Цель: обогащать словарный запас учащихся; показать красоту зимней природы; развивать речь и мышление учащихся, воспитывать желание читать и говорить выразительно.
План урока:
I. Организационный момент.
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
И ветер в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро.
- Пусть доброе утро длиться до вечера.
- Начинаем наше занятие клуба: “Родное слово”
Наш девиз: “Будем мы родную речь
изучать,
любить,
беречь”
- Для чего нам нужна речь?
- Как вы понимаете: Будем мы родную речь любить?
- Дети, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова.
- И мне бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих.
- Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.
II. Сообщение темы и цели.
- Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них соответствует сегодняшнему утру.
Темнеет
Метет
Морозит
Снегопад
- Докажите.
- Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.
/ Утро пасмурное, ненастное, холодное, морозное, хмурое, неприветливое /
- Закройте глаза и шепотом произнесите: “ЗИМА…”
- Какое чувство возникло?
/ Стало холодно и грустно…, а мне радостно, я люблю зиму… /
- Прочитайте тему урока для себя и приготовьтесь читать красиво, ярко.
Снежное слово зимы.
- Как понимаете?
- Сегодня на уроке будем говорить о зиме. Подбирать красивые слова, составлять предложения о зиме. Будем учиться красиво говорить.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Зимушка-зима:
Здравствуйте дети! Это вы обо мне вспоминали, предложения составляли? Как вы подросли с прошлого года! Вы знаете, кто я? Я Зимушка-зима. Каждый год приходит моя пора, вижу я вас на улице, помогаю вам снеговиков катать, по ночам каток для вас мощу, посыпаю дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было.
- Сегодня на уроке за правильные красивые ответы я буду давать вам снежинки.
Ученица:
Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается…
В окнах пишет узор
Льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор
С зеленой ёлочкой. Г. Галина
/ Зима вручает снежинку /
2. О декабре.
- А какие зимние месяцы вы знаете?
- А какой месяц идет?
Декабрь – один из самых суровых месяцев в году, студеное время. В белом покое природа. Низкое солнце, короткие дни и длинные, длинные ночи.
Слово “декабрь” произошло от латинского слова “децембр” - что означает десять. В старину он был десятым месяцем. Позднее на Руси он стал двенадцатым.
- Есть интересная пословица об этом месяце, прочитайте ее.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Декабрь – шляпа зимы, так говорят об этом месяце.
- Кто знает, как в народе называют этот месяц?
Студень, стужайло, снежень, хмурень, ледостав.
- Почему его так называют?
- Еще в декабрь называют: ветрозвон, лютовей, зимник.
- Какие пословицы вы еще знаете о декабре?
Декабрь – полночь года.
Декабрь месяц лютый, спрашивает, как обутый.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
- А какие декабрьские приметы вы знаете?
Если в декабре большой иней – это к хорошему урожаю.
Много звездных ночей в декабре – будет летом много ягод.
Если в декабре снег вплотную прилипает к заборам – неурожайное будет лето.
В декабре много праздников по народному и церковному календарю. Один из них – 19 декабря. День Николы Чудотворца.
Первые серьезные морозы – Никольские.
Иней на Николу – к урожаю.
3. О снеге, о снежинках.
- Послушайте стихотворение и скажите о чем в нем говориться?
Снежок порхает, кружится…
Н. Некрасов.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
- Так, о чем говорится в стихотворении?
- А кто видел, как шел первый снег, поднимите руки.
- Расскажите нам об этом.
/ Он шел медленно, неторопливо. И все, что попадалось ему на пути, снег красил в белый цвет. /
- Послушайте песенку в исполнении ученицы:
Песня “Зима”
1. Утром кот принес на лапах
Первый снег, первый снег.
Ни имеет вкус и запах
Первый зимний снег.
Снег кружится, снег летает
У ребят над головой
Это он платок пуховый
Расстелил на мостовой.
Пр. Я рисую, я рисую у окна
Я рисую от рассвета до темна.
Я рисую как на синие дома
Тихо тихо опускается зима.
