Цели урока: развитие умения отличать местоимение от других частей речи, определять число, падеж, род личных местоимений, точно употреблять местоимения в речи; развитие логического мышления; воспитание любви к родному краю и людям, живущим в нём.
Оборудование: демонстрационные карточки для картинного диктанта; две компьютерные презентации; карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
На экране предложение: «И нет … твёрже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей!»
Задание детям:
- Дополните предложение подходящим по смыслу словом. Варианты ответов даны на экране (им, нам, вам, мне).
В процессе подбора слов на экране появляются соответствующие оценочные фразы, которые либо направляют детей продолжить выбор слов, либо подтверждают правильный ответ и, следовательно, верное выполнение задания. (Правильный ответ – нам).
- Что вы можете сказать об этом слове? (Ответы детей)
2. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок русского языка? (Ответы детей. Выход на тему урока). Слайд «Тема урока». Приложение 2.
Учитель конкретизирует задачи, поставленные на урок.
3. Словарная работа.
- Посмотрите на эти изображения (панама, ананас, василёк, мышь, телефон, линейка, ворона, стебель). Запишите слова-названия этих предметов. Объясните правописание этих слов. Для чего мы выполняли это задание?
- Подумайте, почему для словарной работы были взяты именно эти слова, как они связаны с темой урока? (Внутри каждого из этих слов есть личное местоимение).
- Подчеркните в словах ту часть, которая является местоимением.
- Разбейте указанные местоимения на группы. (Можно распределить по лицам, по числам, по падежам).
В тетради появляется следующая запись:
1л. |
2л. |
3л. |
нам |
вас |
он |
мы |
тебе |
она |
нас |
ей |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
тебе |
нам |
он |
мы |
она |
нас |
ей |
вас |
И. |
Косв. |
мы |
тебе |
он |
нам |
она |
нас |
вас |
|
ей |
- Укажите падеж местоимений второго столбика. (Приходим к выводу, что падеж местоимений «тебя», «нас», «вас» можно определить только в предложении или по предлогу).
- С какой целью мы выполняли это задание?
Физкультминутка.
4. Упражнения в определении числа, рода, падежа личных местоимений.
1) «Составь пары» Слайд
На экране появляется запись:
У К С ПРО ПРИ
ВАС МНЕ ТЕБЕ ТОБОЙ
НАМИ ТЕБЯ ИХ ЕЁ
- Составьте и запишите пары «предлог + местоимение», у местоимений укажите лицо, число, род, падеж.
2) Даны предложения:
- Знакома (мы) тропинка в сопках вся до былинки малой.
- Спасительный берег лишь во сне встаёт перед (я).
- Как на флоте говорят, служишь (ты) не даром.
- Чайка в небе кружит, вдаль (я) зовёт.
- Посмотри в мои глаза, в (они) о море мечта.
- Стал для (мы) надёжным домом грозный атомный корабль.
- Раскройте скобки, употребив местоимения в нужной форме. (Эта часть задания выполняется коллективно).
- Запишите эти предложения в порядке следования падежей указанных местоимений. У местоимений укажите лицо и число. (Эта часть задания выполняется самостоятельно. Учитель оказывает помощь по мере возникновения затруднений).
- Для чего мы выполняли все эти задания?
5. Проверка усвоения полученных знаний.
1) Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой «Собери мозаику».
У детей на партах имеются изображения в разрезанном виде, на обратной стороне каждого элемента этого изображения написаны местоимения в различных формах. Дети должны закрыть этими элементами участки на белом листе в соответствии с указанными на них грамматическими признаками. (В задании – «ловушка»: похожих по форме элементов должно быть больше). В результате должно получиться цельное изображение. Затем на экране выводятся правильные ответы. Слайд, на котором по очереди «выскакивают» фотографии с видами города Заозёрска. Такие же изображения должны получиться у детей в процессе работы. Анализируются допущенные ошибки.
2) Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями трёх уровней.
Результатом правильного выполнения заданий будет служить «сигнальное» слово – одинаковое для всех уровней (слово «местоимение», которое дети запишут в клеточках в нижней части своих карточек).
Содержание карточек.
1 уровень. Выбери «лишнее» слово, укажи возможные грамматические признаки
этой части речи, запиши в клеточках название этой части речи.
Морошка, черника, сёмга, тебе, сопка, озеро, корабль.
2 уровень. Отредактируй предложения и запиши их. Какая часть речи помогла тебе
в этой работе? Запиши её название в клеточках. Укажи грамматические
признаки данной части речи.
Под окнами моего дома растёт рябина. На рябине висят тяжёлые грозди красных ягод.
3 уровень. Составь предложение, соответствующее схеме. В помощь тебе даны слова.
Согревать, мы, любовь, город, славные, моряки.
Какой частью речи выражено дополнение в В.п.? Запиши её название в клеточках.
После выполнения самостоятельной работы учитель просит детей хором назвать слово, записанное в клеточках. (Должен прозвучать ответ «местоимение»).
- Какого разряда встретившиеся в заданиях местоимения? (Личные)
На экране появляется слайд «Личное местоимение». Работа с этим слайдом помогает подвести …
6. Итог урока.
- Какие знания есть у вас о личных местоимениях? (Дети дают ответы, учитель открывает соответствующие записи на слайде)
7. Домашнее задание. С. 39 упр.47.