Уроки литературного краеведения в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал “первых лет уроки”. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природ, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, развивается творческая мысль, воспитывается активный читатель – книголюб.

В нашем округе в начальных классах проводятся уроки литературного краеведения по программе Фёдоровой Л.В. (“Наша Родина – Ямал”. Учебная программа. Региональный компонент.) Чтобы добиться наилучшего успеха,

подхожу к занятиям творчески, использую нестандартные формы работы: выходим за пределы нашей комнаты, совершаем экскурсии в районный краеведческий музей, в краеведческий музей Дома творчества детей и юношества, экскурсии в тундру, провожу уроки-встречи с известными людьми поселка, ведём с ребятами активный поиск по следам давно минувших дней, переписываемся и встречаемся со старожилами, свидетелями знаменательных событий. Всё это в сочетании со словами писателя, с книгой делает предмет живым, интересным, увлекательным. Программа каждого плана начинается с первоосновы литературы – фольклора. Хочу привести пример урока литературного краеведения во 2 классе на тему: “Устное народное творчество. Ненецкие сказки”.

Урок литературного краеведения.

Цели:

  1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством ненецкого народа.
  2. Развивать культуру чтения: правильность, сознательность, выразительность.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к родной земле и к маме.

Оборудование:

  • карта ЯНАО,
  • картины с изображением тундры в разные времена года,
  • видео- и аудиозапись,
  • таблицы со словами.

Ход урока

1. Вступительная часть. Сообщение темы и цели урока.

Вы на карту посмотрите,
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем!

- Как называется наш округ?

- Почему так? (Находится на полуострове Ямал, коренная национальность ненцы, самостоятельный.)

- Как называется центральный город нашего округа?

Главный город на Ямале
Ты судьбе, конечно, рад!
Обелиск стоит, чтоб знали
Не простой ты, Салехард!

Это единственный город на земле, который стоит на Полярном круге. Это мой любимый город, я в нём родилась и выросла. Для многих из вас Ямал стал местом рождения, все мы живем здесь, поэтому здесь наша Родина, наш Тазовский район, наш посёлок Тазовский.

Местные коренные жители - ненцы. Что значит в переводе на русский язык слово “ненец”?

Да, правильно, человек. Ненцы с большой любовью относятся к природе, они глубоко чувствуют силу, могущество и красоту родной тундры. Они очень гостеприимны, трудолюбивы. Искусство ненцев представлено богатым фольклорным наследием, особенно сказками (вадако) и сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ним.

А для этого отправимся куда?

Она, как оленья шкура,
От моря до моря лежит.
То рыжей, то белой,
То зеленой становится.

Правильно, в тундру. Какая сейчас тундра? Почему? Поедем мы знакомиться с ненецким народным творчеством. А в тундру на чём можно поехать? Да и дороги мы не знаем, кто нам её окажет?

В ночь беззвёздную до чума,
Кто добраться нам поможет?
Кто разыщет путь по ветру
Если в тундре бездорожье?

Будем на оленьих упряжках пережать от стойбища к стойбищу и знакомиться с ненецким устным народным творчеством.

На что мы сядем? (На нарты.)

- А что это такое? (Нарты – это сани, лёгкие, длиной до2 метров. Сделаны из ели или березы, с помощью одного ножа, без гвоздей. К планке, скрепляющей полозья, привязан ремень, которым к нарте подпрягают собаку, оленя.)

Что такое стойбище? (Это поселение кочевых народов Севера).

- Чем погонять оленей? (Хореем).

Поедем на нескольких упряжках. В тундре холодно, мороз, сильный ветер, чтобы не потеряться, не замёрзнуть, надо быть дружными, помогать друг другу во всём.

Первое задание такое: ответьте на вопросы:

- Почему у оленя густая шерсть?

- Зачем нужны рога оленю?

- Зачем нужны раздвоенные копыта?

- Что вы знаете о чутье оленя?

- Какую пользу приносит олень?

Чем питается? Что такое чум?

- Почему ненцы выбрали себе именно такой дом?

- Что такое нарты? Что такое хорей? Какие жанры устного народного творчества знаете?

2. Прибыли в стойбище № 1.

Задание: прочитать начало приметы, а вторую часть вспомнить самим.

1). Если в дом придёт чужая блудная собака (к добру, к счастью).

2). Если в доме злые собаки (люди там не уживчивые).

3). Не берите собаку бесплатно (она на новом месте не приживётся).