2. Снег белеет вдоль забора
И повсюду во дворе.
Спит мой одинокий город
В белоснежном декабре.
Снег кружится, снег летает
У ребят над головой
Это он платок пуховый
Расстелил на мостовой.
Пр. Я рисую, я рисую у окна
Я рисую от рассвета до темна.
Я рисую как на синие дома
Тихо тихо опускается зима.
Первому снегу рады все и животные и дети.
- Иногда люди говорят: “Как снег на голову свалился”.
- Как вы понимаете это высказывание?
/ Это значит, что произошло неожиданно, внезапно. /
- Послушайте стихотворение и постарайтесь описать снег.
Зима.
И. Суриков.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылась чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
- Какой снег?
/ Пушистый; белый, как вата, сахар; обильный; хрустящий; колючий; мелкий; сухой; мягкий; сверкающий и блестящий /
- Составьте предложение о снеге.
- Из чего состоит снег?
- Расскажите, какие вы видели снежинки?
/ Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные и другие /
- С чем бы вы могли сравнить снежинки?
/ Белые, как сахар, молоко. Легкие, будто пух, пушинки. Ажурные, словно кружево, звездочки. /
- Что же делают эти снежинки?
/ Они летят, падают, кружатся, ложатся. /
- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут?
- Когда мы так говорим?
/ В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ. /
Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую.
- А сейчас закройте глаза и представьте себе одну – единственную снежинку, не похожую ни на чью другую, потому что это ваша снежинка, вы создали ее в своем воображении.
- Представили?
- А сейчас пофантазируйте, и пусть каждый нарисует свой собственный эскиз снежинки.
/Свои снежинки дети прикрепляют на доску /
- У вас получились замечательные снежинки.
- Поднимите руки, кому помогала музыка, создавать свою снежинку?
Физминутка.
/ Одновременно со словами стихотворения дети делают упражнения /
Мы на лыжах в лес идем.
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит.
По опушке зайка скачет.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок
Вот и скрылся наш дружок.
Хоть приятно здесь кататься.
Надо снова заниматься.
Звучит Чайковский П.И. “Времена года (декабрь)”
На фоне музыки и фильма “Времена года” говорю:
- Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, застыл в белом покое, кажется, жизнь здесь замерла, а все живое куда-то скрылось.
* * *
Ф.И. Тютчев.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
- Что вы чувствовали, слушая это стихотворение?
- С каким настроением оно написано?
- А сейчас нас ученица поведет в зимний лес. Будьте внимательны, запомните что увидели.
Сколько всяческих чудес
Прячет ловко зимний лес!
Сколько разных в нем следов!
На прогулку ты готов?Лисий след, как у дворняжки.
Здесь она ступала тяжко –
Заметала след хвостом.Лисий след привел нас к дубу.
Дуб укутан снежной шубой.
Он стоит большой, могучий,
Всех в лесу деревьев круче.А под дубом в буреломе,
На сухой траве, соломе,
Спит медведь. Ты не буди
Мишку. Лучше отойди!
По другим следам пойдем,
Что-то у горы найдем.
Снег разрой – найдешь бруснику.
Ягода пурпурна ликом.Словно зимняя картина
На горе стоит рябина.
И снегирь, и свиристель
К ней слетаются в метель.Хмуро воет волк зимою,
Зайцев ищет под горою.
К волку в гости не пойдем,
Лучше к дому повернем.
- Что вы увидели в лесу?
- Что услышали?
- Каким вы увидели лес?
/ Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный. /
- Составьте предложение о зимнем лесе.
- А кто хозяйка этого загадочного леса?
/ ЗИМА /
- Какая она?
- Как можно ее назвать?
/ Зима – кружевница, морозная, снежная, волшебница. /
Ученица:
Снова в заботах зима – рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…
Е. Явецкая.
IV. Итог урока.
- Поднимите руки, кто учился сегодня на уроке?
- Чему учились?
V. Домашнее задание.
НА ТРОПИНКЕ,
У РЕКИ,
ИГОЛКИ,
ДОМА,
ЗИМА