Урок окружающего мира в 4-м классе по программе Занкова (1–4) по теме "Природа Нового Света"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование знаний об Америке через работу со справочной литературой.

Задачи:

  1. Образовательная: расширить знания учащихся об Америке (с опорой на знания полученные во 2 и 3 классах); совершенствовать умения работать со справочной литературой.
  2. Развивающая: развивать умения анализировать полученную информацию и делать выводы.
  3. Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир»,Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; энциклопедии, физическая карта полушарий, карточки с заданиями, рабочие тетради к учебнику, глобус.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте дети!

Самые лучшие на свете!

II. Повторение.

1. (на доске буквы: т ш е в и е п у с т е)

- Посмотрите на доску, какое задание можно предложить? (Составить слово)

Какое слово у вас получилось? (Путешествие)

Какая орфограмма в слове? (Непроверяемая безударная гласная Е)

Посмотрите в толковом словаре значение слова путешествие.(Один из учеников зачитает значение слова. Напомнить, что книгу надо листать за правый верхний угол)

2. – Как называют людей, которые отправляются в путешествие? (Путешественники)

Каких путешественников вы знаете? (Ф.Магеллан, Васко да Гама, А.Никитин, К.Колумб)

3. – На столах у вас карточки с портретами путешественников. Соедините линией портреты путешественников с их фамилиями.  (Рисунок 1)

4. – Эти путешественники жили много лет назад, а знаете ли вы современных путешественников? (Выслушать тех, кто захочет выступить. Если желающих не будет, можно рассказать о Конюхове или предложить детям самостоятельно найти материал дома).

- А с какой целью люди отправлялись в путешествие? (Чтобы установить новые торговые и дипломатические отношения, узнать о новых землях)

- О путешественниках какой эпохи мы с вами говорили на прошлом уроке? (Эпохи Возрождения)

- Почему она так называется? (Один из учеников в словаре находит объяснение)

- О каких великих путешественниках мы говорили на прошлом уроке и чем они прославились в истории? Покажите на карте пути их экспедиций.

5. – Магеллан доказал, что если всё время плыть с запада на восток, то можно обогнуть земной шар. А если плыть всё время с севера на юг? (Также можно обогнуть весь земной шар.. На глобусе посмотреть)

III. Новый материал.

- Предлагаю сегодня тоже отправиться в путешествие в Новый Свет. Какую цель будет достигать наша экспедиция? (Узнать особенности природы)

-Что мы ещё не знаем? (ответы детей)

Посмотрите на карту Америки, что можно о ней рассказать? (Учащиеся по карте называют горы, реки, озёра)

- Рассмотрите расположение природных зон Северной и Южной Америки. Сравните с расположением зон Евразии. Что заметили? (Природные зоны Евразии следуют друг за другом с севера на юг, а в Америке с запада на восток)

- Как вы думаете, почему так? (ответы детей)

Рассказ учителя.

Природная горная цепь – Кордильеры и Анды перекрывают путь влажным западным ветрам, поэтому на Тихоокеанском побережье Северной Америки влаги достаточно, но за горами силы западных ветров не хватает, влаги здесь мало. Здесь и расположилась пустыня Долина смерти. Поэтому природные зоны не только одна над другой, но и рядом друг с другом, с востока на запад. В некоторых случаях изменились и названия.

В Евразии – степи. (слова вынести на доску)

В Африке – саванны.

А в Южной Америке – пампасы (или пампы).

В Северной Америке – прерии.

Северная Америка находится в той же широте, что и Евразия, поэтому встречаются такие же животные и растения, но некоторые свойственны только этому материку.

Физкультминутка.

Работа в группах.

- Используя энциклопедии, подготовьте сообщения: 1 группа - растения Америки, 2 группа – животные Америки. (Учащиеся распределяют в группе обязанности и готовят сообщения. Приготовить иллюстрации разных животных и растений)

Выступление групп.

(при рассказе дети выбирают необходимые им иллюстрации и крепят на доску)

IV. Контрольное упражнение.

1. - Вот и закончилось наше путешествие. Достигли ли мы поставленной цели, проверим.

На контурной карте покажите пути следования экспедиции Колумба – синим цветом, Магеллана – красным.

2. Карточки с заданиями: красная повышенной трудности, синяя трудная, зелёная – лёгкая. (учащиеся выбирают карточки)

- Для подготовки 1 минута, а энциклопедии вам помогут. (Учащиеся отвечают на вопросы карточек)

Красная карточка: Объясните, почему в Южной Америке пустыни занимают значительно меньшую площадь, чем в Африке и Австралии?

Синяя карточка:

  1. Как называются пространства в Северной Америке, заросшие многолетними травами?
  2. Животные Южной Америки, роющие целые подземные городки.

Зелёная карточка:

  1. Назовите президента США.
  2. Назовите горную цепь Америки.

V. Рефлексия.

  • Что было самым трудным?
  • Что было вам интересно?
  • Какие возникли вопросы?
  • В старших классах на уроках географии вы подробнее поговорите об Америке.

VI. Домашнее задание.

Подобрать интересные факты об Америке.