Урок окружающего мира "Болото и его обитатели" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с животными растений и болот, их “профессиями” в экосистеме; рассказать о значении болот в жизни человека.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакат “ экосистема болот”.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

– Что вы изучаете сейчас на уроке? Какова тема раздела? (экосистемы)

– Назовите составные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители).

3.Проверка домашнего задания

– Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)

“Верхний этаж” составляют – рачки, мелкие организмы – планктон.

“Нижний этаж” – растения, рыбы, животные.

– Что выяснили о круговороте веществ в озере?

– О чем свидетельствует черная стрелка? (Круговорот замкнут не полностью, поэтому со временем озеро превращается в болото)

Вывод:

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Сегодня на уроке мы будем изучать экосистему болот.

– Какое озеро может превратиться в болото? (бессточное) – Почему?

4.Совместное открытие знаний

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.

Учитель: Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов. Каждое болото по-своему интересно, их множество.

– О чем подсказывают названия?

– Рассмотрите на стр.48 процесс зарастания озера.

– Почему на дне откладывается столько останков мертвых организмов?

Учитель: Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и остатками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Работа с текстом учебника.

  1. Самостоятельное чтение текста;
  2. Ответы на вопросы.

Ковер-сплавина – сплошной ковер из растений, которые корнями сплетаются друг с другом.

– Что это за удивительное растение мох-сфагнум вы узнаете из текста (стр. 50).

Чтение вслух.

– Что интересного узнали об этом растении? (демонстрация гербария)

– Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

Физкультминутка (выполняется дыхательная гимнастика “Задуем свечу”, зрительная гимнастика “Рисуем с закрытыми глазами”)

Учитель: Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.

Как вы знаете в каждой экосистеме свой растительный и животный мир.

– Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.

РОГОЗ часто называют камышом. Растение с темно-коричневыми головками.

РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.

БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.

РОСЯНКА – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мгновенно закрывается, и насекомое переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так питается росянка.

БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое название КАССАНДРА) Дочь царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотя они всегда сбывались.

– На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны.

КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.

ЧЕРНИКА – с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами, укрепляющий зрение.

БРУСНИКА – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.

МОРОШКА – хорошее средство против цинги – заболевания десен.

ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.

- На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИ ими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они очень прожорливы, охотятся в полете.

Другой хищник – ВОДОМЕРКА. Ее тело и лапки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но когда совсем пересыхает. ГЛАДЫШ – в ночное время летает.

ЖУК-ПЛАВУНЕЦ – отлично плавает.

- Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ. Здесь встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.

- Что общего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?

(Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту. Хорошие длинные клювы, чтобы достать пищу. Все они хорошо летают. Питаются головастиками, ягодами, насекомыми).

В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар. малиновка) питается насекомыми, умеет голосом подражать другим птицам и даже животным.

(Слушание голоса камышовки)

КУЛИК И ЧИБИС – питаются насекомыми.

ВЫПЬ (устаревший бугай) ее голос напоминает рев, если вы подуете в горлышко бутылки. Питается пиявками, рыбой, лягушками. Ведет ночной образ жизни.

Своеобразное пение и у КУРОПАТКИ (слушание голоса куропатки)

БОЛОТНАЯ СОВА – одна из самых полезных птиц. Питается грызунами. Охотится утром и вечером.

БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ – летает низко над землей. Питается рыбой, лягушками, птицами.

- Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.

ЛОСИ – любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

Физкультминутка (упражнения на предупреждение сколиоза)

5.Первичное закрепление

1. - Теперь вам нужно применить свои знания, выполняя задание.

Практические упражнения стр. 51 №3 (в тетради)

- Распределите болотных жителей.

- Берем зеленый карандаш, подчеркиваем производителей, красным – потребителей, коричневым – разрушителей.

2. Составим цепи питания, используя раздаточный материал – карточки (практическая работа в группе)

Цепи питания:

Клюква>куропатка>лунь

Водоросли>рачки>карась>щука

3)- А теперь самостоятельная работа. Разгадайте кроссворд.

- Назовите “профессию” организмов, которым приходится туго на болоте.

Кроссворд проверим.

– И главный вопрос:

Какое значение имеют болота для человека?

  1. Добыча торфа.
  2. Болота смягчают климат окружающей среды. Увеличивают влажность воздуха.
  3. Болота – это хранилища и регуляторы пресной воды рек.

Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной.

(Возврат к 4 СЛАЙДУ)

6.Итог урока

- С какой экосистемой познакомились?

- Что нового и интересного узнали о болоте?

- Что можете сказать о круговороте веществ в болоте? (со временем болото может превратиться в луг, так как круговорот незамкнут полностью)

Оценки за работу на уроке и домашнее задание.

Презентация