Цели урока:
- закрепить знания по основам технологии WWW, научить работать с браузером;
- освоить технологии поиска информации в глобальной сети Интернет;
- сформировать умение отбирать информацию для решения поставленных задач;
- научиться быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве;
- развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы;
- побудить учащихся взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, тем самым стимулировать интерес учащихся к данной теме и предмету в целом;
- сформировать информационную культуру как новый тип грамотности учащихся;
- активизировать взаимодействия между учащимися, привить навыки групповой работы, сотрудничества.
Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков (целевое применение усвоенного)
Вид урока – обобщающий урок
План урока
Вступительное слово учителя.
1 этап – анкета на Интернет зависимость (3 минуты).
2 этап – организационный (2 минуты).
3 этап – работа в группах , путешествие по Всемирной паутине и оформление результатов поиска в виде текстовых файлов (25 минут).
4 этап – дискуссия “За” и “Против” (10 минут).
Итоги урока. (5 минут).
Вступительное слово учителя:
(В ходе урока используется презентация “Internet”)
Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. У человечества появились фантастические возможности в области коммуникаций. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, а может быть и вообще на другом континенте, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое. Интернет – это нечто революционно новое, что пришло на смену традиционным способам тиражирования и распространения знаний. Интернет – это средоточие прогрессивных идей, свободных от цензуры информационных потоков Некая Мекка свободы слова и интеллекта.
Однако, далеко не всё так просто и радужно, как может показаться на первый взгляд. Глобальное распространение компьютерных сетей несёт в себе ряд проблем, о которых мы мало задумываемся, но о которых следует знать. Интернет – это средство бесконтрольной пропаганды, засиженное любителями порнографии, недоброкачественной рекламы и легкой наживы. Интернет – это информационная помойка. Интернет – это средство зомбирования детей и подростков превращающее их из цветущих "заек" в виртуальных "монстриков" с безумными глазами.
Давайте попытаемся выявить сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки глобального распространения компьютерной сети.
Этап №1:
Сначала я хочу узнать, насколько затронул Интернет нас с вами. Для этого предлагаю вам заполнить анкету- тест, разработанный доктором Янгом в 1996 году, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета (Приложение 1).
Анкетирование проводится для формирования мотивации учащихся на работу. Анкеты анализируются учителем в ходе выполнения учащимися самостоятельной работы по выбранной теме. Интернет зависимым считается человек, положительно ответивший на пять вопросов. Результаты анкетирования заполняются на доске, в заранее подготовленной таблице и используются при подведении итогов урока.
Этап №2
Для проведения занятия разделимся на две команды. Первая – сторонники Internet, вторая – противники. В каждой группы выберите капитанов команд. Распределение по тематикам произведет в группах капитан.
Капитаны получают карточки- задания (Приложения 2).
Этап №3
Участники команд распределяются по компьютерам.
При формировании групп учащиеся свободны в своем выборе. Темы и содержание заданий соответствуют образовательным, развивающим и воспитательным целям урока.
Пользуясь ресурсами Интернет, выполняя задания карточек, готовят аргументы выдвигаемые в защиту интересов своей группы и оформляют их в письменной форме в текстовом редакторе Word.
При выполнении заданий участники знакомятся с технологией поиска информации в сети Интернет, закрепляют навыки работы с обозревателем Internet Explorer, навыки работы в локальной сети, создания и сохранения текстовые документы. Если участник не может самостоятельно справиться с заданием, учитель предлагает ему дополнительные ключевые слова поиска. Если и это не дает результата, ему предлагается воспользоваться ссылками, подготовленными учителем на закладке “Избранные”, здесь используется технология организации и управления, а не прямого обучения.
В ходе выполнения работы и обсуждения ее в группах формируется информационно-коммуникационная компетентность учащихся.
Этап №4
Кульминационный этап урока: анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.
Капитаны команд готовят небольшую (2-4 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.
Выступление капитана команды сторонников.
Выступление капитана команды противников.
В выступления капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Итоги урока
В течение занятия нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Мы выяснили, насколько Интернет затронул нас с вами (оглашаются результаты анкетирования).
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть и относится к ней с долей разумного скептицизма.
Сегодня мы из-за ограниченности времени не смогли рассмотреть все “+” и “-” Интернета. Каждый для себя поставил новые вопросы, которые постарается решить.