Интегрированный урок в 9-м классе по математике и истории

Разделы: Математика


Дидактические цели:

  • углубленное изучение решения квадратных уравнений;

  • творческий перенос знаний в нестандартные ситуации: изучение новых свойств квадратных уравнений.

Развивающие задачи: Развитие культуры устных и письменных вычислительных навыков.

Воспитательные задачи: Способствование выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов; развивать самостоятельность и творчество.

Оборудование: Опорные схемы, компьютер, магнитофон, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организация.

II. Звучит магнитофонная запись с историческими сведениями о возникновении квадратных уравнений (тексты читаются разными голосами).

а) Квадратные уравнения в Индии.

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 г. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач.

В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее:

«Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века.

Бхаскары:

Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекались.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялись.
А 12 по лианам …
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?

Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений. (х/8)2+12=х. Решая, получил корни.

б) Квадратные уравнения в Европе XIII-XVII в.в.

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.

Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы.

Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники XIV-XVII в.в. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх+с=0 было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем, виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудом Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

в) Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне.

Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и полные квадратные уравнения.

Правило решений этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает с современными, однако неизвестно, каким образом дошли они до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

III. Математический диктант.

(Один сильный ученик работает на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).

Сильные учащиеся в это время работают по карточкам.

Диктант:

Вычислите дискриминант квадратного уравнения:

3x2-8x-3=0

(Д/4=16+9=25; Д=64+36=100)

Найдите корни квадратного уравнения:

3x2-8x-3=0 (x1=3; х2= - 1/3)

При каком условии полное квадратное уравнение имеет единственный корень?

(Д=0)

При каком условии полное квадратное уравнение не имеет корней?

(Д<0)

Решите уравнение: х2-4х+9=0

(Д/4=4-9= -5; Д/4<0, корней нет)

Карточка 1.

Решить уравнение: х2-5х+4=0

(Д=9; х1=4; х2=1)

При каком значении m можно представить в виде квадрата двучлена?

выражение: а) х2+mx+9

б) х2-2х-m (а) m=6; б) m= -1)

Карточка 2.

1. Решить уравнение: 2-х-2=0

(Д=25; х1=1; х2= -2/3)

2. При каком значении а уравнение имеет один корень?

х2+ах+16=0

(Уравнение имеет один корень, когда Д=0, т.е.)

Д=а2-64=0 => а2=64=> а=±8

После диктанта ребята меняются тетрадями, проверяют, сверяя с диктантом, выполненным на обратной стороне доски, выставляют отметки соседям. Работавшие по карточкам сдают работы на проверку учителю.

IV. Актуализация знаний.

Устные упражнения: решение квадратных уравнений разными способами:

а) х2+х-56=0 (х1=7; х2= -8)

б) 2+6х=0 (х1=0; х2= -3)

в) 7х2-14=0 (х1=2, х2= -2)

г) х2-8х+16=0 (х1,2=4)

д) 4х2+7х+3=0 (Д=1; х1= -3/4; х2= -1)

(Уравнения демонстрируются с помощью компьютера)

V. Мотивация.

Ребята, мы с Вами решали квадратные уравнения различными способами: выделением квадрата двучлена, по формуле корней с помощью теоремы Виста и каждый раз убеждались в том, что уравнение можно решить легче и быстрее.

Сегодня мы познакомимся еще с новыми способами решения, которые позволят устно и быстро находить корни квадратного уравнения.

1) Проблема: как решить уравнение: 1999х2-1997х-2=0

На экране проецируются квадратные уравнения сумму коэффициентов в которых учащиеся должны назвать

Сумма коэффициентов Корни уравнени
х2+х-2=0 0 х1=1; х2= -2
х2+2х-3=0 0 х1=1; х2= -3
х2-3х+2=0 0 х1=1; х2=2
2-8х+3=0 0 х1=1; х2= -3/5

Учащиеся отмечают, чему равны корни квадратного уравнения.

Ребята, а сейчас посмотрите на эти уравнения и их корни.

Попробуйте найти какую-то закономерность:

  • в корнях этих уравнений;

  • в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями;

  • в сумме коэффициентов.

Ученики отвечают, то, что они заметили:

  • первый корень равен 1;

  • второй корень равен с или с/а;

  • сумма коэффициентов равна 0.

Ребята делают выводы, придумывают правило.

Вывод учителя: Если в уравнениях ах2+вх+с=0, а+в+с=0, то один из корней равен 1, а другой (по теореме Виста) равен с/а.

Запись этого свойства в тетрадях имеет вид:

ах2+вх+с=0

а+в+с=0

х1=1; х2=с/а (если а=1, то х1=1; х2=с)

Учитель: Ребята! Очень часто при поступлении в вуз и даже на олимпиадах учащиеся сталкиваются с уравнениями, где коэффициенты – слишком большие числа и при нахождении дискриминанта в уравнении учащиеся получают такие большие числа, из которых трудно извлечь квадратный корень.

В уравнении 1 учащиеся сами находят корни: т.к. 1999+(-1997)+(-2)=0, следовательно, х1=1; х2= - 2/1999.

2) Рассмотрим еще одну маленькую хитрость:

если а-в+с=0, то х1=-1, х2= -с/а.

Например, 2+11х+7=0;

х1=-4; х2=-7/4 .

3) Если а±в+с≠0, то квадратное уравнение можно решить способом перекида, т.е. можно устно решить уравнение х2+вх+ас=0 и его корни разделить на а.

Например:

а) 2-11х+5=0 (а±в+с≠о)

Решаем устно х2-11х+10=0. Его корни 10 и 1, и делим на 2.

Ответ: 5;1/2.

б) 2-7х-3=0=> х2-7х-18=0

Корни 9 и -2. Делим числа 9 и (-2) на 6: х1=9/6, х2=-2/6. Ответ: 3/2; -1/3.

4) Используя пункты 1) -3), можно придумывать уравнения с рациональными корнями. Например, возьмем уравнение х2-13х+36=0.

Корни 4 и 9). 36 делится на 1,2,3,4,6,9,12,18,36.

36=1•36 36=6•6 36=18•2
36=2•18 36=9•4 36=36•1
36=3•12 36=12•3  
36=4•9    

Отсюда уравнения:

х2-13х+36=0 х2+13х+36=0
36х2-13х+1=0 36х2+13х+1=0
2-13х+18=0 2+13х+18=0
18х2-13х+2=0 18х2+13х+2=0

VI. Закрепление: Составить самостоятельно остальные 13 уравнений из 17.

VII. Учитель проверяет задания учащихся (выборочно).

VIII. Подведение итогов.

IX. Задание на дом:

1. Всем: решить уравнения:

х2+15х-16=0

2+х-6=0

1/4х2+3•3/4х-4=0

2. Для желающих: придумать три уравнения вида (1), (2), (3) и решить их.