Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

Разделы: История и обществознание


Протяженность маршрута экскурсии 1,5 – 2 км, время проведения 40 – 45 минут. Если погода не позволяет провести урок – экскурсию на улице, можно провести заочную экскурсию используя материалы учебного фильма, который был снят именно для этой цели. Весь материал собран учениками и мною в Государственном архиве Республики Марий Эл. В фильме используются макеты церквей города Царевококшайска (г.Йошкар-Олы), созданные народным умельцем Георгием Чиркиным, фотографии дореволюционного Царевококшайска, альбом В. Яндулова «Мой милый старый город» и то, что сохранилось от старины сегодня.

Цели и задачи урока – экскурсии:

  1. Сформировать представление об облике города XIX века.
  2. Проверить умения учащихся публично выступать со своими небольшими исследованиями.
  3. Развивать на основе краеведения интерес к своей малой Родине.

Методы: Лекция с элементами беседы, рассказ школьников об исторических местах, проверка усвоения материала.

Основные понятия: «паломничество», «паломник», «монастырь», «кельи», «трапезная» «странноприемный дом», «церковь», «храм», «алтарь», «икона».

Оборудование: заочной экскурсии - фильм о местах паломничества в Царевококшайске девятнадцатого века. Экскурсии – сохранившиеся храмы, исторические места, связанные с паломничеством. Фотографии макетов церквей.

План урока-экскурсии:

  1. Вводная лекция - беседа учителя.
  2. Тихвинская церковь.
  3. Входоиерусалимская церковь и Богородице – Сергиев женский монастырь.
  4. Троицкая церковь.
  5. Воскресенский собор.
  6. Вознесенская церковь.
  7. Экспресс викторина. Заключительное слово учителя.

Ход экскурсии

1. Начало экскурсии у Закладного камня в районе Ленинского садика. Перед началом экскурсии учитель дает задание ученикам: «Для того, чтобы успешно справиться с экспресс викториной, которая пройдет в конце экскурсии необходимо внимательно слушать и постараться запомнить факты и события из истории нашего города.»

Беседа учителя с ребятами: Ребята, когда был основан наш город? Кто приказал основать военную крепость на берегу реки Кокшага? Как вы думаете, почему было выбрано именно это место? Почему царь Иван Грозный приказал основать несколько крепостей таких как Яранск, Царевосанчурск, Царевококшайск? И так, в основном вы правильно ответили на все вопросы. Молодцы!

Наш город был основан по указу царя Ивана Грозного в 1584 году, но в правление его сына Федора Ивановича. Только 01 ноября 1584 года стрельцы под руководством воеводы пришли к берегам Кокшаги. Они же построили и первый острог, выкопали ров, соорудили вал, вокруг крепостной стены. Первоначально город называли Царёв город, но таких названий на Руси было много. Для уточнения географического положения города добавляли «на Кокшаге» Царев город на Кокшаге – Царевококшайск. Город-крепость рос. Границы города расширялись. В конце XYII века в городе случился страшный пожар. Большая часть строений сгорела, начали отстраиваться без какого либо плана. Только в 1835 году из Санкт- Петербурга прибыл генеральный план восстановления нашего города. Согласно этому плану в Царевококшайске, как и в столице России все улицы стали пересекаться строго под прямым углом, строили в городе и красивые церкви. Наш урок- экскурсия называется: «Царевококшайск глазами паломника».

Вопрос учителя: Кто знает, что означают слова «паломничество», «паломник»?

Слово паломничество означает путешествие верующими к «святым местам». Паломник – человек, совершающий это путешествие. Когда первые стрельцы прибыли в город, они с собой привезли провиант, боезапас и иконы. Отстроили стрельцы вначале часовенку, затем деревянную церковь. Позднее на средства прихожан и разных благотворителей было построено 5 каменных церквей и одна домовая.

Сейчас мы пройдем с вами к городскому парку. В XIX на этом месте располагалось городское кладбище. Здесь была построена Тихвинская церковь. Слово «церковь» в переводе с латинского означает « Божий дом».

