Цель: познакомить учащихся с животными растений и болот, их “профессиями” в экосистеме; рассказать о значении болот в жизни человека.
Оборудование: мультимедийная презентация, плакат “ экосистема болот”.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
– Что вы изучаете сейчас на уроке? Какова тема раздела? (экосистемы)
– Назовите составные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители).
3.Проверка домашнего задания– Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)
“Верхний этаж” составляют – рачки, мелкие организмы – планктон.
“Нижний этаж” – растения, рыбы, животные.
– Что выяснили о круговороте веществ в озере?
– О чем свидетельствует черная стрелка? (Круговорот замкнут не полностью, поэтому со временем озеро превращается в болото)
Вывод:
– Какова тема сегодняшнего урока?
– Сегодня на уроке мы будем изучать экосистему болот.
– Какое озеро может превратиться в болото? (бессточное) – Почему?
4.Совместное открытие знанийВсе обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.
Учитель: Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов. Каждое болото по-своему интересно, их множество.
– О чем подсказывают названия?
– Рассмотрите на стр.48 процесс зарастания озера.
– Почему на дне откладывается столько останков мертвых организмов?
Учитель: Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и остатками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.
Работа с текстом учебника.
- Самостоятельное чтение текста;
- Ответы на вопросы.
Ковер-сплавина – сплошной ковер из растений, которые корнями сплетаются друг с другом.
– Что это за удивительное растение мох-сфагнум вы узнаете из текста (стр. 50).
Чтение вслух.
– Что интересного узнали об этом растении? (демонстрация гербария)
– Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.
Физкультминутка (выполняется дыхательная гимнастика “Задуем свечу”, зрительная гимнастика “Рисуем с закрытыми глазами”)
Учитель: Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.
Как вы знаете в каждой экосистеме свой растительный и животный мир.
– Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.
РОГОЗ часто называют камышом. Растение с темно-коричневыми головками.
РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.
БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.
РОСЯНКА – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мгновенно закрывается, и насекомое переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так питается росянка.
БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое название КАССАНДРА) Дочь царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотя они всегда сбывались.
– На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны.
КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.
ЧЕРНИКА – с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами, укрепляющий зрение.
БРУСНИКА – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
МОРОШКА – хорошее средство против цинги – заболевания десен.
ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.
- На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИ ими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они очень прожорливы, охотятся в полете.
Другой хищник – ВОДОМЕРКА. Ее тело и лапки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но когда совсем пересыхает. ГЛАДЫШ – в ночное время летает.
ЖУК-ПЛАВУНЕЦ – отлично плавает.
- Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ. Здесь встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.
- Что общего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?
(Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту. Хорошие длинные клювы, чтобы достать пищу. Все они хорошо летают. Питаются головастиками, ягодами, насекомыми).
В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар. малиновка) питается насекомыми, умеет голосом подражать другим птицам и даже животным.
(Слушание голоса камышовки)
КУЛИК И ЧИБИС – питаются насекомыми.
ВЫПЬ (устаревший бугай) ее голос напоминает рев, если вы подуете в горлышко бутылки. Питается пиявками, рыбой, лягушками. Ведет ночной образ жизни.
Своеобразное пение и у КУРОПАТКИ (слушание голоса куропатки)
БОЛОТНАЯ СОВА – одна из самых полезных птиц. Питается грызунами. Охотится утром и вечером.
БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ – летает низко над землей. Питается рыбой, лягушками, птицами.
- Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.
ЛОСИ – любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.
Физкультминутка (упражнения на предупреждение сколиоза)
5.Первичное закрепление
1. - Теперь вам нужно применить свои знания, выполняя задание.
Практические упражнения стр. 51 №3 (в тетради)
- Распределите болотных жителей.
- Берем зеленый карандаш, подчеркиваем производителей, красным – потребителей, коричневым – разрушителей.
2. Составим цепи питания, используя раздаточный материал – карточки (практическая работа в группе)
Цепи питания:
Клюква>куропатка>лунь
Водоросли>рачки>карась>щука
3)- А теперь самостоятельная работа. Разгадайте кроссворд.
- Назовите “профессию” организмов, которым приходится туго на болоте.
Кроссворд проверим.
– И главный вопрос:
Какое значение имеют болота для человека?
Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной.
(Возврат к 4 СЛАЙДУ)
6.Итог урока
- С какой экосистемой познакомились?
- Что нового и интересного узнали о болоте?
- Что можете сказать о круговороте веществ в болоте? (со временем болото может превратиться в луг, так как круговорот незамкнут полностью)
Оценки за работу на уроке и домашнее задание.