающий».

Древние греки создали о нарциссе множество мифов.

В самой распространенной легенде красивый юноша Нарцисс отверг любовь нимфы, которая от безнадежной любви иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятье: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».

В жаркий полдень истомленный зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждый день он приходил к ручью, погружая свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел. Но все было тщетно.

Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели последний раз, вырос белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии украшают свои головы венками из нарциссов.

Нарцисс часто служит нарицательным именем для самовлюбленных людей.

Карточка 3

Задания к карточке 3:

4. Скорость пешехода Какое расстояние он пройдет за

5. Решите уравнение:

8. В классе 12 мальчиков. Это составляет всех учащихся класса. Сколько в классе учеников?

Название следующего цветка – кувшинка. На рисунке изображен этот цветок. Кувшинка белоснежная – один из самых крупных цветов. Ее бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Когда солнце заходит, цветы кувшинок закрываются и бутоны опускаются в воду, до следующего дня. Когда-то существовало такое поверье: кувшинки ночью спускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок. А с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы. В древности кувшинку даже называли русалочий цветок. Может поэтому ботаники и дали название кувшинке «нимфея кандида», что в переводе означает «нимфа белая» (нимфа – русалка).

В Древней Греции цветок считался символом красоты и красноречия.

Могущественным растением, а не только прекрасным цветком считалась белая лилия и у славянских народов. Они называли ее «одолень-трава», верили, что она излечивает от многих болезней, оберегает от многих бед. Существовало даже поверье: «Кто найдет одолень-траву, тот вельми талант обрящет.. В пути, где ни пойдет, много добра обрящет и одолеет злую силу и недуги».

А теперь, ребята, считайте, что вы нашли одолень-траву, обрели талант в решении математических заданий и попробуйте вычислить значение этого выражения.

VI. Итог урока. Интерактивная доска.

  • Хочу спросить …
  • Для меня трудным было ……
  • Хочу предложить ….
  • Мне понравилось ….

Домашнее задание: тест.