Интегрированный урок (чтение + музыка) по теме "Авторская поэзия – обращение к фольклору". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  1. На примере стихотворения С. Чёрного «Колыбельная» выявить связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора (народная колыбельная песня).
  2. Вспомнить жанры устного народного творчества, с которыми дети познакомились ранее; виды и основные признаки различных видов сказки; музыкальные понятия ритм, темп, композитор.
  3. Продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения.
  4. Способствовать развитию эстетических, нравственных качеств у детей (через прослушивание музыкальных произведений, чтение стихотворения).

Оборудование:

  • карточки с названиями жанров УНТ,
  • магнитофон,
  • а/з «Камаринская» русская народная песня,
  • «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»,
  • предметы домашнего обихода, способствующие созданию атмосферы русского быта,
  •  колыбелька,
  • погремушки,
  • бубен,
  • металлофоны.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний учащихся.

беседа (на фоне мелодии «Камаринская»)

Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?

Давайте войдём в него и посмотрим: вот прялка, вот люлька, покрытая лоскутным одеяльцем. Вот рушник, а на нём хлеб да соль. Видно, ждут в теремке гостей и рады им. Только вот кто живёт в теремке, может быть вы, ребята, подскажете?

работа по схеме «Устное народное творчество»

На доску вывешиваются карточки - жанры народного творчества. (УНТ: сказки, считалки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, былины, песни…)

- Над каким жанром мы работали на последнем уроке? Какие виды сказок вы знаете? (Анималистические, бытовые, волшебные и "?", то есть те, о которых мы, может быть, ещё не знаем)

- Назовите основные признаки БЫТОВОЙ сказки (в них описываются жизненные ситуации, быт).

- Что характерно для АНИМАЛИСТИЧЕСКОЙ сказки? (Животным, которые являются героями сказки, приписываются человеческие качества, они разговаривают, совершают хорошие и плохие поступки и т.д.)

- Кто перечислит основные признаки ВОЛШЕБНОЙ сказки?

(Присутствуют волшебство, волшебные числа и предметы).

- Определите карточки с названиями сказок в нужный раздел («Мужик и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Коза-дереза»)

проверка домашнего задания

- Над какой сказкой вы работали дома? («Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

Работа с текстом.

- Дочитаем сказку вслух.

- Поместите карточку с названием сказки в нужную колонку нашей схемы. Все согласны? (Нет!) Почему? (Сказка авторская) Как вы догадались? (Дети перечисляют признаки авторской сказки: есть конкретный автор, в тексте сочетаются такие жанры, как сказка и рассказ, есть юмористический подтекст ситуации, в которые попадают герои, присутствуют подробности, детали и уточнения, образные описания, сложные предложения, прослеживается отношение автора к героям, большое место уделяется описанию чувств и переживаний героев). Кто назовёт автора этой сказки? (Мамин-Сибиряк)

- Почему же многие из вас согласились «поселить» эту сказку в наш теремок? (Авторские и народные сказки часто бывают похожи по сюжету и построению).

3. Постановка учебной задачи.

- Произведения каких жанров могут быть и народными, и авторскими? (Считалки, загадки, потешки, песни…)

- На какие группы мы можем разделить песни, живущие в нашем теремке? (ПЕСНИ: хороводные, плясовые, частушки, застольные, "?")

- А какие же ещё бывают песни? Будем разбираться?

4. Работа над новым материалом.

Выход на понятие «колыбельная песня»

- Какие вы молодцы, как много вы всего рассказали. А теперь вернёмся к нашей сказке. Прочтите, пожалуйста, последнее предложение. (Баю-баю-бай) Почему Мамин-Сибиряк заканчивает свою сказку именно этими словами? (Потому что сказку, обычно, рассказывают на ночь, когда ребёнок засыпает). Автор рассказывал её своей внучке Алёнушке.

- А теперь закройте глазки, опустите головки на парты, расслабьтесь и послушайте ещё раз последнее предложение из этой сказки. (Учитель читает последнее предложение. После небольшой паузы звучит колыбельная песня, которая может быть записана на аудиокассету или исполняться «вживую»).

- Ой, что это? (Колыбельная песня)

-Можно ли поселить колыбельную песню в наш теремок? Если я вас правильно поняла, колыбельная песня–это ещё одна разновидность народной песни? Кто помнит, какой вопрос мы для себя поставили? (Какие же ещё бывают песни?)

Мы ответили на наш вопрос? (Заменить карточку с "?" на карточку с названием «колыбельная»)

Выявление особенностей колыбельной песни

- Как вы догадались, что это именно колыбельная песня? Какой характер у колыбельной песни? (Спокойный, чуть печальный). В каком темпе исполняется колыбельная песня?

(В замедленном, неторопливом). А каким голосом обычно исполняют колыбельную песню? ( Тихим, нежным, ласковым). А кто же поёт нам колыбельную песню таким тихим, нежным, ласковым голосом? (Мама, бабушка…)

Для кого и зачем поётся колыбельная песня? (Для ребёнка, чтобы он успокоился, уснул, спал крепко…)

- Сейчас представим с вами, что в нашей колыбельке засыпает малыш. В каком ритме мы будем качать колыбельку – в резком и быстром или в медленном и плавном?