2. Марышев Анатолий расскажет нам о Тихвинской церкви. (Рисунок 1)

Рисунок 1

«Церковь была построена при финансовой поддержке купца Стефана Вешнякова. Её освятили в 1774 году. В ней было 2 престола: в холодной части – Тихвинской Божьей Матери, а в теплом приделе во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. Из архивных документов следует, «здание каменное с такой же колокольнею», что мы с вами и видим. Внешних изменений церковь не претерпела. Особых служб в церкви не велось, лишь по большим праздникам было богослужение. Основная функция – отпевание усопших. В 1924г. по решению НКЮ СССР все кладбищенские церкви передавались группам верующих, желающим принять эти здания. Таковых в нашем городе не оказалось, поэтому 28 октября1926 года Президиум Мароблисполкома принял постановление о закрытии церкви. Отделу местного хозяйства было предложено использовать ее для своих нужд. Восстановлена церковь в середине 90х годов ХХ века.

3. Пройдем дальше дорогой паломника. Этот путь пойдет по бульвару Чавайна, до ул. Советской далее идем до Детского Мира, перейдем улицу и вот мы с вами на территории Богородице Сергиева женского монастыря. Сохранилось 4 двухэтажных здания от построек монастыря, в них располагались кельи. Напомню, что келья это отдельная жилая комната монаха. Через дорогу, мы видим двухэтажное здание. В нем располагалось монастырское училище для девочек. Входоиерусалимскую церковь снесли. (Рисунок 2) На ее фундаменте был построен Государственный архив Республик Марий Эл. Об истории церкви и монастыря расскажет Мурзаева Екатерина.

Рисунок 2

«Паломники, прибывшие в город Царевококшайск, обязательно побывали бы в Входоиерусалимской церкви, построенной в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. В 1860 году в храме происходили реставрационные работы бывшим лесничим Александром Алексеевым. Иконостас был перебран и украшен резьбою в стиле рококо, иконы заново покрыты лаком и позолотой. Судьба церкви трагична. В январе – феврале 1930 года она была закрыта. В ее стенах разместился хлебный склад. Имущество было передано в Вознесенскую Церковь. Позднее здание было взорвано, разобрано на кирпичи.

В середине 80-х годов 19века при церкви, на основе женской общины, по разрешению архиепископа Казанского Палладия был открыт Богородице – Сергиев женский монастырь в память посещения Преподобного Сергия Божьей Матерью. В момент открытия монастыря 20 октября 1888 года – монастырь представлял собой площадь, обнесенную с трех сторон каменною стеной, в которой находилось трое ворот. В главном двухэтажном здании на втором этаже находилась домовая церковь игуменьи Серафимы. Позднее построили трапезную (столовую), больницу, странноприемный дом (гостиницу для паломников), монастырское училище. В 1898 году в монастыре проживало 121 женщина по разным документам, 9 монашествующих и 64 девочки, которые обучались в монастырском женском училище. Где они изучали письмо, арифметику, Закон Божий, историю, географию, чтение, домоводство. Большое внимание уделялось духовно - нравственному воспитанию девочек. Монастырь был закрыт в 20-е годы 20 в.»

Вопрос учителя: Чем обучение девочек в монастыре отличается от современного?

4. Пройдем чуть дальше, к Русскому театру. Сейчас рядом с ним воздвигнут новый храм на фундаменте старого бывшей Троицкой церкви. (Рисунок 3) Собирал о ней материл в архиве Белоусов Владимир.

