Цели:
- научить учащихся классифицировать геометрические фигуры на объемные и плоскостные; познакомить с названием и изображением новых фигур: конуса и цилиндра;
- развивать навык устного счета, умение составлять и решать простые задачи; развивать логическое мышление, умение делать выводы;
- воспитывать любовь к точным наукам; доброжелательность, взаимопомощь; адекватную самооценку.
Оборудование: учебник «Математика 1 класс», рабочая тетрадь с печатной основой, карточки для самостоятельной работы; мультимедийная установка, интерактивная доска; бидон, баночка консервов, стакан (для практической работы); фишки, буквы, геометрические фигуры: конус и цилиндр.
Структура урока.
1. Организационный момент. Введение в тему урока. |
1мин. |
2. Работа над пройденным материалом. Актуализация знаний. |
|
А) Устный счет. |
3 мин. |
Б) Игра «Фотограф». |
3мин. |
В) «Размышляй-ка». |
3мин. |
Г) Физ. минутка. |
1мин. |
3. Работа с новым материалом. |
|
А) Знакомство с цилиндром (практическая работа). |
5-7мин. |
Б) Знакомство с конусом. |
4-5мин. |
В) Работа над раскрытием смысла умножения. |
3-4мин. |
Г) Музыкальная физ. пауза. |
1мин. |
4. Закрепление. |
|
А) Самостоятельная работа. |
2мин. |
Б) Задание на внимание. |
2мин. |
5. Закрепление . |
3мин. |
Ход урока
1.Организационный момент. Введение в тему урока.
- Сегодня наш учебный день, который проходит под девизом: «Думай, размышляй, фантазируй», мы посвятим сказке. А какая это сказка вы должны будете угадать сами.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем дружно: «Заходи!».
(Начало урока с использованием мультимедиа. Слайд №1.)
- Давным-давно, на одном сказочном острове, жил князь со своей матушкой.
Много лет прошло, стерлись многие буквы и остались только первые буквы. От имени князя «Г» да от названия острова «Б». Но нам с вами придется восстановить пропавшие буквы.
Сделать это мы сможем, только выполнив задания. А для этого опять будем думать, рассуждать, смекать!
А поможет нам Кот-Учёный. (Слайд №2)
- И так, в путь!
2. Работа над пройденным материалом. Актуализация знаний учащихся.
- Привел нас кот на Думный берег. (Слайд №3)
А) Устный счет: (Слайд №4)
- Вокруг острова море, в котором много рыбы. Мы забросили невод и поймали математических рыбок с числами. Вы показываете рыбке пример, к которому она должна приплыть.
(Учащиеся решают примеры с применением интерактивной доски. Подходят, читают пример, находят рыбку с нужным ответом и показывают к какому примеру ей нужно подплыть.) (Слайд №5)
0 2 5 1 4 3
4-2-2= | 9-1-3= | 5-3-1= |
6-3-1= | 8-2-2= | 7-1-3= |
-Посмотрите внимательно и скажите, сколько вычли из числа? (Уч-ся: 2 да еще 2, вычли 4)
- А как вычитали 4? (Уч-ся: По частям).
- Последняя рыбка подарила нам первую букву «Д».
б) Игра «Фотограф». (Слайд №6)
-Сейчас вы должны внимательно посмотреть на доску, запомнить примеры и ответы, потом записать их в своих карточках.
(На доске появляются примеры, которые учащиеся стараются запомнить, а потом ответы воспроизвести на своих карточках. Через 1-2мин примеры опять появляются на доске для проверки)
На доске:
4-4=0 | 8-4=4 |
9-4=5 | 5-4=1 |
6-4=2 | 7-4=3 |
10-4=6 |
На карточках у учеников:
4-4= | 8-4= |
9-4= | 5-4= |
6-4= | 7-4= |
10-4= |
За это задание Кот ученый дал нам букву «О».
в) Следующее задание «Размышляй-ка». (Слайд №7).
- Разделите эти фигуры на два множества.
(На доске геометрические фигуры: цилиндр, круг, конус, квадрат, куб, шар, треугольник.
Учащиеся делят фигуры на 2 множества.)
- На какие множества вы разделили фигуры? (Уч-ся: На объемные фигуры и плоские фигуры).
- Молодцы!
- А теперь по этому рисунку составьте задачу.
(Уч-ся: В классе было 4 объемные фигуры и 3 плоские. Сколько всего фигур было в классе?)
- Как решить эту задачу? (4+3=7)
За это задание вы получаете еще одну букву «Н».
3. Физ. минутка.
