«Человек и песня. Для меня сочетание этих слов звучит так же, как, скажем, человек и воздух. Я не знаю людей, которые могут обходиться без воздуха. Песня – фанфарист в светлые дни радости. Мы приникаем к ней, как к единственному другу, когда на нас находит грусть. А в бою песня становится лидером перед самым трудным окопом».
М. Светлов.
Музыкальный материал:
«Чудо – музыка» Д.Б. Кабалевский;
«На побережье тайном» М. Теодоракис;
«Я – фронт» М. Теодоракис;
«Сиртаки» народный греческий танец;
«Танец рыцарей» С.С. Прокофьев;
«Ты – человек!» Е. Крылатов;
Методическая литература:
Программа «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского 1–8кл;
Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ 6 кл.
Методическое пособие «музыка в 4–7 классах» Т.А. Бейдер;
Произведения К.Паустовского, В.Короленко, О’Генри;
Оборудование:
Нотные плакаты: « Я – фронт»;
Текстовые плакаты: «Я – фронт», «Чудо-музыка», «Ты – человек!»
Портреты: Д.Б. Кабалевский, М. Теодоракис, М. Фарандури;
Музыкальный центр;
Видеодвойка;
Словарь:
Лад, тональность, затакт, мажор, минор, переменный лад;
Греция, Эллада, Афины, сиртаки, бузуки;
Д.Б. Кабалевский, М. Теодоракис, М. Фарандури;
Цель: на примере творчества греческого композитора М. Теодоракиса убедиться в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели.
Воспитательные задачи:
- развивать вокально-хоровые навыки, слушательскую культуру, эстетический вкус;
- формировать чувство патриотизма;
- воспитание активной жизненной позиции;
Ход урока
Учащиеся входят в класс под звучание произведения Д. Б. Кабалевского «Чудо-музыка».
Организационный момент.
Учитель:
– Как называется произведение под музыку которого вы входили в класс? («Чудо- музыка»).
– Назовите имя композитора – создателя этого произведения? (Демонстрируется портрет Д.Б. Кабалевского).
– Какое настроение появилось у вас во время звучания произведения? (Живое, задорное, легкое).
– Это приподнятое настроение помогает создать какое музыкальное качество, используемое композитором? (Танцевальность).
Разучить текст первого и второго куплета шепотом, с четкой дикцией, делать в каждой фразе один легкий акцент на сильной доле второго такта, на слова «Вот так!» – два акцента.
Учитель:
– Назовите лад и тональность произведения? (Ре-мажор).
Настроить учащихся. Исполнить первый куплет с точным интонированием альтерированных звуков. Выдержанные звуки в конце фраз исполнять на опоре, слегка подчёркивая их активное снятие.
Повторить второй куплет.
Учитель:
– Какой лад появляется во втором куплете? (Минор).
– Как называется лад, в котором происходит смена мажора на минор? (Переменный).
Исполнить второй куплет с солистами.
Разучить третий и четвёртый куплеты. В четвёртом куплете расширенные фразы начинать тихим, легким звуком, беречь дыхание.
В пляску ввести хлопки.
Учитель:
– Вы оживились, почувствовав влияние музыки Д. Б. Кабалевского на вас, а какие примеры из литературных произведений, из жизни вы подобрали о том, как музыка воздействует на человека? (Учащиеся приводят примеры из произведений «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского, «Фараон и хорал» О. Генри, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Струна», «Старый повар» К. Паустовского; примеры из жизни хирурга С. Юдина, Ю. Фучика и т.д.)
Учитель:
– А сейчас мы мысленно перенесёмся через моря и континенты и окажемся в прекрасной стране – Греции, создавшей ещё в древние времена светлую, гуманистическую культуру, прекрасное, полное жизни искусство:
О, Греция, воспетая Гомером!
Ты многим поколеньям даришь вдохновение!
Звучанье лир, кифар…
Волшебный миф
Нашептывает шум твоих олив.
По горным склонам пусть журчат ручьи.
Лазурны небеса… а солнышка лучи нежны…
Мотив сиртаки вечно пусть звучит,
А на Олимпе бог войны молчит!
(В. Якущенко.)
Исполняется танец «Сиртаки»
Звучит фрагмент «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.
Учитель:
– Но всё же страну накрыли чёрные тучи. В 1967 году в Греции произошёл фашистский переворот, и власть захватили в свои руки враги греческого народа «чёрные» полковники. Лучшие люди Греции встали на защиту своей родины. В первых рядах бойцов – антифашистов был музыкант- композитор Микис Теодоракис (Демонстрация портрета). Его оружием стали песни, собственного сочинения, воспевающие Родину, призывающие к борьбе за её свободу. Микис был арестован, заточён в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено, так же как ношение оружия, – под угрозой суда военного трибунала.
