Поэтическая гостиная по творчеству ненецкой писательницы Любови Ненянг "Признание в любви"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Образовательная: познакомить с вехами биографии ненецкой писательницы Любови Ненянг, дать представление о некоторых темах ее творчества.

Развивающая: развивать творческое воображение, развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательная: обратиться к ценностному потенциалу литературы народов края с целью пробуждения нравственного начала.

Оборудование: видеозаписи, тексты произведений, красочно оформленная доска, эпиграф.

Есть земля, где поют соловьи,
есть земля, где не вянут цветы,
но прими, как признанье в любви:
вся Россия моя – это ты,
моя снежная родина.
(«Моя земля»)

ХОД УРОКА

(Включается видеозапись.)

Слово учителя.

– Очень приятно видеть всех, кто пришел к нам сегодня в гости.

Нас ожидает необычное путешествие – путешествие по поэтическим страницам, и каждая из этих страничек даст нам возможность больше узнать о традициях и культуре северных народов, позволит почувствовать их любовь к этому суровому краю.

Узоры тундры… Так назывался наш прошлый урок, посвященный творчеству долганской поэтессы Огдо Аксеновой. Из чего они складываются, эти узоры тундры?

Из бескрайнего зимнего безмолвия и из сполохов неповторимого северного сияния, из первого луча солнца, дающего жизнь и из радостных криков птиц, которые возвращаются сюда, на холодный север, каждую весну, из причудливого сплетения голубых рек и озер и из весенних ярких жарков. А когда смотришь на цветущий тундровый ковер, то начинаешь понимать, откуда взялась яркая бисерная радуга на унтайках северных женщин…

Всмотритесь в эти живые узоры, созданные природой, запомните эти краски…

А еще мы говорили о том, что в эти узоры вплетается любовь северных народов к природе этого сурового края и трепетное их уважение к традициям своих предков.

Давайте вспомним, как оживают в стихах Огдо Аксеновой приметы, известные в тундре всем от мала до велика.

(«Есть у нас свои приметы…» - стихотворение читает ученик.)

Если комары липучи,
Все известно наперед:
Оглянись – увидишь тучи,
Обожди – и дождь пойдет.

Если шумно хороводят
Вновь гагары над рекой,
Значит, завтра быть погоде,
Да притом, ещё какой!

Если сеть свою густую
Весело плетет паук,
То и ты сеть не пустую
Будешь выбирать, мой друг.

Если самым ранним утром
По весне ползет туман,
Значит, жди крикливых уток
Из далеких теплых стран.

Если чайки разгалделись
На разбойном языке,
Значит, рыба в самом деле
Густо водится в реке.

– А вот какие главные заповеди (наставления) своего народа донесла до нас первая долганская поэтесса:

(«Есть у долган такой обычай» - стихотворение читает ученик.)

Есть у долган такой обычай –
Делиться первою добычей,
Запомни, мальчик.

Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок – для стариков.
Запомни, мальчик.

Поверье древнее гласит –
Удача у того гостит,
Кто от людей её не прячет.
Поверь мне, мальчик.

Есть у долган такой обычай –
Делись – и будешь сам с добычей.

Удивительно просты нравственные правила долган. Но в этом и заключается их великая мудрость. Поэтому и растут их дети добрыми, открытыми и справедливыми.

Я просила вас подготовить стихи о детях, те стихи Огдо Аксеновой, которые вам больше всего понравились.

(Ученики читают стихотворения «В школу» и «Новости»).

В ШКОЛУ

Я на оленя сажусь верхом,
Прощаюсь надолго с верным щенком.
Но только его не загонишь домой, –
Наверное, в школу хочет со мной.
Прижалась ко мне меховая щека.
Сушеною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю:
– Ты у меня не скучай, не горюй.
Школа моя далеко-далеко,
Туда не добраться по тундре пешком.
Ты здесь оставайся, меня заменяй,
Папе оленей пасти помогай.
Окрепнет на речке декабрьский лед
И солнце за мёрзлую землю уйдет,
Тогда меня снова у дома встречай.
Мама услышит твой радостный лай,
Печку затопит, и мяса наварит,
И чаю заварит.

