План-конспект урока русского языка в 4-м классе по СРО Л.В. Занкова по теме "Упражнение в определении числа, рода"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: развитие умения отличать местоимение от других частей речи, определять число, падеж, род личных местоимений, точно употреблять местоимения в речи; развитие логического мышления; воспитание любви к родному краю и людям, живущим в нём.

Оборудование: демонстрационные карточки для картинного диктанта; две компьютерные презентации; карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд. Приложение 1.

На экране предложение: «И нет … твёрже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей!»

Задание детям:

- Дополните предложение подходящим по смыслу словом. Варианты ответов даны на экране (им, нам, вам, мне).

В процессе подбора слов на экране появляются соответствующие оценочные фразы, которые либо направляют детей продолжить выбор слов, либо подтверждают правильный ответ и, следовательно, верное выполнение задания. (Правильный ответ – нам).

- Что вы можете сказать об этом слове? (Ответы детей)

2. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок русского языка? (Ответы детей. Выход на тему урока). Слайд «Тема урока». Приложение 2.

Учитель конкретизирует задачи, поставленные на урок.

3. Словарная работа.

- Посмотрите на эти изображения (панама, ананас, василёк, мышь, телефон, линейка, ворона, стебель). Запишите слова-названия этих предметов. Объясните правописание этих слов. Для чего мы выполняли это задание?

- Подумайте, почему для словарной работы были взяты именно эти слова, как они связаны с темой урока? (Внутри каждого из этих слов есть личное местоимение).

- Подчеркните в словах ту часть, которая является местоимением.

- Разбейте указанные местоимения на группы. (Можно распределить по лицам, по числам, по падежам).

В тетради появляется следующая запись:

1л.

2л.

3л.

нам

вас

он

мы

тебе

она

нас

 

ей

   

Ед. ч.

Мн. ч.

тебе

нам

он

мы

она

нас

ей

вас

   

И.

Косв.

мы

тебе

он

нам

она

нас

вас

ей

- Укажите падеж местоимений второго столбика. (Приходим к выводу, что падеж местоимений «тебя», «нас», «вас» можно определить только в предложении или по предлогу).

- С какой целью мы выполняли это задание?

Физкультминутка.

4. Упражнения в определении числа, рода, падежа личных местоимений.

1) «Составь пары» Слайд

На экране появляется запись:

У      К      С      ПРО      ПРИ

ВАС      МНЕ      ТЕБЕ       ТОБОЙ

НАМИ      ТЕБЯ      ИХ       ЕЁ

- Составьте и запишите пары «предлог + местоимение», у местоимений укажите лицо, число, род, падеж.

2) Даны предложения:

  1. Знакома (мы) тропинка в сопках вся до былинки малой.
  2. Спасительный берег лишь во сне встаёт перед (я).
  3. Как на флоте говорят, служишь (ты) не даром.
  4. Чайка в небе кружит, вдаль (я) зовёт.
  5. Посмотри в мои глаза, в (они) о море мечта.
  6. Стал для (мы) надёжным домом грозный атомный корабль.

- Раскройте скобки, употребив местоимения в нужной форме. (Эта часть задания выполняется коллективно).

- Запишите эти предложения в порядке следования падежей указанных местоимений. У местоимений укажите лицо и число. (Эта часть задания выполняется самостоятельно. Учитель оказывает помощь по мере возникновения затруднений).

- Для чего мы выполняли все эти задания?

5. Проверка усвоения полученных знаний.

1) Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой «Собери мозаику».

У детей на партах имеются изображения в разрезанном виде, на обратной стороне каждого элемента этого изображения написаны местоимения в различных формах. Дети должны закрыть этими элементами участки на белом листе в соответствии с указанными на них грамматическими признаками. (В задании – «ловушка»: похожих по форме элементов должно быть больше). В результате должно получиться цельное изображение. Затем на экране выводятся правильные ответы. Слайд, на котором по очереди «выскакивают» фотографии с видами города Заозёрска. Такие же изображения должны получиться у детей в процессе работы. Анализируются допущенные ошибки.

2) Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями трёх уровней.

Результатом правильного выполнения заданий будет служить «сигнальное» слово – одинаковое для всех уровней (слово «местоимение», которое дети запишут в клеточках в нижней части своих карточек).

Содержание карточек.

1 уровень. Выбери «лишнее» слово, укажи возможные грамматические признаки

этой части речи, запиши в клеточках название этой части речи.

Морошка, черника, сёмга, тебе, сопка, озеро, корабль.

                     

2 уровень. Отредактируй предложения и запиши их. Какая часть речи помогла тебе

в этой работе? Запиши её название в клеточках. Укажи грамматические

признаки данной части речи.

Под окнами моего дома растёт рябина. На рябине висят тяжёлые грозди красных ягод.

                     

3 уровень. Составь предложение, соответствующее схеме. В помощь тебе даны слова.

Согревать, мы, любовь, город, славные, моряки.

Какой частью речи выражено дополнение в В.п.? Запиши её название в клеточках.

                     

После выполнения самостоятельной работы учитель просит детей хором назвать слово, записанное в клеточках. (Должен прозвучать ответ «местоимение»).

- Какого разряда встретившиеся в заданиях местоимения? (Личные)

На экране появляется слайд «Личное местоимение». Работа с этим слайдом помогает подвести …

6. Итог урока.

- Какие знания есть у вас о личных местоимениях? (Дети дают ответы, учитель открывает соответствующие записи на слайде)

7. Домашнее задание. С. 39 упр.47.