Рисунок 3

«Стрельцы, пришедшие в 1584 году, принесли с собой иконы, которые были бережно сохранены последующими поколениями. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в архиве: «… особо почитается икона, находящаяся в отдельном киоте, резной из дерева образ «Спасителя в темнице» На хранящейся в церкви деревянной колодке, бывшей на ножке этой иконы, вырезаны слова «от стрельца 1695г.» с особым благословением молятся перед ней. Эта икона хранилась в церкви Святой Живоначальной Троицы, построена в 1736 году. Это каменное двухэтажное здание, построенное на средства купца Стефана Вишнякова и дворцового крестьянина деревни Жуковой Алексея Осокина. Рядом с церковью стояла колокольня с сетью колоколов разной величины: от 281 пуда 39 фунтов до 1пуда 1фунта. При церкви была школа, где учились дети прихожан. Здание ее сохранилось до сих пор. Оно перед нами. При церкви также была библиотека, по данным архива в 1872 году выписывали «Православное обозрение», «Православный собеседник». В 1904 году церковная библиотека насчитывала 355 экземпляров. В трудное для края время 20-х годов, когда страшный голод охватил республику, Троицкая церковь лишилась церковной утвари из серебра и золота. В 1932 году церковь закрыли, здание было передано под музей с антирелигиозным отделом. Позднее оно пустовало. Здание церкви разрушили и только в конце 90-х годов 20 века его начали восстанавливать. Однако, внешний вид храма не соответствует оригиналу, хотя восстанавливается на старом фундаменте.»

5. Пройдем ребята дальше по улице К. Маркса. Мы с вами окажемся на том месте, где до 1961 года находился Воскресенский собор. (Рисунок 4) От собора остался только подвал.

Рисунок 4

Иванаева Наташа расскажет нам о том, что она узнала о храме из клировых ведомостей 19века. «Собор был построен в 1759 году на средства прихожан, среди которых выделялся щедростью казанский купец Василий Федорович Булыгин. Здание было каменной с такой же колокольней. На ней было 7 колоколов от 1-142п. 29ф; 2-25п. 35ф; 3-55п. и 4 маленьких без обозначения веса. Престолов в Воскресном соборе было два. Главный в память обновления храма Воскресения Христова (13 сентября) и во имя Покрова Пресвятой Богородицы (10 октября). Само по себе здание собора было красиво и величественно. Стены храма расписаны иконописным письмом.

В приходе есть учебные заведения: Царевококшайское высшее начальное училище, Царевококшайская женская гимназия, Царевококшайская мужская гимназия, Вараксинское министерское училище, Сенькинское земское начальное училище. В голодном 1922году областная комиссия изъяли в пользу голодающих часть церковных ценностей: серебряные ризы, серебряные с позлащенными венцами с самых богатых и почитаемых икон Спасителя и Божьей Матери, а так же обложки с Евангелие.

В соответствии с декретом ВЦИК об отделении церкви то государства община Воскресенского собора 26 июля 1922 заключила договор с Краснококшайским исполкомом о бессрочном и бесплатном использовании здания собора. Верующие обязаны беречь это народное достояние, использовать исключительно для удовлетворения религиозных потребностей, не вести политических собраний, проповедей, раздачи книг, враждебных Советской власти, оплачивать счета. Церковный совет все соблюдал исправно. В 1928 г. профсоюзные организации г. Йошкар-Олы ходатайствуют перед административным отделом Мароблисполкома о передаче в их пользование здание Воскресенского собора для использования под межсоюзный клуб. В 1929г. церковь была закрыта. Культовые предметы переданы в другие церкви. Особо ценные предметы взяты на учет, как исторические ценности. К таким предметам были отнесены: иконы Спасителя (16век), принесенные стрельцами, напрестольный крест 1677г. с вкладной надписью и напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1681г. в вызолоченном металлическом окладе на лицевой стороне.

Интересный исторический факт: в 1932 году в г. Йошкар-Оле запрещен колокольный звон, так как отвлекает от работы, понижает производительность труда.