НОВОСТИ

В далеком поселке
Учился брат.
Я новости брату
Привез в интернат.

Он слушал меня,
Строганину строгал.
Я всё по порядку
Ему рассказал.

Собака поймала
Песца на дороге.
Стал очень капризным
Олень однорогий.

Мама мне сшила
Сакуй меховой.
Папа принес
Куропатку домой.

Он спас куропатку
От белой совы,
Иначе бы ей
Не сносить головы.

Упала к ногам,
В темноте притаилась,
И сердце, как рыбка,
В груди её билось.

Ручного оленя
Я сам распрягал.

Слушал мой брат,
Строганину строгал…

У нас было много
Проезжих гостей.

И всё.
Больше нет новостей.

– Бесхитростные эти небольшие истории, но каждая из них знакомит вас с жизнью северян, их обычаями, и из сотен таких историй и судеб, как из сотен разноцветных бусинок бисера, сплетаются незабываемые узоры тундры.

Вот так, дорогие ребята, и судьба ненецкой писательницы Ненянг вплеталась в судьбу родной земли.

Итак, пришло время назвать имя главной героини нашего урока.

(Видеозаставка: портрет Ненянг, книги писательницы)

– Это Любовь Прокопьевна Ненянг. Ненянг – в переводе с ненецкого – Комарова.

Вам покажется, что в её биографии нет ничего необычного.

Родилась на Таймыре, окончила школу, потом педагогическое училище. Поступила в Ленинградский педагогический институт. Вернувшись на родину, преподавала в школе, работала в редакции газеты, вела передачи на радио и телевидении.

Но вы должны знать следующее. Необычно для того времени уже то, что девочка смогла покинуть стойбище и получить образование, причем в одном из лучших учебных заведений страны. Необычно и то, что главным делом ее жизни стала литература, ведь до Комаровой у ее народа не было своих писателей. Она первая рассказала о своей земле, о своем народе и о самой себе в стихах и рассказах. Ее произведения печатались как на русском, так и на ненецком языках.

Короткие, сухие строчки биографии. Но о себе можно поведать и стихами.

Так появилось стихотворение «Моя земля».

(Стихотворение читает учитель).

В лихолетье лютующих вьюг
я не верила в слово «весна»…
Помню мачехой землю свою.
Как была ты ко мне холодна,
моя снежная родина!
Я так мало на свете живу,
но так много вместила судьба –
и кочевье отца, и Неву,
и сознанье, что ты – не раба,
моя снежная родина!
Над тропою моих стариков,
разбудив вековечную тишь,
разом сквозь вереницу веков
белым чудо-оленем летишь,
моя снежная родина!
Есть земля, где поют соловьи,
есть земля, где не вянут цветы…
Но прими, как признанье в любви,
вся Россия моя – это ты,
моя снежная родина!

Это стихотворение – вы согласитесь со мной – не что иное, как признание в любви к суровому, но такому родному северному краю. Самые задушевные, самые главные его строчки – перед вами. И если для вас Север стал настоящей родиной, вы не сможете забыть эти простые, но такие верные слова.

Любимая работа требовала, чтобы писательница жила в городе. Но не было такого года, чтобы не приезжала она в родные места, ибо сердцем была она настоящей тундровичкой. Об этом написала она стихотворение, которое называется «Знаю я, о чем молчит река».

Знаю я, о чем молчит река,
пряча в глубине земные краски.
В шепоте зеленом тальника
я расслышу бабушкины сказки.
Ничего не стоит мне, поверь,
песню спеть вдвоем с шальной волною.
и о чем ты думаешь теперь,
я пойму, хоть нет тебя со мною.
По приметам прадедов моих
я скажу, какое будет лето,
и зачем внезапно ветер стих,
и о ком гагара плачет где-то…
Я беду сумею отвести,
если волк у стада озорует.
И ладони в воду опустив,
рыбакам скажу, где чир жирует.
Бисером негаснущей зари
или даже солнечною нитью
праздничные вышью бокари,
чобы было в чем на праздник выйти
Сброшу в омут груз прожитых лет,
решная, обычная, земная,
не колдунья и не ведьма – нет.
Просто – тундровичка коренная.
И однажды, пересилив грусть,
путь по звездам вызнав без ошибок,
я помолодевшая вернусь
в дымный город – к пишущей машинке.

