Внешняя оценка результатов деятельности образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Один из основных принципов организации приоритетного национального проекта “Образование” – широкое участие общественных институтов на всех этапах реализации национальных проектов, что в итоге должно привести к открытости образовательной системы, обеспечению конструктивной общественной заинтересованности в модернизации российского образования.

В нашей гимназии есть опыт привлечения внешних независимых экспертов. Гимназия второй год является муниципальной экспериментальной площадкой по теме: “Инновационная модель соуправления общеобразовательным учреждением на основе участия некоммерческой организации как механизм формирования демократического уклада гимназии”. Этот опыт представлен на сайте Фестиваля в 2006г.

В 2007г. на совместном заседании представителей учителей, учащихся, родительской общественности, “Фонда “Стабильность””, было принято решение об участии гимназии в краевой целевой программе “Качество”. Это позволило нам стать участниками конкурса на соискание премий администрации Краснодарского края в области качества. Что давало нам участие в конкурсе?

Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает их объективную оценку группой экспертов по оценке участников конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества. Эта оценка представляется в виде экспертного заключения, содержащего отмеченные экспертами сильные стороны деятельности организации, области, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.

Премии администрации Краснодарского края в области качества (далее – премии) присуждаются на конкурсной основе коллективам специалистов предприятий и организаций за производство и реализацию высококачественной, конкурентоспособной продукции, значительный вклад в разработку и внедрение современных систем обеспечения и управления качеством продукции и услуг.

В основу модели премий заложены принципы всеобщего менеджмента качества:

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство руководства и последовательность в достижении целей;
  • менеджмент на основе понимания процессов и фактов;
  • вовлечение персонала;
  • непрерывная, познавательная деятельность и инновации;
  • развитие партнерства;
  • взаимодействие с обществом;
  • ориентация на результаты.

Организациям, коллективы которых удостоены премий, присваивается звание “Лауреат премии администрации Краснодарского края в области качества 2006 года”, вручается диплом, специалистам вручается нагрудный знак и денежная премия. Премии в области качества обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Лауреаты получают право использования эмблемы премии на фирменных бланках, в своих рекламных материалах.

Организации-лауреаты конкурса имеют право получить рекомендацию конкурсной комиссии для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.

Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются также организации, которые за успехи в области качества награждаются дипломами участников конкурса или поощрительными дипломами.

Любая организация, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применить критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью предприятия удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования.

Наибольшую трудность в данном конкурсе вызвало написание отчета по критериям премии (критерии премии представлены в Приложении №1), так как сложно применить их для образовательного учреждения. Кроме того, требовалось подтверждение их многочисленными примерами, показ динамики улучшений за последние 5 лет (пример написания критериев представлен в Приложении №2 ).

Мы стали первым образовательным учреждением Краснодарского края, осуществив самоэкспертизу деятельности по перечисленным параметрам. Следующим этапом была работа экспертов по Премиям Правительства РФ в области качества непосредственно в гимназии. Результатом такой работы стало получение независимой экспертизы деятельности гимназии с указанием сильных и слабых сторон, потенциала для дальнейшего развития. Радостным событием стало известие о том, что гимназия №36 за достижение значительных результатов в области качества, стала лауреатом премии администрации Краснодарского края.

Список используемой литературы:

1. Национальная доктрина образования в РФ. М., 2001.

2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000.

3. Бондарев П.Б., Чернышкова Л.В., Сальникова И.В. Социальное проектирование школьников: реализация Всероссийской акции “Я – гражданин России в Краснодарском крае”. Краснодар, 2006.

4. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.

5. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.

6. Критерии на соискание премий администрации Краснодарского края в области качества.

7. Национальная доктрина образования в РФ. М., 2001.

8. Руководство по присуждению премий правительства Российской Федерации в области качества.

9. Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.

10.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования – к проектированию.