В здании Воскресенского собора произошли изменения. Убрана была часть колокольни. В самом здании разместился кинотеатр «Октябрь» Во время войны до 1944 года размещались мастерские одного из эвакуированных заводов. В 1944 году в здании вновь открыт православный храм. Церковную утварь собирали по–разному: часть изготовлялась по заказу храма, много жертвовали прихожане, большая часть утвари из Краеведческого музея и Цибикнурской церкви. В 1961 году здание собора было разрушено в соответствии с планом реконструкции для расширения сквера и строительства зеленой полосы по правому берегу реки Малая Кокшага.»

6. Пройдем еще по улице К.Маркса, обратите внимание, три церкви находятся почти рядом на одной улице.

Мы с вами совершаем путь паломника идем к церкви. Несмотря на то, что город был тогда очень маленьким, паломнику было, где помолиться, найти пищу и кров. Мочалов Максим расскажет о Вознесенской церкви. «Если бы мы оказались в Царевококшайске в 19 веке рано утром, то вместе с горожанами и паломниками поспешили на службу в Вознесенскую церковь. Не по аллеям Ленинского садика, а по Базарной площади прошли к двухэтажной красивой церкви, построенной в 1756году на берегу реки Малая Кокшага. Церковь Вознесения Господня (Рисунок 5) построена стараниями купца Ивана Пчелина, колокольня также была каменной. Архитектура внешнего фасада была достаточно оригинальна - по северной и западной сторонам тянулась открытая галерея. На второй этаж вела закрытая лестница. Церковь привлекала взор не только своим внешним видом, но и внутренним убранством. Предалтарный иконостас деревянный в 5 ярусов украшен резьбой и окрашен синей краской. В храме находилась очень красивая икона – Казанской Божьей Матери, в серебряно- позолоченной ризе, с такими же венцами весом 207 золотников. В ризнице Вознесенской церкви хранилось Евангелие на листах разных форматов, обложенных серебром с накладными изображениями, кресты, потиры, дарохранительницы и прочие необходимые храму принадлежности. В период голода, в 1922году из храма было изъято 43 фунта,74 золотника драгоценных металлов. В январе 1937 года Президиум исполкома МАССР принял постановление «О закрытии Вознесенской церкви» г.Йошкар-Олы из-за того, что общиной верующих не произведен ремонт, чем нарушили условия договора и многочисленные инструкции. В марте 1938 года постановление президиума Горсовета оно передавалось для использования Радиокомитета, 1939г. – пивной склад, в ноябре 1940 года – передан товариществу «Мари художник». Во время Великой Отечественной войны в здании церкви находились цеха одного из военных заводов. После войны в здании церкви находился городской завод по производству пива.

Рисунок 5

Община верующих обращались во все компетентные организации после закрытия Воскресенского собора с целью получить церковное здание себе, но получила отказ. После неоднократных обращений верующих 1февраля 1989 года здание церкви передано исполнительному органу религиозного общества русской православной церкви. Сейчас мы видим восстановленный красивый храм Вознесения Господня.»

7. Итак, мы посетили «святые места» нашего города – Царевококшайска. Как видим, паломникам было, где побывать, где приложиться к местным чудотворным образам, побывать на православных праздниках.

Сейчас, мы с вами проверим, кто был более внимателен на нашей экскурсии. Я предлагаю вам тест. Кто быстрее и правильно может ответить на вопросы?

ТЕСТ

1. В каком году был основан наш город?

А. 1873г.

Б. 1584г.

В. 1673г.

2. Какая церковь считалась кладбищенской?

А. Троицкая

Б. Тихвинская

В. Воскресенская

3. Какая церковь поражала своим внутренним убранством?

А. Входоиерусалимская

Б. Воскресенская

В. Троицкая

4. При которой городской церкви был открыт женский монастырь?

А.Вознесенская

Б. Воскресенская

В. Входоиерусалимская

5. Какая церковь была построена в 1756году?

А. Тихвинская

Б.Воскресения

В.Вознесения

Домашнее задание: проведите подобную экскурсию со своими родителями, постарайтесь рассказать им о Царевококшайске с точки зрения паломника.

Дополнительно разработана кратка презентация для демонстрации. (Приложение 1)