Системный подход к разработке структуры курса математики

Разделы: Математика


1. Системный подход в обучении

Выпускник УЗ НПО должен не только иметь достаточно глубокие теоретические знания для продолжения образования, но и уметь решать практические задачи, используя математический аппарат. Поэтому необходимо учебный материал подавать таким образом, чтобы у обучающихся сложилась стройная система знаний. В связи с этим возникает необходимость систематизации и структурирования информации.

Системный подход как метод познания в науке сформировался сравнительно недавно. Применение системного подхода в процессе изучения материала способствует усвоению знаний в целостной системе. Этого можно достичь двумя путями.

Первое направление – от рассмотрения целостной системы к анализу её структуры -рассмотрению отдельных элементов системы и взаимосвязей между ними.

Второе направление – от рассматривания элементов и анализа структуры к объединению знаний в систему, соответствующую особенностям целостного системного объекта.

В первом случае изложение материала может быть интегральным, то есть охватывать материал 3-5 уроков. Последующие семинарские и практические занятия дают возможность глубокого проникновения в структуру данной темы, анализа её отдельных элементов и связей между ними.

Во втором случае элементы системы могут сначала рассматриваться отдельно. А на уроках обобщения и систематизации знаний это направление применения системного подхода получает свою завершенность – знания складываются в такую целостную систему, которая соответствует реальным объектам природы и общества. Системный подход в обучении расширяет дидактические возможности учебно-воспитательного процесса, повышает его эффективность [2].

Проблемами составления структур и систематизации учебного материала занимаются многие учителя школ и преподаватели колледжей. Широко освещался в своё время опыт учителей-новаторов: В.Ф. Шаталова и С.Н. Лысенковой; в журналах “Специалист” и “Среднее профессиональное образование” стали известны такие имена: Л.П. Кочетова, Волгоградский медицинский колледж; Н.П. Марчук, Пензенское высшее лесное училище. Каждый из них по-своему преломляет эти идеи, исходя из специфики предмета и индивидуальных особенностей.

2. Системный подход к составлению структуры темы

Незаменимую роль в формировании системных и интегральных знаний у учащихся, а также навыков самообразования играют алгоритмы. Их дидактическое назначение очень разнообразно. Алгоритмы составляются двух видов. В одних кратко представлена теория некоторого вопроса или методы решения (вычисление пределов), в других – даются указания исполнителю выполнить некоторые законченные действия (метод интервалов).

Например, в алгоритме “Разложение многочлена на множители” содержатся все способы разложения (1-4), соответствующие базовому уровню, и способ (5) повышенного уровня. На практике отдельные приёмы используются в различных комбинациях и имеют важное значение.

Если учащийся получает такое задание, например, разложить на множители выражение , то рассуждает так: существует 4 способа разложения на множители, но ни один из них сразу не даёт нужного результата, чтобы придти к одному из них, нужно преобразовать выражение. Например, можно привести его к способу группировки, разбив выражение на подобные слагаемые и , а затем применить и другие способы разложения на множители:

имеем: и т.д.

Систематизация учебного материала даёт возможность учащимся с самого начала изучения темы увидеть весь объём предстоящей познавательной деятельности, связи и переходы в процессе его изучения.

3. Системный подход к составлению структуры программы

Когда алгоритмов накопилось много, возникла необходимость их систематизировать. Тогда и появилась технологическая карта. Все объекты, изучаемые в школьном курсе математики, можно распределить на 4 группы: выражения, уравнения, неравенства, функции. Они помещаются в таблицу из четырех столбцов с такими же названиями. Заголовок кратко отражает вид информации, представленной в столбце, а в столбце - информация об этом объекте. Получается своеобразный путеводитель. Карта представляет собой внутреннее устройство школьного курса математики 10 класса и материала для повторения. Для учащихся 11 класса целесообразно поместить информацию по изучаемым темам и для заключительного повторения на отдельных листах или файлах, а на карте только обозначить темы. В технологической карте сосредоточены основополагающие вопросы теории, соответствующие стандарту образования. А уже с её помощью можно выводить учащихся на любой уровень усвоения материала, так как она, в конечном счете, формирует определённый способ мышления. Получая задание, учащийся выясняет 3 вопроса:

Что дано? (Например, уравнение)

Каков вид объекта? (Например, полное квадратное)

Как решать? (Выбирает по карте метод решения).

Технологическая карта имеется и на электронном носителе, поэтому с ней можно работать в компьютерном классе. Если недостаточно информации на карте, учащийся находит алгоритм, в котором представлены материалы по этой теме. Алгоритм появится на мониторе, если указатель мыши подвести к интересующему вопросу и следовать подсказке. Это способствует прочному усвоению знаний.

4. Результативность

В карте представлены тенденции развития от простого к сложному, от частного - к общему и наоборот.

Изучение любого объекта осуществляется не изолированно, а в системе, что позволяет анализировать его свойства, выявлять типы связей, сводить их в единую картину и на этой основе получать знания о целостном объекте. Карта позволяет:

  • компактно представить информацию;
  • сориентировать учащихся на изучение основных положений;
  • организовать дифференцированное обучение;
  • сформировать умения исследовательского подхода при решении задач.

Учащиеся колледжа имеют возможность заниматься в компьютерном классе, а это обеспечивает более качественную подготовку выпускников.

Приложение

Литература

  1. Левина М.М. “Технологии профессионального педагогического образования”. Москва, “ACADEMIA”, 2001 г.
  2. Онишук В.А. “Урок в современной школе”. Москва, “Просвещение” 1986 г.
  3. Пак М. “Алгоритмы в обучении химии”. Москва, “Просвещение”, 1993г.
  4. Палат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”. Москва, “ACADEMIA”,2000 г.
  5. Журнал “Специалист”, 2007 г.
  6. Журнал “Среднее профессиональное образование”, 2007 г.