4). Нельзя собаку вечером звать по кличке (воры придут).

5). Собака воет, подняв голову кверху – (будет пожар, несчастье).

Почему столько примет у ненцев связано с собакой?

(Собака для ненца – друг, помощник. Об этом мы узнали из ненецкой сказки “Собака и человек”.

Физминутка.

3. Прибыли в стойбище № 2.

Задание: отгадать загадку (хобцоко, т.е. то, что найдено).

1). Что жирнее всех? (Земля).

2). В безбрежном море щепка плавает. (Луна).

3) Не… сосчитать… что? (Звёзды).

4). Становятся на своё весеннее чумовище. (Рога оленя).

5). Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный. (Хорей).

6). В одном гнезде четыре яйца, и в каждом яйце по семь птенцов. (Четыре времени года, 7 дней в неделе).

4. Прибыли в стойбище № 3.

Задание: прочитать и объяснить смысл пословиц.

1). Куда мышь бежит, туда и песец стремится.

2). У зазнавшегося человека нос хореем не достанешь.

3). Лентяй усталости не знает.

4). Не оставляй на завтра сегодняшнее дело.

5). Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

В пословицах и поговорках обобщен опыт народа.

5. Прибыли в стойбище № 5.

Здесь рассказывают сказки (вадако). Что знаете о сказках ненецкого народа?

Бывают сказки бытовые, о животных, волшебные. В сказках объясняются явления животного мира. Сейчас каждая группа инсценирует подготовленную сказку, а остальные ребята вспомнят её название и ответят на вопросы:

- Какое явление животного мира объясняется в сказке?

- Чему учит эта сказка?

1. “Мышонок и оленёнок”.

1). Олень с мышонком не дружат.

2). Находчивость, сообразительность Мышонка. Это важнее, чем сила оленя.

2. “Чёрный и белый”.

- Белый медведь на льдине живёт, а Чёрный, т.е. Бурый на Хемле, в лесу.

- Нужно быть дружными, на Земле всем места хватит.

3. “Почему рыбы живут в воде”.

Сказка объясняет, почему рыбы живут в воде.

- Сынок очень любил свою мать Рыбку и поэтому не послушал Ворону, спас её мать.

4. “Снегирь и мышонок”.

Снегирь ищет пищу на снегу. Мышь в чуме.

Нельзя быть жадным.

5. “Сова и Куропатка”.

Сова и Куропатка в тундре живут рядом.

Сова, как и все мамы, очень любила своих деток и не хотела их оставлять.

Кто сочинил все эти сказки? А кто их обработал и пересказал? Что о нём знаете? (И.Истомин).

6. Стойбище № 5.

А здесь нас ждёт сюрприз. Мы познакомимся с ещё одной ненецкой сказкой, которая называется “Кукушка”.

1). Чтение сказки учителем.

- Понравилась сказка?

- Чем понравилась? Почему не понравилась? Что в ней поучительного?

2). Чтение сказки по группам, придумать вопрос товарищам по сказке.

- Почему заболела мать?

- Почему дети не принесли воды матери?

- Кто и когда первым заглянул в чум?

- Какую картину увидел старший сын в чуме?

- Почему мать улетела от детей?

3). Подготовка к чтению сказки по ролям.

Чтение сказки по ролям. Начинает одна группа, продолжают другие.

7. Итог урока.

- Что познавательного о жизни птиц вы узнали из сказки “Кукушка”?

- Чему учит эта сказка?

Ненцы очень доброжелательный народ, гостеприимный. Что узнали вы, побывав сегодня у них в стойбищах?

(Мы узнали пословицы, приметы, загадки, сказки. Как в литературе называется это?)

Устное народное творчество. Да, ненецкий народ знакомил нас со своим творчеством.

- Что особенного вам запомнилось на уроке?

- Какой вывод сделали для себя?

Дома эту сказку расскажите своей маме и пообещайте ей, что вы всегда будете её слушать, жалеть, любить, помогать ей. А в день 8 Марта, который скоро наступит, поздравите свою маму и всех женщин, которых знаете.

Ведь все на свете дети
Называют мамою
Милую, хорошую,
Дорогую самую.

Итак, наш урок закончен, спасибо всем за работу, а гостям за внимание.

Все сказки помещены в литературно-краеведческой хрестоматии для школ ЯНАО. (автор-составитель Фёдорова Лидия Васильевна).