Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющимся мире, в эпоху информаций, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п.
Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии жизни, быстро ориентироваться, обучаться, точно и грамотно выражать свои мысли и понимать других людей.
В современном обществе появляется необходимость повышения компетентности педагогов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирование у них качеств профессионально значимых для педагогической деятельности. Поэтому решение современных задач всё больше требуют не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий. Для этого необходимо обучаться новым способам общения, направленных на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия.
Таким образом, воспитание и обучение в ДОУ должно быть направлено на всестороннее развитие личности ребенка, в котором педагог совершенствуется сам, улучшая развитие своих воспитанников.
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
При правильной организации и проведения тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше. Давайте же растить профессионалов.
В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата.
Правила тренинга:
1. Общение по принципу «здесь и теперь» - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.
Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.
2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.
4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравиться твоя манера общения» и т.п.
6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.
Комплекс занятий тренинговой программы рассчитан на разные категории: педагогов, сотрудников и родителей в ДОУ.
Число групп определяется в количестве 7-12 человек, возрастной состав не ограничен.
Данное пособие позволяет развить:
- навыки активного слушания
- навыки вербализации
- навыки аргументации
- навыки самопрезентации, самоподачи
- адекватный стиль поведения
- эмпатию
- чувства осознания и принятия себя
- навыки невербального общения
Более целесообразно будет представить план программ тренинга в таблицах:
Таблица 1
План программы тренинга «Путешествие в мир взаимопонимания» с педагогами МДОУ «ЦРР – д/с №165»
№ занятия |
Цель и задачи занятия |
Упражнения |
1 |
Цель: Знакомство и заключение «договора»
Задачи: |
1. Правила тренинга 2. «Знакомство» 3. «Выяснение целей» 4. «Сиамские близнецы» 5. «Преодоление препятствий» 6. «Третий лишний» 7. «Зеркало» 8. Рефлексия |
2 |
Цель: Совершенствование навыков общения
Задачи: |
1. Приветствие 2. «Атомы» 3. В эфире 4. «Построиться в шеренгу» 5. Вырвись из круга 6. «Договориться молча» 7. Рефлексия 8. Маечка |
3 |
Цель: Усовершенствовать навыки общения
Задачи: |
1. Приветствие 2. «Апельсин» 3. «Разговор» 4. «Пианино» 5. «Убеди» 6. «Ящерица» 7. Рефлексия 8. «Лирика» |
4 |
Цель: Научиться вырабатывать коллективные
решения Задачи: |
1. Приветствие 2. «Круг доверия» 3. «Кораблекрушение» 4. «Кошка-Собака» 5. Рефлексия |
5 |
Цель: Сформулировать выводы по поводу
проведенного тренинга Задачи: |
1. Приветствие 2. «Кошка-Собака» 3. «Чемодан» 4. Рефлексия |
Таблица 2
План программы тренинга «Путь к себе» с сотрудниками МДОУ «ЦРР – д/с №165».
№ занятия |
Цель занятия |
Упражнения |
1 |
Цель: Знакомство всех участников тренинга.
Задачи: |
1. Правила тренинга 2. «Знакомство» 3. «Меняемся местами» 4. Быть уверенным в себе – это значит: 5. «Мостик» 6. «Пожелание, комплимент» 7. Рефлексия |
2 |
Цель: Личностное самораскрытие Задачи: |
1. Приветствие 2. Упражнение “Кто Я?” 3. «ХВАСТОВСТВО» 4. «Проекция» 5. Рефлексия дня |
3 |
Цель: Приобретение навыков эффективного общения
Задачи: |
1. Приветствие 2. «Клубок» 3. «Взгляд с другой стороны» 4. «Узнай предмет» 5. «За и против» 6. Рефлексия |
4 |
Цель: Приобретение внутреннего комфорта и
внешней уверенности.
Задачи: |
1. Приветствие 2. «Постановка уверенной походки» 3. «Поговори со мной» 4. «Познакомься» 5. «Печатная машинка» 6. Рефлексия |
5 |
Цель: Закрепление навыков уверенного общения и
взаимодействия Задачи: |
1. Приветствие 2. «Моё состояние» 3. «Выступление на публике» 4. «Рассказ о себе» 5. «Чемодан» 6. Рефлексия |
Таблица 3
План программы тренинга «Счастливое материнство» с родителями воспитанников МДОУ «ЦРР – д/с №165»
№ занятия |
Цель занятия |
Упражнения |
1 |
Цель: Знакомство и постановка целей тренинга
Задачи: |
1. Приветствие. 2. Правила тренинга 3. Знакомство 4. «Мои ощущения» 5. Аутотренинг 6. Музыкальная релаксация 7. Прощание |
2 |
Цель: Научить участников тренинга раскрепощаться
Задачи: |
1. Рефлексия 2. «Палочка» 3. «Кто Я» 4. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ» 5. Музыкальная релаксация. Тема «Летнее утро». Музыкальное сопровождение: один из вальсов Ф. Шопена. 6. Подведение итогов занятия 7. Рефлексия |
3 |
Цель: Раскрытие внутренних резервов Задачи:
|
1. Приветствие 2. «Построиться по признаку» 3. Скала 4. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ» 5. «Мой герб». «Моя проблема». 6. Моё имя 7. Аутотренинг. 8. Рефлексия |
4 |
Цель: Развитие невербальных способов общения и
выражения эмоций Задачи: |
1. Приветствие 2. «Пантомимика» 3. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ» 4. Вместе мы – сила (два пальца) 5. «Мой ребенок» 6. Аутотренинг 7. Домашнее задание 8. Рефлексия |
5 |
Цель: Закрепление и обобщение приобретенных
навыков Задачи: |
1. Приветствие 2. «Найди свою пару» 3. Домашнее задание 4. «Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ» 5. Каково мое отношение к моему ребенку 6. Музыкальная релаксация Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. 7. Чемодан 8. Рефлексия 9. Подарок |
Описание всех упражнений представлены в приложении.