Мы с вами входим в чудный лес. | (Уч-ся маршируют) |
Сколько здесь вокруг чудес! | (Поднимают руки вверх) |
Посмотрели вправо, влево. | (Повороты вправо, влево) |
Вместе с деревьями мы покачались, | (Наклоны) |
Листьями тихо так прошуршали, | (Потрясли кистями рук) |
Веточки крепко к себе мы прижали, | (Руки прижали к груди) |
К доброму солнцу деревья стремятся. | (Встали на носочки и потянулись) |
Листики тихо на землю садятся. | (Садимся за парты). |
4. Работа с новым материалом. Постановка проблемного вопроса.
- Кот привел нас к дубу Рассуждений. (Слайд №9)
- Назовите эти геометрические фигуры. Все ли фигуры вы смогли назвать? (Слайд№10)
- Покажите фигуры, которые вызвали у вас затруднение. (Конус, цилиндр)
- А как они называются мы сегодня и узнаем.
а) Знакомство с цилиндром.
- Скажите, что больше всего любят есть коты? (Ответы детей.)
- А наш Кот ученый очень любит из стакана есть сметану, из банки - кильку, из бидона – молоко.
(Выставляются предметы: стакан, банка консервов, бидон.)
Практическая работа.
- Рассмотрите внимательно эти предметы. Что вы можете о них сказать?
(Уч-ся: Бидон выше, чем все остальные предметы. Банка консервов самая низкая. Бидон и банка - железные, а стакан - стеклянный).
-Что общего между этими предметами? (Уч-ся: Похожая форма).
- А называется такая геометрическая фигура «цилиндр». (Показать цилиндр.)
- Посмотрите, есть ли в классе предметы, имеющие форму цилиндра?
(Уч-ся: Ваза для цветов, цветочные горшки, подставка для карандашей).
- Чтобы букву получить, надо сосчитать, сколько цилиндров в учебнике на странице 33 (№9)
- Молодцы! Получаем букву «И».
б) Знакомство с конусом.
- Кот учёный прикрывает свой бидон с молоком вот такой крышечкой
(Показать конус.)
- Кто знает, как называется такая геометрическая фигура?
- Это – конус.
- Где еще можно встретить такую форму предметов? (Работа с №13 на странице 34 учебника)
(Уч-ся: Крыша у башен замка, шляпка у гриба, шапочка у клоуна, фишка для игр)
- Посмотрите на №14 . Что интересного вы заметили. (Уч-ся: Тень от шара – треугольная, от цилиндра – круглая, а от конуса прямоугольная)
- Что нужно сделать? (Уч-ся: Поменять тени)
в) Работа над раскрытием смысла умножения. Решение задачи.
- Брат Кота ученого Мурзик разливал молоко в стаканы 3 раза по 4 полных стакана. Сколько стаканов молока он взял? Решите эту задачу с помощью фишек.
(Уч-ся: Откладываем 4 фишки, потом еще 4, и еще 4. Взяли 3 раза по 4 получили 12)
- Запишите решение на доске. (Уч-ся: 4*3=12)
- А какие геометрические фигуры вам встретились на иллюстрации к этой задачи?
(Уч-ся: Цилиндры.)
- Кот Ученый очень устал и предлагает нам отдохнуть.
5. Музыкальная физ. пауза.
Звучит 1 куплет песни «Уселась кошка на окошко», дети выполняют движения под
музыку.
6. Закрепление.
- Чтобы следующую букву взять, имя девочки придется отгадать. А поможет нам ключ в учебнике стр.35 (№18). Кто же имя назовет, кто нам буковку найдет? (Уч-ся: Вика)
- Мы получили букву «В».
- Буквы все у князя есть
Только все они вразброс.
Мы их вместе соберем
Имя князя назовем. (Гвидон) (Слайд №11)
А) Самостоятельная работа.
- Князь Гвидон принес заданье: «Нужно всем без промедленья решить примеры по вариантам. (Двое учащихся у доски, остальные в рабочих тетрадях на стр.35)
Проверка.
- За это задание мы получаем букву «У».
Б) Задание на внимание.
- Изобразите такую же фигуру справа и раскрасьте ее.
(Дополнительное задание для учеников, справившихся раньше, посчитать количество квадратов)
- Вот и еще одна буква «Н».
В) Геометрическая минутка.
- Кот ученый хочет знать, какой формы эти предметы. (Иллюстрация со страницы учебника 35 на доске.) (Слайд №12)
- А какие новые геометрические фигуры вы узнали? (Уч-ся: Цилиндр и конус)
- Молодцы! Получите последнюю букву «Я».
На каком же острове правил князь Гвидон. (Уч-ся: На острове Буяне) (Слайд №13)
7. Итог урока.
- А вот и город, в котором правил князь Гвидон. (Слайд №14)
Посмотрите, форму каких геометрических фигур имеют башни этого города.
- Мы прекрасно потрудились. Восстановили все пропавшие буквы.
Так какой же сказке будет посвящен наш сегодняшний день?
(Сказке о царе Салтане…).