Внеклассные мероприятия по творчеству С.Т. Аксакова

Разделы: Внеклассная работа


Оформление: стенды с фотографиями семьи Аксакова, эпиграф, запись музыкальных произведений.

Вводное слово.

Чтец 1: «Прекрасен ты, чудесный край! Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои — Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то, и светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобным яхонтам, нанизанным на нитку...»

Чтец 2: «Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля... Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом».

Чтец 3: «Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта, всеми металлами богатая, золотоносная сторона!»

Учитель: Как вы уже догадались, эти восторженные строки о Башкирии принадлежат перу нашего земляка большого русского писателя С.Т. Аксакова. Да не только эти. Почти всё его творчество: будь то «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» или «Записки об уженье рыбы» - проникнуто горячей любовью к Башкирии, глубоким уважением к её народу.

С.Т. Аксаков родился 20 сентября (1 октября по н.с.) 1791 г. в Уфе в небольшой, но старинной дворянской семье. Его отец, Тимофей Степанович Аксаков, с 16 лет был определён на военную службу. Он был ординарцем к Суворову, но после отъезда Суворова из Оренбургского края в Петербург военная карьера Т.С. Аксакова оказалась испорченной: за мнимую провинность он был по приказу какого-то генерала-немца жестоко избит палками. Вся семья Аксаковых тяжко переживала это оскорбление её дворянского достоинства, и по настоянию родных Тимофей Степанович вышел в отставку. Он поселился в Уфе и поступил на службу в земский суд.

Учитель: Мать С. Т. Аксакова - Марья Николаевна, урождённая Зубова. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. М.Н. Зубова следила за новинками отечественной и иноземной художественной литературы, вела переписку со многими видными современниками, среди которых можно назвать просветителей Николая Ивановича Новикова и Адриана Федоровича Аничкова.

«Оба приятеля, - рассказывает автор «Семейной хроники», - до того пленились красноречивыми письмами неизвестной барышни с берегов Белой из Башкирии, что присылали ей все замечательные сочинения в русской литературе, какие тогда появлялись, что очень способствовало её образованию».

Чтец 4: С. Т. Аксаков так писал о своей матери: «...Все по-тогдашнему умные и образованные люди, попадавшие в Уфу, спешили познакомиться с М.Н., пленялись ею и никогда не забывали...

Ученые и путешественники, посещавшие новый и чудесный уфимский край, также непременно знакомились с М.Н. и оставляли письменные знаки удивления ее красоте и уму».

Учитель: После свадьбы Тимофей Степанович и Марья Николаевна поселились в доме отца М.Н. на Бельской улице (где сейчас дом-музей).

Но конфликты с хитрым дворецким кончились тем, что отец М.Н. -Николай Федорович Зубов предложил дочери купить дом в Голубиной слободке (так назывался в ту пору низ ул. Пушкина).

Многое пережили в этом домике в Голубиной слободке Аксаковы. Серьезно заболела М.Н. Но время, а главное - окружающая нас природа, которая всегда приходит к нам на помощь в тяжелые минуты, лечат...

Чтец 5: «Наступила ранняя и в то же время роскошная весна; взломала и пронесла свои льды и разлила свои воды, вёрст на семь в ширину, река Белая! Весь разлив виден был как на ладони из окон домика Голубой слободки; расцвел плодовитый сад у Багровых, и запах черемух и яблонь напоил воздух благовонием; сад сделался гостиной хозяев; и благодатное тепло еще более укрепило силы М.Н.»

Учитель: 20 сентября 1791 г. у молодых Аксаковых родился сын, которого по воле деда назвали Сергеем. Светло и радостно вошёл он в жизнь, и все как-то необыкновенно радовались ему, словно знали, какого человека они встречают.

Дом этот в Голубиной слободке, в котором Аксаковы прожили то ли до 1795-го, то ли до 1796 г., к сожалению, не сохранился. Он сгорел во время печально известного уфимского пожара 1821 г.

Чтец 6: Дом «деда С.Т. Аксакова по матери, Николая Федоровича Зубова, находится всего в нескольких кварталах от Голубиной слободки. Если с домом в Голубиной слободке связаны только самые ранние, отрывочные и еще не осознанные воспоминания С.Т. Аксакова, то дедовскому дому на улице Бельской он обязан своими самыми теплыми, самыми светлыми воспоминаниями детства.

Чтец 7: «Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный деревянный дом, - находим мы на первых страницах «Детских лет Багрова-внука», - ...Дом стоял на косогоре... Парадное крыльцо имело более 25-и ступенек, и с него была видна р. Белая почти во всю ширину. Две детские комнаты... выходили окошками в сад, и посаженная под ними малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна...»

Учитель: Теплота аксаковских воспоминаний объясняется еще и тем, что тогда он только что перенес тяжелую болезнь и после поездки в пригородную деревню Зубовку (ныне село Зубово Уфимского района) быстро поправлялся.

