Задачи:
- учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания; овладевать умением анализировать и синтезировать;
- формировать самоконтроль у учащихся;
- учить выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы;
- воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
.- Прозвенел звонок на наш открытый урок. Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
II. Сообщение целей урока.- Ребята, я хочу, чтобы вы поставили перед собой задачу научиться самостоятельно добывать знания, выделять главное, научиться самоконтролю. Хочу услышать на уроке правильное, выразительное чтение. Я хочу, чтобы через урок вы пронесли чувство сострадания, научились быть добрыми между собой и по отношению к животным.
III. Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения.РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА
1. Дыхательные упражнения.
“В цветочном магазине”
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 раза).
“В лифте”
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем громче голос, и наоборот. Едем сначала с 1 по 9, а потом вниз.
2. Чтение слогов, слов, предложений по индивидуальным карточкам.
- карточки.
3. Работа над стихотворением.
Бедная собака – бросили ее.
Старая собака – где ее жилье?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.
- Чтение стихотворения “про себя”.
- Каким тоном будем читать стихотворение?
- Почему?
- Чтение стихотворения вслух, выразительно.
В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком? Это первое прирученное им животное.
РЕФЛЕКСИЯ: Как вы оцениваете свою работу на этом этапе? Поставьте оценку в рабочую карту урока. (Почему мы читали стихотворение о собаке? Почему выполняли это упражнение?)
IV. Проверка домашнего задания.- Пересказ рассказов о животных. Что мы узнаем из этих рассказов?
РЕФЛЕКСИЯ: оценивание учителем.
V. Знакомство с новым произведением.1. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: “Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой” (портрет). История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, и его за это звали “Лева-рева””. (на доске) Эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до концы жизни. Тему сострадания мы увидим в новом произведении Толстого.
- Откройте учебник на странице 133. Прочитайте заголовок. О чем нам может рассказать название?
- Назовите главных героев рассказа.
2. Чтение рассказа подготовленным учеником.
- Памятка “Учимся слушать”
- Какие чувства рождаются при чтении этого рассказа?
- Мнение читающего ученика. Оценивание ученика классом. Я думаю. Почему?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- К какому моменту она относится?
- Что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
ФИЗМИНУТКА
3. Деление рассказа на три части.
- На какие три части можно разделить текст этого рассказа?
4. Озаглавливание частей рассказа, работа по содержанию.
- Работа группами.
1 группа |
2 группа |
1. Прочитайте рассказ друг другу по частям. 2. Озаглавьте каждую часть. 3. Вопросы: - Кто главные герои каждой части? - Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке со львом? Подтвердите словами из текста. - В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? Расскажите. - Какими словами автор показал горе льва после смерти собачки? Почему? |
1. Прочитайте рассказ друг другу по частям. 2. Составьте план рассказа. Смерть друзей. Встреча в клетке. Дружба животных. |
- Запись плана на доску. (карточки)
- Оценивание в группах.
5. Творческое задание.
- Если бы леВ и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
- Работа в парах.
РЕФЛЕКСИЯ: оценивание пар друг друга.
VI. Итог урока.Мы познакомились с рассказом “Лев и собачка”.
- Что бы вы хотели сказать автору этого рассказа? Зачем писатель написал этот рассказ?
- А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших братьев – животных?
Значит, у вас, ребята, большое и доброе сердце. Запомните, ребята! “Все доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека” (на доске)
РЕФЛЕКСИЯ: оцените свою работу за весь урок.
VII. Задание на дом.Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Прозвенел звонок и закончился наш урок. Всем большое спасибо!