Постановка проблемного вопроса

- Вспомните, куда мы определили колыбельную песню? (В УНТ)

- А может ли колыбельная песня быть авторской? ("?" на доску)

Вы хотите в этом разобраться? Будем отвечать на этот вопрос?

Доклад учащегося

- Колыбельные песни появились очень, очень давно, может быть, даже раньше, чем сказки. Вначале это были незатейливые попевочки, и, конечно же, авторов не помнит никто. Со временем и слова, и мелодия усложнялись, стали появляться авторы стихотворных текстов и мелодии для колыбельной песни.

Прослушивание авторской колыбельной песни, выявление признаков колыбельной песни

- Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стульчика.

- Сейчас вы прослушаете колыбельную песню композитора Хренникова на стихи Головко «Колыбельная Светланы»

( Звучит колыбельная песня, которая может быть записана на аудиокассету или исполнена учителем)

- Докажите, что я исполнила именно колыбельную песню.

Рассказ учителя

- Напомните мне, пожалуйста, как называют людей, которые пишут музыку?

- Многие композиторы в своих произведениях, таких, как опера или симфония, иногда тоже используют мелодию колыбельных песен. Их колыбельные отличаются более развитой мелодией, усложнённым ритмом и исполняются на различных инструментах. Если народная песня может исполняться без аккомпанемента, постоянно повторяются слова «баю-бай», то в авторских музыкальных произведениях добавляется множество различных инструментов и изменяются слова.

- Одним из таких композиторов был Джордж Гершвин - американский композитор. Его знаменитая колыбельная из оперы «Порги и Бесс», известна во всём мире. Мелодия колыбельной написана на основе крестьянской песни.

Прослушивание мелодии

- Кто может сказать какие инструменты звучали? (Саксофон, флейта, альт…) А почему именно эти инструменты, а не барабаны, например.

Подготовка к первичному восприятию текста

- Вам понравилась мелодия? Не правда ли, она навевает умиротворённость и покой, как в детстве, когда мама пела нам колыбельную песню. Скажу вам по большому секрету: мы, взрослые, часто вспоминаем своё детство, и одним из ярких воспоминаний является мамина колыбельная песня: нежная, добрая. Многие взрослые люди, когда на них накатывают такие воспоминания, даже пишут стихи. С одним из таких стихотворений мы с вами сейчас познакомимся. Может быть, оно не совсем такое, как мамина песня, но всё равно автор Cаша Чёрный - назвал его «Колыбельная».

Работа с учебником

Стр. 39 – первичное восприятие текста

- Всё ли вам понятно? Значение каких слов нужно объяснить?

Словарная работа (если возникает необходимость)

- Почему стихотворение названо «Колыбельная»? Докажите свой ответ.

- Похожа ли эта «Колыбельная» на ту, которую вы прослушали в начале урока? Чем? (Простой текст, повторение, использование слов «Баю-бай», медленный, плавный, спокойный ритм).

- Почему колыбельная так необычно заканчивается?

- Кто исполняет эту колыбельную? (Или маленькая сестричка, или маленький братик для своего братишки).

- Ещё раз скажите, как исполняется колыбельная песня? (Тихо, спокойно, плавно). А как нужно прочесть стихотворение?

Повторное чтение про себя

Чтение вслух по частям

- А теперь прочтём колыбельную Саши Чёрного по частям и послушаем, у кого получится лучше.

- Может быть попробуем спеть эту колыбельную на простой народный мотив? (Учитель начинает петь, дети подпевают). У нас получилось? Кто помнит, какой вопрос мы для себя поставили? ( Может ли колыбельная песня быть авторской?)

- Вы готовы ответить на этот вопрос? (После ответов детей знак "?" убирается с доски).

Исполнение колыбельной песни

- А вы хотите спеть колыбельную песню с инструментами?

Подходит ли для этого бубен? (Ученик делает несколько ударов в бубен) А барабан? А погремушка? (После прослушивания дети дают отрицательный ответ) Почему? (Звуки громкие и резкие) Какой же инструмент нужно выбрать? (Металлофон) Почему? (Этот инструмент звучит мягко, нежно)

- Сейчас мы будем петь колыбельную песню на стихи поэта Саши Чёрного, а (вызываются отдельные дети) попробуют нам аккомпанировать на инструментах. Чтобы остальным ребятам не было обидно, они будут жестами под музыку показывать, как нужно убаюкивать малыша.

(Ребята встают, под звучание колыбельной импровизируют укачивание малыша).

5. Итог урока

- На какой вопрос мы с вами пытались ответить на протяжении нашего урока? (Может ли колыбельная песня быть авторской?)

- Как вы ответите на этот вопрос? (Колыбельная песня может быть не только народной, но и авторской. Авторская поэзия связана с народной, многие авторы в своих произведениях используют произведения народные).

6. Оценивание.

7. Домашнее задание.

Провести расследование: является ли стихотворение А. Барто (стр. 40) колыбельной. Доказать свой ответ.