Цель: формирование знаний об Америке через работу со справочной литературой.
Задачи:
- Образовательная: расширить знания учащихся об Америке (с опорой на знания полученные во 2 и 3 классах); совершенствовать умения работать со справочной литературой.
- Развивающая: развивать умения анализировать полученную информацию и делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения.
Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир»,Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; энциклопедии, физическая карта полушарий, карточки с заданиями, рабочие тетради к учебнику, глобус.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте дети!
Самые лучшие на свете!
II. Повторение.
1. (на доске буквы: т ш е в и е п у с т е)
- Посмотрите на доску, какое задание можно предложить? (Составить слово)
Какое слово у вас получилось? (Путешествие)
Какая орфограмма в слове? (Непроверяемая безударная гласная Е)
Посмотрите в толковом словаре значение слова путешествие.(Один из учеников зачитает значение слова. Напомнить, что книгу надо листать за правый верхний угол)
2. – Как называют людей, которые отправляются в путешествие? (Путешественники)
Каких путешественников вы знаете? (Ф.Магеллан, Васко да Гама, А.Никитин, К.Колумб)
3. – На столах у вас карточки с портретами путешественников. Соедините линией портреты путешественников с их фамилиями. (Рисунок 1)
4. – Эти путешественники жили много лет назад, а знаете ли вы современных путешественников? (Выслушать тех, кто захочет выступить. Если желающих не будет, можно рассказать о Конюхове или предложить детям самостоятельно найти материал дома).
- А с какой целью люди отправлялись в путешествие? (Чтобы установить новые торговые и дипломатические отношения, узнать о новых землях)
- О путешественниках какой эпохи мы с вами говорили на прошлом уроке? (Эпохи Возрождения)
- Почему она так называется? (Один из учеников в словаре находит объяснение)
- О каких великих путешественниках мы говорили на прошлом уроке и чем они прославились в истории? Покажите на карте пути их экспедиций.
5. – Магеллан доказал, что если всё время плыть с запада на восток, то можно обогнуть земной шар. А если плыть всё время с севера на юг? (Также можно обогнуть весь земной шар.. На глобусе посмотреть)
III. Новый материал.
- Предлагаю сегодня тоже отправиться в путешествие в Новый Свет. Какую цель будет достигать наша экспедиция? (Узнать особенности природы)
-Что мы ещё не знаем? (ответы детей)
Посмотрите на карту Америки, что можно о ней рассказать? (Учащиеся по карте называют горы, реки, озёра)
- Рассмотрите расположение природных зон Северной и Южной Америки. Сравните с расположением зон Евразии. Что заметили? (Природные зоны Евразии следуют друг за другом с севера на юг, а в Америке с запада на восток)
- Как вы думаете, почему так? (ответы детей)
Рассказ учителя.
Природная горная цепь – Кордильеры и Анды перекрывают путь влажным западным ветрам, поэтому на Тихоокеанском побережье Северной Америки влаги достаточно, но за горами силы западных ветров не хватает, влаги здесь мало. Здесь и расположилась пустыня Долина смерти. Поэтому природные зоны не только одна над другой, но и рядом друг с другом, с востока на запад. В некоторых случаях изменились и названия.
В Евразии – степи. (слова вынести на доску)
В Африке – саванны.
А в Южной Америке – пампасы (или пампы).
В Северной Америке – прерии.
Северная Америка находится в той же широте, что и Евразия, поэтому встречаются такие же животные и растения, но некоторые свойственны только этому материку.
Физкультминутка.
Работа в группах.
- Используя энциклопедии, подготовьте сообщения: 1 группа - растения Америки, 2 группа – животные Америки. (Учащиеся распределяют в группе обязанности и готовят сообщения. Приготовить иллюстрации разных животных и растений)
Выступление групп.
(при рассказе дети выбирают необходимые им иллюстрации и крепят на доску)
IV. Контрольное упражнение.
1. - Вот и закончилось наше путешествие. Достигли ли мы поставленной цели, проверим.
На контурной карте покажите пути следования экспедиции Колумба – синим цветом, Магеллана – красным.
2. Карточки с заданиями: красная повышенной трудности, синяя трудная, зелёная – лёгкая. (учащиеся выбирают карточки)
- Для подготовки 1 минута, а энциклопедии вам помогут. (Учащиеся отвечают на вопросы карточек)
Красная карточка: Объясните, почему в Южной Америке пустыни занимают значительно меньшую площадь, чем в Африке и Австралии?
Синяя карточка:
- Как называются пространства в Северной Америке, заросшие многолетними травами?
- Животные Южной Америки, роющие целые подземные городки.
Зелёная карточка:
- Назовите президента США.
- Назовите горную цепь Америки.
V. Рефлексия.
- Что было самым трудным?
- Что было вам интересно?
- Какие возникли вопросы?
- В старших классах на уроках географии вы подробнее поговорите об Америке.
VI. Домашнее задание.
Подобрать интересные факты об Америке.