Тема: Наши предки – древесные жители.
Цель: формировать у учащихся новые понятия: сходство и различие человека и обезьян.
Оборудование: учебник, тетрадь к учебнику, компьютер, мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Проблемная ситуация. (Слайд 2)
Работа с книгой. Учащиеся читают диалог. Рассматривают рисунок внизу и решают, правы ли Лена и Миша. Обнаружение сходств и различий.
- Прежде чем ответить на проблемный вопрос, вспомним, что вы уже знаете.
- Чем отличаются млекопитающие от других животных? (Слайд 3)
(Главное отличие – живорождение и забота о потомстве – выкармливание молоком детенышей, наличие разнообразных зубов, шерстяной покров)
- Какие органы чувств позволяют играть в прятки? (Слайд 4)
(Главный орган чувств человека – зрение – во время игры не используется. В качестве основных органов чувств функционируют слух и осязание. Именно в этом трудность этой игры, так как без зрения мы с большим трудом ориентируемся в мире )
- Из каких частей состоит нога? Как люди ходят? (Слайд 5)
(Люди ходят на двух ногах, принимая вертикальное положение. При этом опираются люди на нижнюю конечность. Она состоит из ноги и тазовых костей, являющихся опорой для ног. Нога состоит из бедра, голени и стопы)
- Теперь, когда мы вспомнили, все что уже знаем, легко можем найти сходство и отличие человека и обезьяны. (Слайд 6)
(У человека и обезьян были общие предки, ведущие древесный образ жизни)
- Попробуйте определить тему урока. (Слайд 7)
(Сегодня на уроке мы будем говорить о наших предках, а именно об обезьянах)
III. Совместное открытие знаний.
- Вспомним наших дальних родственников. (Слайды 8 и 9)
(Горилла, шимпанзе, орангутанг, гиббон )
- Откройте учебник на странице 67 и выполните задание № 1. (Слайд 10)
(Подчеркнуть те особенности, которые роднят человека со всеми животными зеленым цветом, а с обезьянами – красным цветом)
Зеленым: питается готовыми органическими веществами, подвижный.
Красным: имеет широкие плечи, имеет подвижные, ловкие конечности, имеет хорошо развитый мозг.
- Почему произошли изменения руки? (Слайд 11)
(Чтобы ухватится за ветку, “рука обезьяны” должна её чувствовать. Рука человека ещё более чувствительный и ловкий орган.)
- Почему зрение важно для человека? Для обезьяны? Выполнение задания № 2 на стр. 68 (Слайд 12 ). Вставь и найди ещё один признак, сходный у людей и обезьян. Подчеркни его.
(Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ГЛАЗ,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый ГЛАВНЫЙ)
- Как развит мозг обезьяны? (Слайд 13)
Чтение в учебнике на странице 67.
(Мозг обезьяны хорошо развит. Они легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.)
- Самостоятельно прочитайте текст на стр. 68 “Для любознательных” и найдите ответ на вопрос: Почему обезьяны так поздно взрослеют? (Слайд 14)
(Сложное поведение обезьян требует длительного обучения)
- Назовите все сходства человека с обезьянами. (Слайд 15)
(Общие предки, ведущие древесный образ жизни, хорошо развита рука, зрение, сложный мозг, длительный период детства)
- Теперь находим отличия человека от обезьян (Слайды 16 - 17)
(Выполним задание № 3 на стр. 69)
(Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ЧЕТЫРЕХ КОНЕЧНОСТЯХ. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ДВУХ НОГАХ. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать ПИЩУ и защищаться от ХИЩНИКОВ)
- Чтение учебника на стр. 69. Какие движения может выполнять рука человека? (Слайд 18)
(Разнообразные точные и сложные движения)
- Какое главное отличие человека от животных? (Слайд 19)
(Главное отличие человека от животных – разум. Человек обладает речью)
- Назовите отличия человека от животных (Слайд 20)
(Хождение на двух ногах, развитие мышц ног с опорой на стопу. Люди могут предвидеть события, продумать свои действия. Общаются с помощью речи)
IV. Закрепление изученного.
- Выполнение заданий:
Задание № 4 (Найдите в тексте ошибки) (Слайд 21)
Задание № 5 (Какое зрение у обезьяны?) и № 7 (Подчеркни фразы, которые может понять собака) (Слайд 22)
Задание № 6 (Раскрась те рисунки, на которых изображены действия, доступные только человеку) (Слайд 23)
V. Подведение итогов
- Что нового узнали? - Кто является нашими предками?