В Стратегии модернизации содержания общего образования в России, принятой в 2001году, в качестве ориентира в изменении содержания образования определена его нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся. Данный подход не противоречит мировым тенденциям, а соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования, а также соответствует традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
В международной практике образования выделены ключевые компетентности: которыми должны обладать учащиеся, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению образования на протяжении всей жизни.
- Компетентность, определяющая владение устным и письменным общением. Владение несколькими языками, важными для работы и общественной жизни.
- Компетентность, связанная с возникновением общей информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой средствами массовой информации рекламе.
- Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
- Компетентность жизни в многокультурном обществе, связанная с пониманием различий между расами, этносами и культурами, уважением друг друга, способностью жить с людьми других культур, языков, религий.
- Политическая и социальная компетентность связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
На мой взгляд, эти подходы в образовании возникли не случайно. Наиболее продвинутые учителя понимали всегда, что должны не просто дать детям знания, перевести эти знания в прочные умения, закрепить это все в навыки, а вооружить учеников способностью развиваться постоянно, пополнять запас знаний, продолжать обучаться всю жизнь. Собственно, такая работа и есть формирование культуры познавательных компетенций у учащихся. И если раньше такой взгляд и такие подходы разрабатывались отдельными наиболее продвинутыми педагогами, то XXI век требует построить всю педагогическую деятельность только так.
Естественно, в школе, тем более в начальной школе, преимущественно формируется еще не собственно компетентность, а самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (т. е. знаний, умений, навыков) в средства разрешения проблем. Но даже в начале обучения развивать необходимо все компетенции одинаково. Значит, педагогический коллектив и сам должен быть нацелен на такую деятельность. Создать систему как учебной, так и воспитательной работы, чтобы развивать самостоятельность, интерес к учебным предметам, желание учиться всю жизнь, умение действовать в новых обстоятельствах, при возникновении новых задач, а также информационную культуру, толерантность, коммуникативные умения и социальнозначимые понятия и чувства.
Навыки владения устным и письменным языками учащиеся получают, прежде всего, на уроках. Здесь же получает развитие компетентность, связанная с получением общей информации, а также способность и желание учиться. Только современные развивающие системы и программы дают возможность учителю развивать все эти способности. В нашей школе преподаются современные системы развивающего обучения: Л.В.Занкова, Б.Д.Эльконина и В.В.Давыдова, программы: “Школа 2100”, “Начальная школа ХХI века”, “Школы России”. Коллектив пока не остановился на одной системе или программе. Это с одной стороны создает сложности внутри школы при контроле (идет разное прохождение программ по тематическому планированию), в тоже время дает родителям (законным представителям) учащихся – главным нашим заказчикам возможность широкого выбора образовательных услуг, а также возможность подобрать для каждого ребенка наиболее подходящую программу по его развитию и интересам. Конечно, любая программа будет интересна и доступна ребенку, если ее преподает творческий педагог, умеющий сделать урок продуктивным добыванием знаний самими учащимися, уроком открытий и самостоятельного познания. Дополнительно развивая языковую компетентность, мы со второго класса ввели обучение иностранному языку (по запросам родителей – английскому). В настоящее время иностранный язык изучают все второклассники. Это позволяет учащимся при переходе в пятый класс сразу начать изучение второго иностранного языка.
Если говорить подробно о компетенции, связанной с получением общей информации, то задача школы в современной ситуации не столько дать информацию, сколько организовать восприятие того информационного потока, который направлен на детей в современном мире и касается их вольно или невольно. Школа призвана научить добывать нужную, полезную информацию сначала из книг: учебников, словарей, справочников, энциклопедий, а также художественной литературы. Значит, школьная библиотека должна стать своеобразным центром информации. На уроках учитель начальных классов сначала научит не только читать, но и выбирать книгу. А далее посредством библиотечных уроков, индивидуальной работы с учениками при посещении библиотеки, а также праздников и викторин, организованных ее работниками развивается особая культура отношения к книге. А книга как явление культуры, не смотря на некоторые пессимистические прогнозы, никогда не исчезнет.
Однако, когда информация в наше время постоянно ускоряет свое обновление (считается, что это происходит в 5-10 раз быстрее, чем в ХХ веке), умение находить, извлекать и отбирать необходимую информацию невозможно без электронных носителей. Надо сказать, что дети осваивают информационную среду и наиболее полно реализуют в ней свои способности, потребности и стремления значительно быстрее взрослых. И задача школы скорее не научить пользованию компьютерными технологиями учащихся, а систематизировать этот процесс. Большая часть малышей, только пришедших в школу, уже умеют пользоваться компьютером и часто проводят за ним даже больше времени, чем нужно. Наша задача совершить значительную поправку в сознании ребенка, переведя компьютер из игровой приставки в помощники. Компьютер может быть средством в поиске информации, тренажером, репетитором. Что же мы должны сделать для развития информационных навыков учащихся уже в начальной школе?
Как развиваются информационные компетенции в нашей школе? Со второго класса преподается информатика как отдельный урок один раз в неделю. Многие учителя научились проводить уроки по предметам начальной школы с компьютерной поддержкой и использованием медиапроекторов. Кабинет психологии оснащен компьютерами с “Программой ИБИС” (игровое биоуправление и саморегуляция), что дает возможность психологу оказывать помощь учащимся гиперактивным, возбудимым, с нарушенной саморегуляцией. С подключением кабинета информатики к сети ИНТЕРНЕТ наши ученики получили возможность участвовать во всероссийских Интернет олимпиадах, что мы практикуем достаточно активно. Об этом далее поговорим подробнее.