Но на окраине Афин в маленьком кафе собирались любители песен и единомышленники Теодоракиса. Каждый вечер певец, аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни – такие, какие можно было услышать и по радио, и где угодно. Но каждый из людей ждал минуты, когда музыкант переставал петь, клал гитару на колени и замолкал. И по выражению его лица, его глаз, все присутствующие понимали, что он молчит песни М. Теодоракиса…И вместе с ним тоже молчали песни своего любимого композитора… Задумайтесь: песни, которые не поют, а молчат!
– Какие чувства испытывали люди? (Единение, желание быть свободными). Такие песни становятся оружием в борьбе!
– Сейчас прозвучит одна из таких песен. Называется она «На побережье тайном». Исполняет песню тогда совсем молодая девятнадцатилетняя греческая певица Мария Фарандури (Демонстрация портрета) в сопровождении маленького ансамбля: народного струнного инструмента – бузуки, гитары, рояля и ударных. Когда этот ансамбль был в Москве и записывал на пластинку песни М. Теодоракиса, сам композитор находился в фашистском застенке.
Звучит песня «На побережье тайном». Проецируется видеофильм о Греции.
Учитель:
– Мы не знаем греческого языка, но можем рассказать о том, что чувствовал, что переживал автор, когда создавал эту музыку? (Мечтал о счастливой, спокойной жизни, испытывал глубокую любовь к родной земле, её людям, желал им свободы).
– Эта мысль отражена и в характере произведения. А каков он? (Плавный, спокойный, танцевально – песенный, пластичный, народный).
– Интонации какого знакомого танца пронизывают всё произведение? (Сиртаки).
– Могла бы такая музыка говорить о зависти, высокомерии, о злобе, раздражении, о лжи, ненависти? (нет).
– Тогда скажите мне, о чём же? (О добром).
– Вторая песня М. Теодоракиса называется «Я – фронт», сочинена на его собственные стихи. Словами «Я – фронт» он начинал обращения к своим друзьям.
Звучит произведение М. Теодоракиса «Я – фронт». Учащиеся слушают.
Учитель:
– Портреты каких людей нам изобразила музыка? (Мужественных, сильных, волевых, суровых, решительных).
– Назовите лад и тональность этого произведения? (Фа-минор).
По нотному плакату просольмизировать, просольфеджировать первую фразу (внимание на чистую квинту, допевать выдержанные звуки в конце фраз).
Учитель:
– Как звучит мелодия вначале? (Приглушенно, со сдержанной внутренней силой).
– В какой момент мелодия прорывается? (В проигрышах).
– Какое музыкальное качество в ней?(Маршевость).
– А в аккомпанементе? (Танцевальность).
Учащиеся исполняют со словами первый куплет со словами.
Учитель:
– Интонации какого греческого танца слышны в проигрыше между куплетами? (Сиртаки).
Учитель:
– Вот такие песни молчали греческие патриоты в тяжкие годы испытаний. Их смысл можно выразить словами В.В. Маяковского:
«И песня, и стих – это бомба и знамя!».
М. Теодоракис видит величайшую силу искусства в том, что: «оно может в мгновение ока слить воедино разум и чувства тысяч и тысяч людей, поднимающихся на борьбу за свободу и справедливость». Примером тому служат последние события в Югославии. В знак протеста против бомбардировки американской авиацией г. Косово М. Теодоракис даёт свой концерт.
Демонстрация слайд-фильма.
Учитель:
– Заканчивать наш разговор о силе воздействия музыки на людей мы будем замечательным произведением Е. Крылатова «Ты - человек!».
Исполнение произведения.
Учитель:
– Дома постарайтесь услышать хорошую музыку, почувствовать силу её воздействия.
– Урок окончен, до новых встреч с искусством!
Учащиеся выходят под произведение М. Теодоракиса «Я – фронт».
ВЫПИСКА
из протокола обсуждения урока музыки в 6Б классе по теме:
«Преобразующая сила музыки».
