Математическое образование – один из важнейших факторов развития и формирования личности, которые во многом опирается на эмпирический опыт ребенка, приобретенный в дошкольный период и на этапе начального обучения. В целях обеспечения преемственности между начальным, и средним образованием необходимо познакомить детей с основами геометрии, используя их жизненный опыт и развивая математическую интуицию, пространственное воображение, логическое мышление.
В настоящее время общепризнанна необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему математического образования, подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии.
Собственно изучение геометрии поздно начинается и, минуя качественную фазу освоения пространственных форм и отношений, начинается с изучения и оперирования метрическими свойствами. Связано это с тем, что систематический курс геометрии, которая по преимуществу является метрической. В то же время, как показали исследования Ж. Пиаже, первые геометрические представления детей являются в основном топологическими, т.е. являются качественными, а не количественными. (Пиаже Ж., «Избранные труды», М., 1969 г.)
Геометрия является феноменом общечеловеческой культуры, отличается собственным методом познания мира, а геометрическая деятельность есть первичная интеллектуальная деятельность.
Геометрическое мышление в основе своей есть мышление образное, чувственное, физиологически связанное с субдоминатным полушарием головного мозга. Только по мере развития геометрического мышления происходит возрастание логической составляющей и, соответственно, роли левого полушария. Для детей с преимущественным развитием правого полушария изучение геометрии в возрасте 8- 9 лет исключительно важно в прямом физиологическом смысле.
Формированию пространственного воображения младших школьников способствует и их правополушарная особенность латерализации. При левополушарном характере традиционной программы, по исследованиям ученых, дети 9- 10 лет остаются правополушарным. Лучших результатов добиваются те учителя, которые опираются на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребенка, что в изобилии предоставляет геометрический материал. «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг» И. Соньер.
Итак, обучение элементам геометрии младших школьников предполагает достижение следующих взаимосвязанных целей:
- развитие пространственного мышления детей как разновидности образного;
- ознакомление ребенка с органичным для него геометрическими методами познания как естественной составляющей математических методов.
Достижение указанных целей обусловлено развертыванием содержания обучения на принципах:
- Соответствия закономерностям интеллектуального развития ребенка, при котором реализуется прав ильный подход к развитию интеллекта на основе перехода от общих представлений о пространстве и об отношениях между такими элементами, которые выделяются непосредственно и характеризуют структуру в самом общем виде, к выявлению и дифференцированию элементов, лежащих на более глубоких структурных уровнях:
- Полноты математического образования, означающегося ознакомление учащихся с различными взаимно дополняющими и взаимно обогащающими методами математики.
Основной метод обучения может быть охарактеризован как наглядно-практический и наглядно-эвристический. Он не исключает использование логических рассуждений, так как каждая геометрическая задача предполагает анализ предметной области, выделение условий и требований, а поиск решения – соответствующих умозаключений.
Будучи убеждена, что познавательные возможности детей младшего школьного возраста намного выше, чем это принято считать, я желала соответствовать развитию таких возможностей на геометрическом материале. И не оставляла свои опыты и надежды по изучению курса геометрии. Мне хотелось иметь курс веселый и занимательный, построенный на игре, со сказками и приключениями.
Такой курс создан И.В. Шадриной. В основе обучения элементам геометрии на начальной ступени математического образования лежат следующие принципиальные положения:
- полнота математического образования;
- адекватность психического развития ребенка;
- реализация развивающих возможностей процесса усвоения геометрических знаний.
Эти принципиальные положения реализованы в рабочих тетрадях для 1-4 классов «Решаем геометрические задачи» И.В. Шадриной.
Элементы геометрии в начальных классах являются факультативным курсом для младших школьников. В предлагаемых книжках-тетрадях реализован подход к курсу геометрии. Он основывается на приоритете изучения качественных свойств геометрических фигур, что соответствует особенностям познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Все геометрические знания дети усваивают в процессе разнообразной практической и интеллектуальной деятельности. Задания направлены на формирование пространственных представлений и способствует когнитивному и эстетическому развитию детей. В первом классе школьники знакомится с геометрическими телами их расположением в пространстве. Для лучшего понимания и закрепления математического материала были разработаны дополнительные дидактические игры и задания.
1. Взаимное расположение тел в пространстве. (12ч)
- Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой точкой.
- Цвета радуги. Их очередность.
- Сравнение величин.
- Расположение тел в пространстве.
- Расположение тел в пространстве. Работа с пирамидками.
- Понятия: слева, справа, между.
- Справа, слева. Расположение тел.
- Понятия: между, слева, справа.
- Понятия: впереди, сзади.
- Противоположные стороны куба.
- Работа с цветными кольцами.
- Направление движения. Взаимное расположение тел в пространстве.
2. Поверхности. Линии. Точки. (18ч)
- Расположение тел в пространстве.
- Пересечение линий и предметов.
- Поверхности. Линии. Точки.
- Поверхности плоские и прямые.
- Замкнутые и незамкнутые поверхности.
- Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
- Граница области поверхности.
- Соседние области.
- Линии. Прямая линия и ее свойства.
- Волшебные гвоздики на Геоконте.
- Кривая линия.
- Вертикальные и горизонтальные прямые линии.
- Ломанная линия.
- Решение задач на развитие пространственных представлений.
- Обобщение изученного материала.
Однако для лучшего понимания закрепления математического материала в серьезную деятельность были разработаны дополнительные дидактические игры.
1. Взаимное расположение тел в пространстве.
Игры уточняют и закрепляют понятие вверху – внизу, выше – ниже, слева – справа, внизу – вверху, вперед – назад.
- «Кто выше?» Материал игры: декоративная таблица, на которой изображены голубое небо, зеленый луг, и река. На таблице пришиты крючки. На столе раскладываются вырезанные фигурки: звездочек, птичек, цветов и т.д. Фигурки закрыты. Ученик подходя к доске, вытягивает фигурку, называет ее и прикрепляет его на таблицу, отражая реальное расположение тел в пространстве.
- «Куда идешь и что найдешь?» учитель раскладывает мягкие игрушки в разных местах класса. Учитель командует: вперед пойдешь – машинку найдешь, влево пойдешь – мишку найдешь и т.д.
- «Построение в шеренгу». Кто самый высокий? Какой по росту Саша? Межу кем и кем ты стоишь?
- «Раскрась кольца пирамиды» Декоративная таблица, на которой изображены 3 пирамидки и самоклеющаяся бумага. Прикрепи кольца так, чтобы желтое кольцо было между красным и синим, а синее между желтым и зеленым.
- «Работа с планом класса». Найди свое место и дай свой адрес
- «Теремок».Работа с декоративной таблицей.
2. Поверхности. Линии. Точки. (18ч)
- «Геометрические сказки»
- «Раздели фигуры на части»
- по какому признаку раздели фигуры на части;
- соедини название фигур с их изображением;
- что изменилось;
- работа с пластилином (вылепи шар);
- работа с картоном, работа с полосками бумаги из приложения к учебнику.