Зададим себе вопрос, блестяще проводя уроки во всем их многообразии и с использованием самых современных технологий, все ли ресурсы мы заложили для реализации такой сложной задачи, как развитие способности и желания обучаться самостоятельно. Наш педагогический коллектив давно пришел к выводу, что урочной деятельности для этого не достаточно. Психология младшего школьника такова, что она требует быстрого результата собственной деятельности. Поэтому мотивация очень действенная в среднем и старшем звене, например, на будущую профессию в начальной школе – не актуальна. Значит, мы должны дать ученикам более близкие и понятные им мотивы. Такими мотивами для младших школьников является похвала, общественное признание, желание быть на виду. Поэтому основа нашей образовательной и воспитательной программы – это максимальное сближение образовательных и воспитательных задач. В программе школы – большое количество различных конкурсов:
- школьные олимпиады по русскому языку,
математике, информатике, краеведению;
- конкурсы, викторины, КВНы, посвященные
северному краю;
- коллективные интеллектуальные игры: “В стране знаний” для 1-х классов, “Клуб знатоков математики” для 2-х классов, викторина по природоведению и ОБЖ “Волшебный квадрат” для учащихся 3-х классов, интеллектуальная литературная игра и викторина “Знаешь ли ты компьютер?” для учащихся 4-х классов. Это конкурсы, относящиеся к сфере предметных знаний. А, кроме того: конкурс “Алло, мы ищем таланты”, различные конкурсы рисунков, прикладных работ, газет, “Лучший читатель”, “Самый читающий класс”, “Самый спортивный класс”, “Ученик года”, конкурс патриотической песни, конкурс строя и песни, множество спортивных соревнований. Далее эти конкурсы и соревнования мы выводим на городской уровень, а также участвуем во всероссийских и международных олимпиадах: “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, “Золотое руно”, “Эйдос”. Эти конкурсы дают возможность учителям и родителям сравнить уровень обученности или способностей ребенка с другими регионами страны, дать ему возможность проявить себя, может быть с неожиданной стороны. (Приложение 1)
Для активизации интереса учащихся к различным сферам знаний и, несмотря на юный возраст наших учащихся в школе ежегодно проводится ученическая научно-практическая конференция. И эта форма работы была с интересом принята и педагогам и учащимися, так как ребята приобретают навыки публичного выступления, исследовательской деятельности.
Много внимания в наше время уделяется воспитанию патриотизма и толерантности. Я намеренно ставлю эти понятия в один ряд, потому что патриот своей страны в то же время должен с уважением относиться ко всем гражданам ее населяющим. В школе создана и действует программа воспитательной работы под названием “Твоя школьная планета” – лауреат всероссийского конкурса “Педагогические инновации” 2004 года. В рамках развития данная программа дополнена курсами “Патриот”, “Учимся быть здоровыми”, “Этика и этикет”, “Интеллект”. Отдельным блоком программы является подпрограмма ученического самоуправления “Школьный Экспресс” также лауреат всероссийского конкурса 2006 года. Выше я привела те формы работы, которые с одной стороны являются соревнованиям и дают возможность учащимся показать, проявить себя, с другой стороны воспитывают уважение к Родине, краю, в котором они живут, к школе, в которой учатся, друг к другу. Хочется рассказать об одном из самых ярких событий в школе. Накануне праздника Великой Победы к нам в гости приходят ветераны войны и труда, общаются с детьми, ребята дарят им подарки, проходит линейка. А после линейки проходит разработанная нашими педагогами интеллектуально-спортивная игра “Салют, Победа!”, где дети, выполняя различные задания, могут показать учителям, родителям и ветеранам знания по истории Великой Отечественной войны, физическую подготовку, коллективизм, как бы отчитываясь перед старшим поколением. В итоге ребята и ветераны вместе дают салют Победе.
В школе учатся дети 22 национальностей. Это обязывает педагогов уделять внимание психологической совместимости детей. Школа – это отражение общества. Соответственно все процессы, в том числе негативные, могут повлиять на ее внутреннюю среду. Встречались мы с родителями, требовавшими “этнически чистый класс”, выражавших негативное отношение к исполнению детьми песен и танцев разных народов. Поэтому мы считаем, что, наоборот, важно вести воспитательную работу в направлении сближения культур: и песни, и танцы, и сказки, и традиции разных народов органично вводятся в различные программы и мероприятия. При этом педагоги строго следят, чтобы все другие направления воспитательной и образовательной деятельности школы никаким образом не затрагивали ни национальных особенностей и религиозных убеждений учащихся и их семей. (Приложение2)
Мое личное отношение к преподаванию любых религиозных курсов в школе отрицательное. Общеобразовательная школа – учреждение светское. Но если в рамках дружеских акций у нас выступит церковный хор, или учащиеся из православных семей поучаствуют в конкурсе рождественских рисунков и сказок, это тоже хорошо, тем более что проводятся такие мероприятия во внеучебное время. Также, если с подобными предложениями обратиться любая другая конфессия, мы также постараемся собрать соответствующую аудиторию заинтересованных родителей и учащихся.
Таким образом, суть работы современной школы создать систему работы, нацеленную на развитие ключевых компетенций школьников. А создание такой системы предполагает множество новых методик, видов деятельности, программ. При этом вводить эти новации следует постепенно. Так чтобы они принималось педагогами и родителями. Следовательно, управление школой должно быть построено на демократической основе. Так чтобы и учителя и родители включились в процесс организации школы. Но это уже тема другой статьи.