Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цель урока: Повторить основные этапы правления Пётра I и Екатерины II.

Задачи урока:

  1. Учить детей самостоятельно находить необходимый учебный материал, готовить мини-сообщения.
  2. Пополнять словарный запас учащихся.
  3. Развивать мышление и речь.
  4. Способствовать повышению познавательного интереса учащихся к истории.
  5. Формировать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

Оборудование:

  • изображение лестницы;
  • карточки с фактами для работы в парах;
  • медали “Знаток истории”;
  • жетоны (красный, зеленый, синий) для каждого ученика;
  • урна для голосования.

1.Организационный момент. (при подготовке к уроку ученик и ученица из класса учат диалог и преображаются в “Екатерину II” и “Пётра I”.

Входят “Екатерина II” и “Пётр I”.

Пётр I-Вот уж не предвидел я, государыня, таких последствий.

Екатерина II- А чем, Вы, батюшка, не довольны? Россия в годы моего правления процветала. Не зря же меня Екатериной Великой называют.

Пётр I-Ну уж нет, это мне, Петру Великому по всей Руси памятники воздвигнуты!

Екатерина II-Да если б не я, имя Ваше потомкам не известно было б. Кстати сказать, и памятник Вам первый в Петербурге по моему приказу воздвигнут.

Учитель- Остановитесь, пожалуйста, не спорьте. Осмотритесь. Вы попали в 21 век, на урок истории в 4 класс. А тема вам посвящается. Мы поможем разобраться, кто же из вас достоин носить имя великого государя. Екатерина II или Пётр I?

Екатерина II – Странно тут у вас, но разобраться хочется, останусь. Послушаю.

Пётр I – А мне, нравится. Жизнь кипит. Народ работящий. Задержусь, полюбопытствую.

2. Знакомство с темой урока.

Учитель – В жизни российского общества в 18 веке произошли значительные перемены. Россия стала могущественной державой. Сократилась отставание от других стран Западной Европы, повысился её культурный уровень.

Эти перемены связаны с именами великих императоров.

На сегодняшнем уроке мы повторим основные этапы правления Екатерины II и Пётра I, поможем разрешить их спор. Но не подобает государям о победах и промахах рассказывать. Поможет им в этом высший орган исполнительной власти. Какое название он имел?

Ученики – Сенат.

Учитель – Вам, Екатерина II или Пётр I, нужно выбрать из ребят по 5 человек, которые будут выступать от вашего имени.

Пока Екатерина II или Пётр I заняты делом, мы повторим изученный материал с помощью теста: “Самое первое в российском государстве”.

Тест.

1. Первым русским царём был:

Иван III

Василий III

Иван IV

2. Кто является основателем Москвы:

Владимир Мономах

Юрий Долгорукий

Ярослав Мудрый

3. Назовите первую башню Московского Кремля:

Спасская

Царская

Тайницкая

4. Первые копейки были отчеканены по приказу:

Ивана Грозного

Дмитрия Донского

Ярослава Мудрого

5. Первая печатная книга называлась:

“Апостол”

“Домострой”

“Куранты”

Проверка – Учитель называет правильные ответы.

Ученики проверяют свою работу и ставят оценку.

4. Подготовка к диспуту. (Обращается к Екатерине II и Пётру I)

Учитель – Я прошу зачитать списки тех ребят, которые займут места рядом с вами.

Задача сената состоит в том, чтобы назвать как можно больше достоинств, великих дел, совершенных Петром I или Екатериной II.

Ответы должны быть полными, четкими. Лучшим будет вручен орден “Знаток истории”. Через 10 мин вам нужно будет дать ответ.

5. Работа с классом.

Учитель – Роль Екатерины II и Петра I бесспорно велика, но почему именно эти имена так часто мы повторяем?

Как они смогли добиться такой славы?

1) Каковы были их характеры?

2) Отношение к дворянству и к крестьянству?

3) О чём говорит объявление в газете того времени?

– Продается 4-х местная карета на рессорах и девка 18 лет

– Продается вятский жеребец, ткач 35 лет с женой и дочерью.

(Помещичья власть над крестьянами была безгранична)

Крепостное право – вот та единственная отрицательная сторона, которая была в правлении этих императоров.

6. Диспут

Учитель- Что же скажут в свою защиту императоры.

Если ответ убедительный, то император поднимается на одну ступеньку.

(выступление учеников по очереди, “Екатерина II” и “Пётр I” передвигают свои портреты по ступенькам)

Займите свои места. (Ученики по очереди приводят аргументы в защиту того или иного императора.)

Учитель- Оказались на равных ступеньках, но окончательный итог подведем в конце урока.

7. Работа в парах.

Учитель- Во время подготовки вы нашли много интересного материала. Давайте удивим правителей знанием подробностей их правления.

(Учитель показывает факт, относящийся к Екатерине II или Петру I.

Ученики, посовещавшись в парах, предлагают свой ответ.)

1) Три камня.

2) Бумажные деньги.

3) “Потешные полки”

4) “Потёмкинские деревни”.

5) “Медный всадник”.

8. Итог урока.

Учитель- Подведём итог сегодняшнего урока.

Сейчас люди много спорят о прошлом России, но ещё больше – о её настоящем и будущем.

Меняются правители, но цель у всех одна: видеть Россию могучей и процветающей Державой.

Меняются указы, принимаются законы.

12 декабря в 1993 году Всенародным референдумом была принята новая Конституция.

В ней закреплены основные права человека. Главой государства выбран президент, наделённый очень большими полномочиями.

Сменилась форма правления. Во времена Екатерины II и Пётра I существовала монархия (власть передавалась по наследству), а сейчас главу государства выбирает народ.

Все мы имеем право на свободу мнения и свободу выбора.

Давайте воспользуемся этими правами и проголосуем.

Если вы считаете, что Екатерина II сделала для России больше, чем Петр I -положите синий жетон в урну для голосования, если наоборот – зелёный. Если у вас другое мнение – положите красный.

Пока проходит голосование и подсчёт, давайте отметим тех учеников, кто отлично работал на уроке. (Награждаются медалью – “Знаток истории”)

Объявление итогов: Так же как и у вас, мнения расходятся и у историков. Тем не менее, в правление именно этих императоров возрос авторитет России в мире. И мы должны помнить об этом.