– Есть у Ненянг стихотворение, посвященное Дудинке – столице Таймырского автономного округа. (Видеоряд) Перед вашими глазами знакомые всем кадры: множество портальных кранов и мощные атомные ледоколы. Такой ли видит этот город писательница?

(«Я тебя белокаменной вижу» - стихотворение читает ученик.)

Хоть и древняя наша

Дудинка,

Триста с лишним на свете

живет,

Хорошеет, звенит, словно

льдинка,

Выше в гору, вперед

все идет.

И живут здесь мои

северяне,

Трудовой, с добрым сердцем

народ,

Корабли с дальних рейсов

встречает.

По-таймырски. Всегда.

Круглый год.

Я тебя белокаменной вижу,
В парках тундровой зелени

всю…

Молодой, звонкий голос твой

слышу

И с тобою о счастье пою.

В нем звучит гордость за людей, которые живут и трудятся за Полярным кругом. Славная история древнего города продолжается в судьбах тех, кого каждый день Север испытывает на прочность.

А ещё обязательно нужно сказать, что Любовь Ненянг не просто писательница и поэтесса, но и великолепный знаток традиций и обычаев ненцев, замечательная сказительница.

(Стихотворение «Добро рождает добро» читает ученик).

Тебе, наверно, друг мой, невдомёк:
законы тундры избегут забвенья.
Ведь мало ли кого на огонек
случайно приведет тропа оленья?

И, значит, надо, чтоб горячий чай
ждал путника – пусть он душой оттает.
Любого в тундре гостя привечай.
Запомни: лишь добро – добро рождает.

Да будет гость покоен и здоров!
А ты – богат ли, беден – не причина.
Бывает лишь, что не хватает дров,
ну, а тепло души – неистощимо.

И сам не бойся в тундре заплутать,
не бойся ветра мёрзлого за нюком,
и если ты не зимогор, не тать,
в чум ненца забредешь – и будешь другом.

А коли в сердце льдинка холодна…
Что ж, бог тебе судья.
Но только в тундре
тебе, мой мальчик, будет трудно.
И всё ж оттает капельку она…

– Вы узнали, что это так называемые наставления. Ну, а главное правило вынесено в заглавие: добро всегда рождает только добро.

– Ребята, обратили внимание на то, что у всех народов Севера – общие правила?

Общие правила – и общие праздники.

И один из самых замечательных – какой?

Праздник встречи солнца, праздник «Хейро». Посмотрите, как это отразилось в танце.

(Видеозапись танца.)

– Разве можно что-нибудь еще добавить к этому?

А вас я просила подготовить материал об этом празднике.

(Ученики рассказывают о некоторых северных традициях. См. ПРИЛОЖЕНИЕ)

– Ваши одноклассники прочитают сейчас стихотворение Ненянг. Оно тоже посвящено этому празднику.

(Группа учеников читает стихотворение «Хейро»).

Долганский национальный хоровод в честь появления солнца после полярной ночи

Что вокруг произошло?
Солнце первый раз взошло.
Озарило даль и снег,
Озарило светом всех.
Хейро! Хейро!

С каждым днем оно сильней.
Вот уж свет в груди моей.
И поёт душа, поёт!
Стало быть, весна идет!
Хейро! Хейро!

Ненец, энец и долган,
Эвенк, русский, нганасан –
Все пустились танцевать,
Чтоб весну приветствовать!
Хейро! Хейро!

Так теперь всегда у нас:
Общий труд и общий пляс.
Сыновья большой страны,
В дружбе стали мы сильны.
Хейро! Хейро!

– Любовь Ненянг сочиняла и песни. Это, кстати, связано с одним очень интересным обычаем ненцев. Песня – постоянный спутник ненца.

(Ученики рассказывают о традиции сочинять детские личные песни, учитель продолжит их сообщение рассказом о взрослых личных песнях.)

Песня сопровождает человека от самого дня рождения до конца его жизни. Песни у ненцев бывают детские и взрослые. В свою очередь различаются современные, обрядовые, колыбельные песни. Ненецкий героический эпос – сюдбаду – обязательно сопровождается песней.