Присутствуют:
- Пак Н.И. – учитель музыки « ЦО №8»;
- Казанцева Н.В. – учитель МХК «ЦО №8»;
- Курганян О.Н. – учитель музыки МОУ «СОШ №32»;
- Гарина Л.А. – учитель музыки МОУ «СОШ № 17»;
- Шустова Е.Н. – учитель музыки МОУ «СОШ №7»;
- Соловьёва Г.Р. – учитель музыки МОУ «СОШ №31»;
Выводы:
Пак Н.И., высшая категория. |
Учитель использует различные формы работы: беседа, индивидуальный опрос, поисковая работа. Применяет ТСО, наглядность. |
Казанцева Н.В., высшая категория. |
Учитель прекрасно владеет методом драматизации. |
Курганян О.Н., высшая категория. |
Ребята показали отличные знания предмета, окунулись в мир прекрасного. Темп урока оптимальный. |
Гарина Л.Н., первая категория. |
Урок воспитывающий, учит патриотизму, любви к Родине, краю, жизни, свободе. |
Шустова Е.Н., высшая категория, «Отличник народного образования РФ». |
Речь учителя эмоциональная, образная. Учитель отлично владеет инструментом. Знает всех детей по имени. |
Соловьёва Г.Р., высшая категория, руководитель городского МО учителей музыки. |
На уроке продемонстрирована связь с жизнью. Все новые моменты программы выполнены, на лицо творчество учителя, который побуждает детей мыслить. Прослеживается развитие учеников, культурологический аспект. Все уроки Веры Викторовны – это праздник! |
САМОАНАЛИЗ УРОКА В 6Б КЛАССЕ.
Тема: «Преобразующая сила музыки».
На данном уроке дети проявили познавательную активность, творчество, самостоятельность. Они давали правильные ответы на поставленные вопросы о названиях музыкальных произведений, узнавали и называли композитора по показанному портрету, определяли характер, лад, тональность предложенных музыкальных произведений, говорили о чувствах, выраженных музыкой, о изобразительности музыки. Они показали высокий уровень общеучебных и специальных умений и навыков, рассказывая о силе воздействия музыки на людей, применяя литературные, поэтические, исторические, кинопримеры, собственный жизненный опыт.
В процессе урока эффективно применялись коллективные (исполнение хором) и индивидуальные (солирование) формы работы. Ребята проявили дисциплинированность, организованность, заинтересованность данной учебной деятельностью.
Содержание изучаемого материала доступно и посильно для данного школьного возраста, актуально, имеет связь с жизнью. Учебный материал привлекателен для учащихся тем, что знакомый, изученный ранее на уроках истории материал, звучит по – новому, на музыкальном языке и языке драматизации (в стихах и в танце). Он оптимален. Применён хороший темп урока, учтено время каждого музыкального фрагмента, прослеживается смена видов деятельности на занятии.
На уроке широко используются приёмы наглядности: портреты композиторов и писателей, фотографии, костюмы, маски, декорации, нотные и текстовые плакаты, видеофильм, слайд – фильм. Применялись ТСО.
Рационально использовались организационные формы работы: слушание, исполнение, участие в игровой деятельности, домашнее задание, танец, стихи, видеофильм, слайд – фильм, разучивание, сольмизация, сольфеджио и т.д.
Эффективно использовались следующие методы:
- словесный (объяснительно-иллюстративный);
- наглядно-слуховой;
- стимулирующий (эмоционального воздействия, создание эффекта удивления, ситуации успеха, игровой ситуации, проблемно – поисковой ситуации);
- обобщения;
- Сравнения и анализа музыки;
- Исследовательский;
- Драматизации;
Учащиеся хорошо реагировали на ход урока, замечательно работали во время опроса по домашнему заданию, предметно владели литературным содержанием произведений К Паустовского «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками», «Струна»; В Короленко «Слепой музыкант»; О, Генри «Фараон и хорал»; В классе была создана доброжелательная обстановка. Я поощряла правильные ответы учащихся добрым словом, похвалой, улыбкой, жестами.
Содержание урока оказало на учащихся глубокое эстетическое воздействие.
Во время занятия соблюдались правила охраны труда и ТБ, прошла физкультминутка.
Считаю, что цель и задачи, поставленные мной в начале урока, выполнены полностью.
Цель урока реальна, целесообразна, сложна, но достижима. Дети, на примере творчества греческого композитора М Теодоракиса, убедились в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели. У них сформировался интерес к совместному музыкальному творчеству, развились вокально – хоровые навыки, слушательская культура, эстетический вкус.
ЛИТЕРАТУРА.
- Программа по музыке 1-8 класс. М., Просвещение,2006г.
- Музыка в 4-7 классах: Метод. Пособие для учителя (Т. А. Бейдер и др).; Под редакцией Э.Б. Абдулина; Научн. рук. Д.Б. Кабалевский.- М.: Просвещение, 1986.- 239с.: нот.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке., М.: Молодая гвардия, 1979.
- Паустовский К. Избранное., М.: Детская литература, 1987.
- Короленко В. Дети подземелья., М.: Детская литература, 1979.
- О’ Генри. Фараон и хорал., М.: Правда, 1984.