Зубовка тоже навсегда осталась в его памяти, а как же иначе: к тому времени уже многие, даже доктора, считали его нежильцом - и вдруг дорога в Зубовку, чудесные пейзажи из окна кареты, сам деревенский воздух, запах сосновой и еловой смолы в комнатах деревенского дома благотворно подействовали на него.

Еще в раннем детстве С. Т. Аксаков объездил с родителями окрестности Уфы. Чудесная природа, окружающая город, по сути дела, и вылечила его. Наверное, прежде всего отсюда его глубокая, сыновья любовь к ней.

Чтец 8: Быстро набираясь сил после тяжелой болезни, впечатлительный от природы, Сережа А. жадно вбирал в себя все окружающее: Белую под крутым берегом, дома напротив, прежде всего, конечно, сад.

Чтец 9: В этом саду он нашел кем-то брошенного и жалобно скулящего щенка - своего будущего друга Сурку. В этом доме на Бельской в жизнь С. Т. Аксакова вошел приставленный к нему дядькой русский крестьянин Ефрем Евсеев. Е. Евсеев очень полюбил маленького Сережу Аксакова, «за которым ходил с отцовской горячностью».

Учитель: «Город обтекала чудесная Белая, с голубоватой прозрачной водой, самая радостная река, какую я видел в России» (С.Я. Елпатьевский).

Из окон аксаковского дома на бывшей Бельской улице, и тем более уж - с высокого крыльца хорошо видна широкая и крутая излучина Белой.

Река Белая... Если от аксаковского дома пойти по бывшей Бельской улице вслед за веселыми весенними ручьями, то непременно спуститесь к ней.

Чтец 10: Примерно этим же путем начинали спускаться к Белой и Аксаковы, когда везли маленького Сережу в пригородный деревни братьев матери или к деду в далекое Ново-Аксаково.

Чтец 11: Автор «Семейной хроники» пишет: «Покуда происходила в доме раскладка... я с Евсеичем ходил гулять, и мы успели осмотреть Бугуруслан, летнюю кухню, остров, мельницу, пруд и плотину». Рассказы дворовых мальчишек... о чудесном клёве рыбы, которая берет везде, где ни закинь удочку, привели меня в восхищение...».

Чтец 12: С каждым днем Сережа Аксаков все более и более пристращался к уженью, часами пропадал с Евсеичем на Большом Бугуруслане и с каждым днем открывал всё новые красоты в Ново-Аксакове.

Чтец 13: Много лет спустя, уже находясь в подмосковном имении Абрамцеве у реки Вори, Аксаков пишет:

Люблю я, зонтиком прикрытый,
В речном изгибе, под кустом,
Сидеть от ветра под защитой,
Согретый теплым зипуном, -
Сидеть и ждать с терпеньем страстным,
Закинув удочки мои
В зеленоватые струи
В глубь Вори тихой и неясной...

Чтец 14: Пришла весна. На улицу Сережу старались не пускать. Но все-таки вырвался. Простыл. Не хотелось ни читать, ни писать. Единственной радостью были сказки ключницы Пелагеи. Ей, простой крестьянке из села Ново-Аксаково, мы обязаны появлением чудесной сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Учитель: Добрую и честную жизнь прожил С.Т. Аксаков. Будучи не столь уж богатым, С.Т. Аксаков всегда был готов помочь нуждающимся, делая это «под секретом».

Поддерживал средствами Н.В. Гоголя, помогал В.Г. Белинскому.

И такими же достойными людьми выросли его дети: Константин и Иван - литераторы, Григорий - губернатор Уфы. Внучка Ольга Григорьевна Аксакова основала первый в Башкирии санаторий - кумысолечебницу для туберкулезных больных.

К 50-летию со дня смерти своего выдающегося земляка городские власти решили воздвигнуть Аксаковский народный дом. Дом решено было построить на добровольные пожертвования народа.

Деньги собирали по всей Руси великой.

Аксаковский народный дом должен был обслуживать «все слои населения губернии», в нем предполагалось устроить театральный зал, зал для чтения лекций, библиотеку, музей с отделениями: историческим, географическим, этнографическим. Предполагалось в этом здании организовать и картинную галерею другого знаменитого нашего земляка - известного художника Михаила Васильевича Нестерова. Это была мудрая мысль — увековечить в одном здании память о двух великих уфимцах. К сожалению, не всё было осуществлено так, как задумано.

Аксаковский народный дом (ныне это здание Башкирского государственного театра оперы и балета) признан памятником архитектуры начала XX века, охраняемым государством.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (сцена из спектакля-сказки)

Литература:

  1. Лобанов М. П.Сергей Тимофеевич Аксаков. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  2. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания. – М.Камея, 1996.