Очень интересен один из обычаев этого народа. У ненцев принято так: сколько детей, столько и колыбельных песен. Это так называемые детские личные песни: песни-пожелания, песни-ласкания, песни, в которых взрослые выражают свои мечты о том, какими они хотели бы видеть своих детей в будущем. В каждой такой песне отражается характер ребенка, его поведение, привычки. Так, мальчику желают стать отважным и удачливым следопытом («рыбки сами будут мордочки свои тыкать в его сети, а песцы будут сами лезть в его капканы»); о круглолицей девочке будут петь, что «лицом на солнце похожа», о румяной – «как лоскуток красного сукна» щёки её. Девочке, конечно, прежде всего желают стать искусной мастерицей: «узоры на парках она сошьёт краше северного сияния».

– Детская личная песня сопровождает ребенка до самого его совершеннолетия. Станет взрослым – сам для себя сочиняет уже личную взрослую песню. Сначала это песня-импровизация. Потом, когда её услышат искусные песенники, они обработают эту песню и она станет гораздо лучше.

В жизни без спроса я не брал
Ничего.
Малой малости я не украл
Ни у кого.

Как и все, тянул в жизни лямку я
И всегда честный путь выбирал,
Но жену свою – урожденную Ямкину –
(Говорю я, как было) – украл…

Это было вот так: в тишине,
Среди ясного белого дня:
«Укради меня! Увези меня!» –
Её сердце шепнуло мне…

Вот я её и украл…)

– О чем личные песни ненцев? О себе, о своей земле, о том, что волнует в жизни. О том, какой он рыбак, охотник, оленевод. Личная песня ненца – это как паспорт человека.

А вот ещё одна детская песенка, которую перевела для нас сказительница.

(Ученики выразительно читают «Детскую песню Малой Неле»)

Над чумом нежный голосок
Напев выводит свой.
А песня эта, чья она?
Её поет Неле Малой,
Похожая на лоскуток
Из красного сукна.

Она пока мала, но срок
Настанет, красотой
Всех поразит она,
Румянощёкая Малой,
Похожая на лоскуток
Из красного сукна…

– Любовь Ненянг недаром называют талантливой сказительницей.

Сейчас вы услышите удивительную легенду, которая принадлежит перу поэтессы.

ОЛЕНЬ И ЛУНА.

Семь дней, как крыльями ветер бил,
Семь дней, как буран будоражил округу,
Семь дней, как по тундре олень кружил,
Трубил и искал свою подругу.

«Семь дней – все равно что целая жизнь», -
Так думал олень. И молил круторогий:
«О, белая вьюга! Шепни, укажи, -
Какой она скрылась неверной дорогой.

Не будет мне счастья на этой земле,
Пока не найду я важенки милой…»
Но что различишь в мятущейся мгле –
В хаосе белом метели стылой?

Белым – бело за шаг перед ним,
Стеной снега над бедным оленем.
И, в кровь о наст, ободрав колени,
Впервые олень слезу уронил.

Семь дней круторогий по тундре кружил,
Трубя одиноко. Но полночь настала.
Утихла пурга. И тропою светил
Луна поднялась, сквозь туман заблистала.

И, взгляд устремив на серебряный свет,
Увидел олень не луну, а подругу…
С тех пор и бежит за луною он вслед
Как заведенный, по кругу – по кругу.

…Гоню я оленей!
                               Восходит луна.
Мчит ветер навстречу.
                               Таинственно в мире…
И кто-то, быть может,
                               пока я одна,-
зовет меня,
                      ищет…
                               А я на Таймыре.

– Мы заканчиваем путешествие по страницам северной поэзии.

Вы услышали признание ненецкой сказительницы Любови Ненянг в бесконечной любви к родине, познакомились с некоторыми традициями народов, населяющих Таймыр. Остаётся надеяться, что это путешествие подарило вам не только новые знания, но и обогатило вас духовно. Если вы усвоили и приняли простые и мудрые правила северных народов, то обрели четкий ориентир в жизни. Если вы будете следовать этим правилам, то, несомненно, люди будут одаривать вас тем же – добром.