Цель урока: Повторить основные этапы правления Пётра I и Екатерины II.
Задачи урока:
- Учить детей самостоятельно находить необходимый учебный материал, готовить мини-сообщения.
- Пополнять словарный запас учащихся.
- Развивать мышление и речь.
- Способствовать повышению познавательного интереса учащихся к истории.
- Формировать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Оборудование:
- изображение лестницы;
- карточки с фактами для работы в парах;
- медали “Знаток истории”;
- жетоны (красный, зеленый, синий) для каждого ученика;
- урна для голосования.
1.Организационный момент. (при подготовке к уроку ученик и ученица из класса учат диалог и преображаются в “Екатерину II” и “Пётра I”.
Входят “Екатерина II” и “Пётр I”.
Пётр I-Вот уж не предвидел я, государыня, таких последствий.
Екатерина II- А чем, Вы, батюшка, не довольны? Россия в годы моего правления процветала. Не зря же меня Екатериной Великой называют.
Пётр I-Ну уж нет, это мне, Петру Великому по всей Руси памятники воздвигнуты!
Екатерина II-Да если б не я, имя Ваше потомкам не известно было б. Кстати сказать, и памятник Вам первый в Петербурге по моему приказу воздвигнут.
Учитель- Остановитесь, пожалуйста, не спорьте. Осмотритесь. Вы попали в 21 век, на урок истории в 4 класс. А тема вам посвящается. Мы поможем разобраться, кто же из вас достоин носить имя великого государя. Екатерина II или Пётр I?
Екатерина II – Странно тут у вас, но разобраться хочется, останусь. Послушаю.
Пётр I – А мне, нравится. Жизнь кипит. Народ работящий. Задержусь, полюбопытствую.
2. Знакомство с темой урока.
Учитель – В жизни российского общества в 18 веке произошли значительные перемены. Россия стала могущественной державой. Сократилась отставание от других стран Западной Европы, повысился её культурный уровень.
Эти перемены связаны с именами великих императоров.
На сегодняшнем уроке мы повторим основные этапы правления Екатерины II и Пётра I, поможем разрешить их спор. Но не подобает государям о победах и промахах рассказывать. Поможет им в этом высший орган исполнительной власти. Какое название он имел?
Ученики – Сенат.
Учитель – Вам, Екатерина II или Пётр I, нужно выбрать из ребят по 5 человек, которые будут выступать от вашего имени.
Пока Екатерина II или Пётр I заняты делом, мы повторим изученный материал с помощью теста: “Самое первое в российском государстве”.
Тест.
1. Первым русским царём был:
Иван III
Василий III
Иван IV
2. Кто является основателем Москвы:
Владимир Мономах
Юрий Долгорукий
Ярослав Мудрый
3. Назовите первую башню Московского Кремля:
Спасская
Царская
Тайницкая
4. Первые копейки были отчеканены по приказу:
Ивана Грозного
Дмитрия Донского
Ярослава Мудрого
5. Первая печатная книга называлась:
“Апостол”
“Домострой”
“Куранты”
Проверка – Учитель называет правильные ответы.
Ученики проверяют свою работу и ставят оценку.
4. Подготовка к диспуту. (Обращается к Екатерине II и Пётру I)
Учитель – Я прошу зачитать списки тех ребят, которые займут места рядом с вами.
Задача сената состоит в том, чтобы назвать как можно больше достоинств, великих дел, совершенных Петром I или Екатериной II.
Ответы должны быть полными, четкими. Лучшим будет вручен орден “Знаток истории”. Через 10 мин вам нужно будет дать ответ.
5. Работа с классом.
Учитель – Роль Екатерины II и Петра I бесспорно велика, но почему именно эти имена так часто мы повторяем?
Как они смогли добиться такой славы?
1) Каковы были их характеры?
2) Отношение к дворянству и к крестьянству?
3) О чём говорит объявление в газете того времени?
– Продается 4-х местная карета на рессорах и девка 18 лет
– Продается вятский жеребец, ткач 35 лет с женой и дочерью.
(Помещичья власть над крестьянами была безгранична)
Крепостное право – вот та единственная отрицательная сторона, которая была в правлении этих императоров.
6. Диспут
Учитель- Что же скажут в свою защиту императоры.
Если ответ убедительный, то император поднимается на одну ступеньку.
(выступление учеников по очереди, “Екатерина II” и “Пётр I” передвигают свои портреты по ступенькам)
Займите свои места. (Ученики по очереди приводят аргументы в защиту того или иного императора.)
Учитель- Оказались на равных ступеньках, но окончательный итог подведем в конце урока.
7. Работа в парах.
Учитель- Во время подготовки вы нашли много интересного материала. Давайте удивим правителей знанием подробностей их правления.
(Учитель показывает факт, относящийся к Екатерине II или Петру I.
Ученики, посовещавшись в парах, предлагают свой ответ.)
1) Три камня.
2) Бумажные деньги.
3) “Потешные полки”
4) “Потёмкинские деревни”.
5) “Медный всадник”.
8. Итог урока.
Учитель- Подведём итог сегодняшнего урока.
Сейчас люди много спорят о прошлом России, но ещё больше – о её настоящем и будущем.
Меняются правители, но цель у всех одна: видеть Россию могучей и процветающей Державой.
Меняются указы, принимаются законы.
12 декабря в 1993 году Всенародным референдумом была принята новая Конституция.
В ней закреплены основные права человека. Главой государства выбран президент, наделённый очень большими полномочиями.
Сменилась форма правления. Во времена Екатерины II и Пётра I существовала монархия (власть передавалась по наследству), а сейчас главу государства выбирает народ.
Все мы имеем право на свободу мнения и свободу выбора.
Давайте воспользуемся этими правами и проголосуем.
Если вы считаете, что Екатерина II сделала для России больше, чем Петр I -положите синий жетон в урну для голосования, если наоборот – зелёный. Если у вас другое мнение – положите красный.
Пока проходит голосование и подсчёт, давайте отметим тех учеников, кто отлично работал на уроке. (Награждаются медалью – “Знаток истории”)
Объявление итогов: Так же как и у вас, мнения расходятся и у историков. Тем не менее, в правление именно этих императоров возрос авторитет России в мире. И мы должны помнить об этом.